Религиозное воспитание и просвещение в школах РФ. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России более миллиона учащихся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Идея курса ОРКиСЭ отчасти появилась как реакция на мировоззренческий коллапс школы 1990-х после крушения социализма, когда в школах отказались не только от коммунистической идеологии, но и от воспитания вообще («воспитывать надо дома!»). Через несколько лет стало понятно, что воспитывать в школе — или хотя бы говорить об этике — все-таки надо. Не каждая семья сама с этим справится, и многие дети рискуют вырасти даже без зачаточных представлений о правилах общежития.

Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Инициаторами введения курса ОРКиСЭ стали традиционные религиозные организации России. «Основы православной культуры преподаются уже несколько лет, — напомнил заместитель декана факультета церковного служения Российского православного университета иеродиакон Лаврентий (Полешкевич). — Но сейчас курс “Основы религиозных культур и светской этики” вводится в основной образовательный компонент учебной программы. Преподавание традиционных для России религиозных культур и светской этики обсуждали Святейший Патриарх Кирилл и лидеры традиционных религий на встрече с президентом Медведевым в 2009 году. При Министерстве образования и науки РФ был создан координационный совет, в состав которого вошли представители традиционных религий, участвовавшие в написании учебников, а также светские специалисты, которые писали пособия по основам светской этики и мировым религиям».

Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

Наука и религия не противоречат друг другу, являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука в большей мере решает задачу накопления точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.

Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. Также целесообразно использовать педагогические возможности образовательных экскурсий в музеи, выставки, центры дополнительного образования детей, реализующие различные авторские образовательные программы в области культуры, этики, морали, духовно-нравственного воспитания.

Светский характер образовательного процесса не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции), такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося. Целесообразно приглашать родителей, участников местного сообщества на завершающие открытые мероприятия, творческие презентации, уроки-инсценировки, уроки-праздники и т.п., а также наладить системное тесное сотрудничество с родителями школьников на протяжении всего изучения курса.

Преподаваться ОРКиСЭ будет в третьей и четвертой четвертях 4-го класса (всего 36 часов). Аттестация не предусмотрена. При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:

- социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;

- к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;

- в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

- развитие представлений о нравственных нормах и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Наши рекомендации