Причины введения курса основы религиозных культур и светской этики в современных школах. Цели и задачи курса

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1……………………………………………………………………………………5

§1 …………………………………………………………………………………………5

§2………………………………………………………………………………………….6

§3………………………………………………………………………………………….9

Глава 2…………………………………………………………………………………...11

§1…………………………………………………………………………………………11

§2…………………………………………………………………………………………14

§3…………………………………………………………………………………………16

§4…………………………………………………………………………………………17

Выводы по главе………………………………………………………………………..19

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 3…………………………………………………………………………………...21

§1…………………………………………………………………………………………21

§2…………………………………………………………………………………………23

Выводы по главе………………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..26

Приложение 1…………………………………………………………………………...27

Введение

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к усилению влияния религии на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий. С этой целью представляется целесообразным проанализировать исторический опыт, учесть образовательную практику соперничающих между собой позиций, но фактически утверждающих различные варианты единой стратегии общего религиозного воспитания и просвещения в светской школе.

Вопросы религиозного и религиоведческого воспитания и обучения рассматриваются в работах Е.А. Андреева, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, К.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачева, Н.Д. Никандрова, М.Г. Писманика, И.Н. Яблокова и др. В своих работах авторы рассматривают проблемы взаимодействия системы образования с обществом; решают основополагающие для общества задачи: становление личности как гражданина, организация профессиональной ориентации учащихся и т.д.

Цель исследования заключается в изучении и анализе особенностей религиозного и религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях РФ; выявлении тенденций развития этого направления образования; анализе процесса религиозного воспитания и религиозного просвещения в работе классного руководителя.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

• разграничение понятий религиозного воспитания и религиозного просвещения для обеспечения соблюдения законодательно утвержденного принципа светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• анализ правовой базы религиоведческого и религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации;

• изучение особенностей и выявление форм, методов и средств успешного преподавания знаний о религии школьникам в современной России;

• изучение трудностей преподавания знаний о религии в работе классного преподавателя.

Объектом исследования выступает проблема преподавания знаний о религии в системе среднего образования; процесс религиозного воспитания школьников в работе преподавателей.

Предметом исследования является выявление форм, методов и средств религиозного воспитания и религиозного просвещения в современной школе; практика реализации религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России.

Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что религиозное воспитание в школе будет организовано успешно, если:

1) будут учтены особенности социокультурного окружения детей;

2) преподавать данную дисциплину будут компетентные и высококвалифицированные специалисты;

3) будет основываться на традициях духовности;

В работе были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической и религиозной литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические:

- анкетирование;

- метод обработки данных

Экспериментальная база: ученики 4 класса средней школы № 37 г. Сыктывкара..

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработка проблемы преподавания знаний о религии дает возможность в перспективе создать развернутую целостную государственную концепцию религиозного и религиоведческого образования, которая может быть использована в качестве основания для проведения дальнейшего теоретического и эмпирического исследования выявленных тенденций изменения религиозного и религиоведческого образования. Материалы данной работы могут способствовать принятию оптимальных решений по вопросам регулирования взаимодействия социальных общностей и органов государственной власти в сфере религиозного и религиоведческого образования. А также выявить необходимые для этого формы, методы и средства на основании изученных особенностей преподавания знаний о религии.

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, 1 приложения. Общий объём работы составляет 28 печатных листов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретические основы религиозного воспитания и просвещения в системе образования РФ.

Причины введения курса основы религиозных культур и светской этики в современных школах. Цели и задачи курса.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Молодым людям присущи такие негативные явления, как эгоизм, национальная и религиозная нетерпимость, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, низкий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством.

Целостное знание о мире не может сегодня не включать в себя знание религии, основанное на философском осмыслении. Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, переживающей трудный этап своего политического, экономического и социального переустройства, крайне важно осознание ценностных оснований религиозных учений как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания уважения, доброты, толерантности.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Отрадно, что на рубеже тысячелетий церковь и государство пришли к пониманию необходимости совместной заботы о подрастающем поколении. В этом – залог нравственного возрождения всего народа.

Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами апробации являются:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Наши рекомендации