Тема 17. Система права и система законодательства
План
1. Понятие и элементы системы права; соотношение системы права
и системы законодательства; предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли
2. Характеристика основных отраслей российского права.
3. Понятие и виды систематизации законодательства.
Понятие и элементы системы права;
соотношение системы права и системы законодательства;
предмет и метод правового регулирования
как основания деления права на отрасли
Праву как социальному явлению, несмотря на его кажущуюся хаотичность, присущи признаки организованного явления. Иными словами, право обладает такими признаками системного образования, как упорядоченность и стройность, и имеет свою структуру.
Система права – явление объективное, хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. Таким образом, система права –это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
Признаки системы права:
1. Складывается в соответствии с потребностями общественного развития.
2. Состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей.
3. Характеризуется наличием прямых и обратных связей.
4. Должна быть внутренне не противоречивой, согласованной.
Элементы системы права:
1. Норма права – первичный структурный элемент системы права.
2. Правовой институт – совокупность норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Крупные правовые институты, охватывающие значительный по объему круг правовых норм, могут подразделяться на субинституты.
3. Отрасль права – совокупность норм, объединенных в правовые институты, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Некоторые отрасли права в своем составе имеют подотрасли – совокупность норм права, регулирующих несколько однородных общественных отношений.
Система права – содержание; система законодательства – форма.
Система права состоит из норм, правовых институтов и отраслей права; система законодательства состоит из нормативно-правовых актов (законов и других подзаконных нормативных актов).
Система права в большей мере связана с системой общественных отношений; система законодательства определяется волей законодателя, исходя из принципа эффективности и целесообразности.
Кроме норм, законодательство включает призывы, декларации, указания на цели и мотивы издания норм права; система права включает в себя только нормы.
Количество отраслей права не совпадает с количеством отраслей законодательства.
Правовая система в отличие от системы права представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны (государства).
Она имеет следующую структуру:
– система права;
– система законодательства;
– правовые институты и правовые учреждения (правотворческие
и правоприменительные);
– правовые понятия, принципы, символы;
– правовая политика, идеология, культура;
– юридическая практика.
В основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Кроме предмета и метода правового регулирования можно в качестве факультативного основания признать наличие основного источника (как правило кодифицированного) у каждой отрасли права.
Итак, предмет правового регулирования –это совокупность общественных отношений, регулируемых правом.
Именно предмет обусловливает в первую очередь необходимость выделения той или иной отрасли права, а когда отрасль начинает формироваться, появляется и соответствующий ей метод регулирования, во многом зависящий от воли законодателя. И предмет, и метод правового регулирования имеют свои сложные структурные компоненты. В структуру предмета правового регулирования входят: а) субъекты; б) объекты регулирования общественных отношений; в) социальные факты, с которыми связано возникновение соответствующих отношений. В структуре метода правового регулирования имеются следующие структурные компоненты: а) установление границ правового регулирования; б) закрепление в нормативных актах прав и обязанностей субъектов – участников отношений, предписания о должном и возможном их поведении; в) наделение участников отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, что позволяет им вступать в разнообразные правоотношения;
г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений. Таким образом, под методом правового регулирования следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов и способов воздействия права на общественные отношения.
Признаки, характеризующие метод правового регулирования:
– юридические факты, необходимые для возникновения правоотношений;
– юридическое положение участников правоотношений;
– характер прав и обязанностей участников правоотношений и их распределение между ними;
– виды санкций – государственно-принудительных мер за нарушение требований норм права и порядок их применения.
Методы правового регулирования:
– императивный(категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от правовых предписаний. Характерен для уголовного, административного, финансового и других отраслей права. Имеет следующие особенности: жесткий характер регламентации поведения участников правоотношений; неравное положение участников правоотношения; наличие отношений власти и подчинения;
– диспозитивный(автономный) – способ воздействия, предполагающий предоставление субъектам права альтернативного варианта поведения. Присущ прежде всего гражданскому праву. Имеет также ряд особенностей: относительная свобода поведения сторон; равное положение участников правоотношения; способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения;
– поощрительный–способ воздействия, стимулирующий социально-полезное, активное поведение путем поощрений. Свойственен прежде всего трудовому праву, но также используется и в других отраслях права, например в административном праве;
– рекомендательный–способ воздействия, предлагающий субъектам наиболее целесообразный вариант поведения. Используется государством при организации отношений с общественными организациями, фермерскими и иными сельскохозяйственными субъектами.