Тема № 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
____________________
ФГБОУ ВПО АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ
Кафедра философии, истории и культурологии
Методические указания обучающимся
По изучению дисциплины
ИСТОРИЯ
ДЛЯ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ
Химки – 2012 г.
УДК-
ББК-
Рецензенты:
И.А.Лаврова, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры философии, истории и культурологии АГЗ МЧС России (г. Химки)
М.А.Аракелян, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры философии, истории и культурологии АГЗ МЧС России (г. Химки)
Виноградов А.В., Корнеев В.В. Методические указания обучающимся по изучению дисциплины «История». Химки: АГЗ МЧС России, 2012. 37с.
В пособии представлена программа, содержание разделов и тем дисциплины «История». По каждому семинарскому занятию даны методические указания, список рекомендованной литературы. В заключительную часть учебно-методических материалов вынесены вопросы для подготовки к экзамену.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины:– сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи дисциплины:заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:
· понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
· знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
· воспитание нравственности, морали, толерантности;
· понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
· навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
II. Распределение бюджета времени
Номера и наименование разделов и тем | Всего часов учебных занятий | В том числе учебных занятий с преподавателем | Из них по видам учебных занятий | Время, отводимое на самостоятельную работу и др. | ||||||||||
лекции | семинары | лабораторные работы | практические занятия | групповые упражнения | групповые занятия | тактические и тактико-специальные занятия и учения | КВШИ КШУ, военные (военно-специальные) игры | курсовые работы (проекты, задачи) | самостоятельная работа под руководством преподавателя | другие виды учебных занятий | ||||
1 (2) семестр | ||||||||||||||
Тема №1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки | ||||||||||||||
Тема №2.Особенности становления государственности в России и мире | ||||||||||||||
Тема №3. Русские земли и население Руси в сообществе с народами евразийского континента в XIII –XV вв. | ||||||||||||||
Тема №4. Россия в XVI-XVII вв. в контексте развития мировой цивилизации. | ||||||||||||||
Тема №5. Россия и мир в XVIII - XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот. | ||||||||||||||
Тема №6. Россия и мир в XX веке. | ||||||||||||||
Тема №7. Россия и мир на рубеже XX – XXI столетий. | ||||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||||
Итого: |
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ
Тема № 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.
Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки.
Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.