Тема № 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

____________________

ФГБОУ ВПО АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ

Кафедра философии, истории и культурологии

Тема № 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки - student2.ru

Методические указания обучающимся

По изучению дисциплины

ИСТОРИЯ

ДЛЯ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ

Химки – 2012 г.

УДК-

ББК-

Рецензенты:

И.А.Лаврова, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры философии, истории и культурологии АГЗ МЧС России (г. Химки)

М.А.Аракелян, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры философии, истории и культурологии АГЗ МЧС России (г. Химки)

Виноградов А.В., Корнеев В.В. Методические указания обучающимся по изучению дисциплины «История». Химки: АГЗ МЧС России, 2012. 37с.

В пособии представлена программа, содержание разделов и тем дисциплины «История». По каждому семинарскому занятию даны методические указания, список рекомендованной литературы. В заключительную часть учебно-методических материалов вынесены вопросы для подготовки к экзамену.

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины:– сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины:заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

· понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

· знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

· воспитание нравственности, морали, толерантности;

· понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

II. Распределение бюджета времени

Номера и наименование разделов и тем Всего часов учебных занятий В том числе учебных занятий с преподавателем Из них по видам учебных занятий   Время, отводимое на самостоятельную работу и др.
лекции семинары лабораторные работы практические занятия групповые упражнения групповые занятия тактические и тактико-специальные занятия и учения КВШИ КШУ, военные (военно-специальные) игры курсовые работы (проекты, задачи) самостоятельная работа под руководством преподавателя другие виды учебных занятий
1 (2) семестр
Тема №1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки                    
  Тема №2.Особенности становления государственности в России и мире                              
Тема №3. Русские земли и население Руси в сообществе с народами евразийского континента в XIII –XV вв.                    
Тема №4. Россия в XVI-XVII вв. в контексте развития мировой цивилизации.                    
Тема №5. Россия и мир в XVIII - XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.                  
  Тема №6. Россия и мир в XX веке.                            
  Тема №7. Россия и мир на рубеже XX – XXI столетий.                              
                             
                             
Экзамен                        
Итого:                    

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ

Тема № 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки.

Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

Наши рекомендации