Рассмотрение законопроекта Государственной Думой в третьем чтении

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона.

В случае, если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения, Совет Государственной Думы направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы:

- Президенту РФ,

- в Совет Федерации,

- Правительство РФ,

- депутатам Государственной Думы.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

Если законопроект не принят или не одобрен Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным. Решение об отклонении законопроекта оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.

В исключительных случаях по требованию фракций, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы[12].

Указанные решения оформляются соответствующими постановлениями Государственной Думы.

Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний Государственной Думы, заключениями Правительства РФ и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение Советом Федерации
принятого Государственной Думой федерального закона

В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации, порядок которого определен ст. 103 Регламента Совета Федерации.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом в Совет Федерации направляются также:

- постановление Государственной Думы о принятии федерального закона,

- стенограмма заседания Государственной Думы,

- документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу;

- информация о позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по федеральному закону принятому Государственной Думой по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в Совет Федерации.

Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации.

Отсутствие в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, заключения Правительства РФ может служить основанием для его отклонения Советом Федерации.

Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации[13].

В соответствии с толкованием Конституционным Судом РФ ст. 106 Конституции РФ, если Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении. Однако, данное правило не распространяется на федеральные законы, признаваемые самим Советом Федерации подлежащими рассмотрению в Совете Федерации, если они приняты Государственной Думой по вопросам, не перечисленным в ст. 106 Конституции РФ[14].

Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации соответствующего распоряжения.

После поступления и регистрации в Совете Федерации принятого Государственной Думой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации либо заместитель Председателя Совета Федерации по согласованию с председателями комитетов Совета Федерации определяет комитет палаты, ответственный за рассмотрение федерального закона, и в срок, не превышающий 24 часов, направляет федеральный закон в этот комитет и в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки заключений, а также вправе передать федеральный закон для подготовки заключения нескольким комитетам Совета Федерации, определив комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, и комитеты-соисполнители.

Для подготовки заключений комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, Правовому управлению Аппарата Совета Федерации устанавливается срок, как правило, не менее 72 часов с момента поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.

Члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерального закона в субъектах Российской Федерации и при наличии замечаний по федеральному закону направить их в ответственный за рассмотрение закона комитет Совета Федерации.

Предварительное рассмотрение федерального закона комитетом Совета Федерации. Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, предварительно рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение. Предварительное рассмотрение происходит открыто с возможным участием в заседаниях инициатора законопроекта, ученых и специалистов в качестве экспертов, а также представителей СМИ.

При рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, членам Общественной палаты РФ, уполномоченным советом Общественной палаты РФ, предоставляется слово для выступления.

Заключение по рассматриваемому федеральному закону принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета Совета Федерации[15].

В комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, не позднее чем за 24 часа до начала заседания комитета представляется заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону.

В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, должны содержаться:

- указание о том, подлежит ли рассматриваемый федеральный закон в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации;

- при рассмотрении федерального закона, относящегося к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обобщенная позиция органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принявших соответствующие решения и направивших их в Совет Федерации;

- информация о принятых (отклоненных) Государственной Думой поправках Совета Федерации, членов Совета Федерации к проекту рассматриваемого федерального закона;

- рекомендация Совета законодателей по рассматриваемому федеральному закону;

- оценка политико-правовых и социально-экономических последствий реализации федерального закона.

В заключении комитета Совета Федерации отражаются результаты антикоррупционной экспертизы, проведенной в соответствии с п. «а.1» ч. 1 ст. 27 Регламента Совета Федерации.

В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, формулируется одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;

б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой (мотивы отклонения излагаются в заключении).

В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, формулируется одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Федерации не рассматривать на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон и направить его Президенту Российской Федерации;

б) рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон.

Заключение ответственного комитета Совета Федерации с указанием позиции комитетов-соисполнителей представляется Председателю Совета Федерации.

Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения ответственного комитета Совета Федерации и проекта постановления Совета Федерации.

С содокладом по федеральному закону может выступить председатель или заместитель председателя либо по поручению комитета член комитета Совета Федерации, которому рассматриваемый федеральный закон был передан для подготовки заключения.

Затем слово предоставляется представителю Правительства РФ для оглашения официального отзыва Правительства РФ о рассматриваемом Советом Федерации федеральном законе. Но он может не оглашаться на заседании Совета Федерации, если его текст был представлен членам Совета Федерации в письменной форме.

Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону также представляется членам Совета Федерации в письменной форме.

На заседании Совета Федерации подлежит обязательному рассмотрению, в случае его поступления в Совет Федерации, заключение Общественной палаты РФ по результатам общественной экспертизы рассматриваемого федерального закона. Членам Общественной палаты РФ, уполномоченным ее советом, предоставляется слово для выступления при рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 18 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»[16] и Регламентом Совета Федерации.

После выступления представителя Правительства РФ Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает одно из следующих решений:

- одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения;

- обсудить его на заседании палаты.

По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;

б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Решение об одобрении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона, в частности отсутствия стенограммы заседания Государственной Думы, документов и материалов, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу, заключения Правительства РФ, заключения ответственного комитета Совета Федерации, заключения Правового управления Аппарата Совета Федерации, проекта постановления Совета Федерации, палата вправе принять решение о переносе вопроса о рассмотрении федерального закона на следующее заседание Совета Федерации, которое принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 1/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса о рассмотрении принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, его рассмотрение должно быть завершено на следующем заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. По результатам рассмотрения председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, переданного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения 14-дневного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем регистрации федерального закона в Совете Федерации.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации, в котором могут содержаться:

а) предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой;

б) поручение комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, и сопредседателю согласительной комиссии от Совета Федерации подготовить и направить в Государственную Думу поправки к федеральному закону, отклоненному Советом Федерации.

Обоснование решения об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации с указанием тех положений федерального закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой.

Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом в 5-дневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу.

Председатель Совета Федерации может проинформировать о мотивах отклонения федерального закона Советом Федерации Президента РФ.

Особенности рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации. В случае если 14-дневный срок рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, истекает до очередного заседания Совета Федерации, то Совет палаты вправе принять одно из следующих решений:

а) поручить Председателю Совета Федерации направить Президенту РФ для подписания и обнародования федеральный закон, считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ;

б) поручить Председателю Совета Федерации созвать внеочередное заседание Совета Федерации для рассмотрения федерального закона, по которому у комитетов Совета Федерации имеются замечания.

Направление одобренного Советом Федерации федерального закона Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон и постановление Совета Федерации в 5-дневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляются Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона направляется также в Государственную Думу.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации без рассмотрения федеральный закон по истечении 14-дневного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем регистрации федерального закона в Совете Федерации, Председателем Совета Федерации направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума.

Повторное рассмотрение Государственной Думой
федеральных законов, отклоненных Советом Федерации

В соответствии с положениями гл. 14 Регламента Государственной Думы, в случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета, который по итогам рассмотрения федерального закона вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы, в котором может предложить одно из следующих решений:

- снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой в связи с отклонением его Советом Федерации;

- принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции;

- создать по предложению либо с предварительного согласия Совета Федерации согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших между Государственной Думой и Советом Федерации разногласий по отклоненному Советом Федерации федеральному закону.

Если палата принимает решение о проведении обсуждения перед голосованием, то в обсуждении участвуют представители фракций.

Постановление Государственной Думы о снятии федерального закона с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если Государственная Дума не согласилась с предложением ответственного комитета о снятии федерального закона с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой, то председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос о принятии федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.

В соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ федеральный закон считается принятым в ранее принятой редакции, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Преодоление возникших разногласий
между Советом Федерации и Государственной Думой

Как уже отмечалось, для преодоления возникших разногласий в связи с отклонением Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ палатами Федерального Собрания РФ может быть создана согласительная комиссия по инициативе:

- как Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой,

- так и Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации.

В случае, если Совет Федерации при отклонении федерального закона не обратился к Государственной Думе с предложением о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий по данному федеральному закону, а Государственная Дума в свою очередь обратилась к нему таким предложением, эта инициатива Государственной Думы подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Совета Федерации. Решение о создании согласительной комиссии принимается на заседании Совета Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

В случае отклонения Советом Федерации инициативы Государственной Думы о создании согласительной комиссии федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации в целом.

Согласительная комиссия создается на паритетных началах из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, установленном Регламентами палат Федерального Собрания, и прекращает свою деятельность после принятия Советом Федерации решения об одобрении или отклонении федерального закона.

Депутации от Государственной Думы и Совета Федерации в согласительной комиссии. Сопредседатель согласительной комиссии и другие ее члены образуют депутацию Государственной Думы в согласительной комиссии. Члены согласительной комиссии и ее сопредседатель от Совета Федерации избираются Советом Федерации в количестве не менее трех членов Совета Федерации и образуют депутацию от Совета Федерации в согласительной комиссии. Членом согласительной комиссии от Совета Федерации может быть только член Совета Федерации.

Члены согласительной комиссии обязаны присутствовать на ее заседаниях.

Депутаты Государственной Думы, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях и участвовать в обсуждении федерального закона с правом совещательного голоса.

Депутация Государственной Думы в согласительной комиссии вправе при необходимости привлекать:

- гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, в аппарате ответственного комитета или в других структурных подразделениях Аппарата Государственной Думы,

- работников структурных подразделений Аппарата Государственной Думы для содействия в выработке единого текста федерального закона,

- ученых и специалистов в качестве экспертов.

Члены Совета Федерации, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях и высказывать свое мнение по существу обсуждаемых вопросов.

Организационное, информационное и документационное обеспечение деятельности депутаций в составе согласительной комиссии осуществляет:

- аппаратом ответственного комитета Государственной Думы во взаимодействии с другими структурными подразделениями Аппарата Государственной Думы;

- аппаратами комитетов Совета Федерации, готовивших заключения по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, а также иными структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации в пределах их компетенции.

Порядок работы согласительной комиссии. Согласительная комиссия рассматривает:

- лишь те положения федерального закона, по которым возникли разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц рассматриваемого федерального закона;

- каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона.

Согласительная комиссия вправе принимать решение об изменении редакции отдельных статей федерального закона, в отношении которых не имелось возражений Совета Федерации, если такое изменение обусловлено новой редакцией статей федерального закона, выработанной на основе предложений Совета Федерации, поддержанных согласительной комиссией.

Заседания согласительной комиссии стенографируются. По итогам каждого заседания и по результатам своей работы согласительная комиссия составляет протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению возникших разногласий или обосновывается невозможность их преодоления этим составом согласительной комиссии, и сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения с предложениями о преодолении разногласий.

Протокол согласительной комиссии, содержащий обоснование невозможности преодоления возникших разногласий по федеральному закону, рассматривается на ближайшем заседании Совета Федерации. Совет Федерации вправе принять одно из следующих решений:

а) изменить предложения Совета Федерации по редакции отдельных положений федерального закона;

б) изменить состав депутации от Совета Федерации в согласительной комиссии;

в) отказаться от участия в работе согласительной комиссии.

Принятое решение оформляется постановлением Совета Федерации, которое в 5-дневный срок со дня его принятия направляется в Государственную Думу.

До подписания заключительных протокола и сопоставительной таблицы федеральный закон в редакции согласительной комиссии направляется в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для проведения правовой и лингвистической экспертиз.

Заключительные протокол и сопоставительная таблица подписываются сопредседателями согласительной комиссии от Совета Федерации и от Государственной Думы.

Решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутаций от Государственной Думы и Совета Федерации. Решение, как правило, принимается открытым голосованием и считается принятым, если за его принятие проголосовало:

- большинство членов каждой депутации;

- а также, если за его принятие проголосовали обе депутации.

Если депутациями не преодолено разногласие хотя бы по одному возражению Совета Федерации, согласительная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы. Ответственный комитет информирует Государственную Думу об итогах работы согласительной комиссии и вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы, в котором предлагает Государственной Думе либо снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой в связи с отклонением его Советом Федерации либо принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Федеральный закон в редакции согласительной комиссии, а также заключительные протокол, сопоставительная таблица и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы вносятся на повторное рассмотрение Государственной Думы.

Федеральный закон в редакции согласительной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятие федерального закона в редакции согласительной комиссии оформляется постановлением Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в редакции согласительной комиссии оформляется согласительной комиссией совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней направляется на рассмотрение Совета Федерации с приложением необходимых материалов.

Если федеральный закон в редакции согласительной комиссии не набрал необходимого для принятия числа голосов, то председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос о принятии федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции большинством голосов не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы[17].

Если предложение ответственного комитета о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в ранее принятой Государственной Думой редакции при голосовании не набрало необходимого для принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы.

Повторно принятый Государственной Думой федеральный закон Председатель Государственной Думы в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования и уведомляет об этом Председателя Совета Федерации.

Наши рекомендации