Глава 1. Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Методическое пособие для работы с родителями

Содержание

Введение. 3 стр.

Глава 1. Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? 6 стр.

Глава 2. Почему новый предмет вводится на «стыке» начальной и основной школы. 10 стр.

Глава 3. Что будут изучать дети в курсе «Основы религиозных культур и светской этики». 14 стр.

Практические советы о том, как родители могут помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики». 18 стр.

Введение.

Одна из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны. Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

В Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 годов, в других государственных документах глубоко и последовательно проведена мысль об исключительной важности нравственной, духовной консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества.

В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. В 2009 году был принят новый стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

В целом необходимо отметить, что образовательный процесс в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не преследует иных целей, кроме воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи. Назначение нового предмета - помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.

Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей.

В третьей четверти 4 класса администрация школы должна провести родительское собрание, на котором родителей ознакомят с задачами нового предмета, его структурой, основным содержанием, с тем, как будет организовано его изучение.

На этом собрании учитель детально знакомит родителей с содержанием уроков, с формами и методами педагогической работы с детьми, с особенностями избранного модуля. Но главная задача собрания – согласовать действия учителя и родителей в совместном процессе нравственного воспитания школьников.

Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» велико. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни. Например, урок 1 «Россия – наша Родина» предусматривает следующие вопросы–задания: 1) совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье; 2) узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций.

В дополнение к вопросам-заданиям, которые будут формулироваться учителем на каждом уроке, в конце четвертой четверти 4 класса, на последних уроках, предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный за четверть материал и также предусматривающие посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.

В целом, по экспериментальному учебному предмету не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, заинтересованное обсуждение тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем школьников с учителем на уроке и детей с родителями дома.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным. Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.

Еще одно родительское собрание должно пройти в начале – середине первой четверти 5 класса. Его задача – подготовка учащихся и их родителей к завершающему этапу изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Его заключительный 4 блок называется «Духовные традиции многонационального народа России» и рассчитан на 4 урока, а также может (на усмотрение педагогического совета школы) включать дополнительные часы для проведения праздничных внеучебных мероприятий. В это время школьники, изучавшие прежде разные модули, вновь соберутся вместе, станут, как прежде, одним классом. Они подготовят и будут представлять индивидуальные и коллективные творческие проекты: «Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка (отец, брат) – защитник Родины» и другие. При подготовке таких проектов школьникам потребуется деятельное участие родителей, привлечение их жизненного и нравственного опыта, использование материала семейных архивов.

На родительском собрании педагоги познакомят родителей с тематикой творческих работ, дадут необходимые рекомендации в плане их подготовки. На этом же собрании учителя и родители должны обсудить порядок подготовки и проведения школьного праздника, посвященного Дню народного единства (примирения и согласия), проводимого 4 ноября. Благоприятным надо признать тот факт, что изучение нового предмета завершается как раз накануне этого общенационального праздника. Этот праздник может стать школьно-семейным и пройти под девизом: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

Здесь могут быть представлены:

· презентации творческих работ школьников, выполненные ими при поддержке родителей по результатам изучения модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;

· номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России;

· выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;

· дегустация блюд национальной кухни народов России.

На празднике «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» не только гостями, но и непосредственными участниками будут родители обучающихся. Важно создать атмосферу праздника, эмоционального подъема, воодушевления, вызванного ощущением национального единства, созерцанием культурных богатств народов нашей страны, уверенностью педагогов, детей и родителей в том, что все мы – многонациональный народ России, берущий силы для жизни, труда и творчества в разнообразных духовных отечественных традициях.

Глава 1. Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

Вопрос, вынесенный в заглавие, происходит от другого вопроса: почему в своей стране мы живем, словно чужие, не в ладу с собой и другими, скудно питаясь от своих честных трудов? Все есть в России: несметные природные богатства, обилие земли, богатейшая история и культура, образованное, культурное, законопослушное население, все еще сохраняющие передовые мировые позиции наука и образование, демократические права и свободы, гарантированные Конституцией, вся необходимая для гражданского общества и продуктивной экономической деятельности правовая система. Но чего-то не хватает, из-за чего, при наличии всех необходимых условий, нашу страну пока только условно можно отнести к цивилизованным, высокоразвитым государствам, с благоприятными условиями для жизни человека. Недостает нам нравственности в душе и морали в обществе.

Современное российское общество разбито на мелкие социальные группы – семейно-родственные, дружеские, корпоративные, криминальные и другие. Внутри них действуют определенные нормы морали, основанные на обязательствах, интересах, страхе потерять поддержку группы. За пределами группы все позволено, хорошо (морально) то, что содействует решению ее задач. В этих условиях понятия «патриотизм», «гражданственность», «национальные, общественные интересы», «общественная нравственность» теряют смысл.

Более 80% наших граждан никому и ни во что не верят, не доверяют людям не из их ближайшего круга, государству, испытывают неуверенность в собственном будущем. Большинство убеждено, что жить достойно, добросовестно трудясь и честно зарабатывая, в нашей стране невозможно, есть только два варианта: либо ловчить, вырывать кусок у другого и быть богатым, либо жить по совести и бедно.

При таком отношении к обществу и труду нельзя создать в стране современную обрабатывающую промышленность, выпускающую качественные товары. Победить коррупцию, превратить бюрократию в класс, заботящийся об интересах государства и всего общества, обеспечить справедливую систему судопроизводства и правопорядка возможно при наличии разделяемой большинством граждан системы нравственных ценностей и общественных приоритетов.

Разумеется, это не единственное условие. Но без него другие оказываются малоэффективными.

Трудно поверить, что школьный предмет, изучаемый в VI – V классах способен оздоровить нравственную атмосферу российского общества. Если мы хотим немедленного результата, ждем чуда от маленького учебного курса, то не избежим разочарования и разуверимся в собственных силах.

Что можно посоветовать хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зернышко - ни семью накормить, ни самому насытиться. Что же, выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зерен, через год девятьсот, еще через год он засеет зерном все поле и получит обильный урожай.

Труд, терпение и здравый смысл – лучшие средства решения наших проблем. И еще требуется любовь к нашим детям. Будем ли мы жить в процветающей стране? Завтра точно не будем - чудо не произойдет. Но в наших силах сделать так, чтобы в благополучной России жили наши дети. Мы – старшие поколения - унесем с собой свои пороки. Пусть наши дети придут в мир нравственно чистыми. Это позволит им в полную силу задействовать огромный потенциал российской нации, накопленный предыдущими поколениями.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Что это такое – нравственные заповеди и моральные нормы? И почему они необходимы детям?

Нравственные заповеди хорошо известны каждому взрослому человеку:

· Люби ближнего своего, как самого себя;

· Не убий;

· Не кради;

· Не лги;

· Будь милосерден, помогай бедным и защищай слабых;

· Не помни зла.

Они передаются от поколения к поколению, составляют основу общечеловеческой нравственности, хранятся в мировых религиях: христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Источники нравственных заповедей определяются по-разному. Верующие считают, что они установлены Богом. Атеисты полагают, что каждая заповедь – это важное моральное правило жизни, истинность которого доказана опытом многих предшествующих поколений. При этом все соглашаются, что общество, не соблюдающее нравственные заповеди, обречено на гибель.

Общество, в котором не выражены нравственные приоритеты, представляет собой слабый и больной социальный организм. В нем не поддерживают бедных, инвалидов, стариков, не воспитывают детей, потому что дети – это будущее, а будущего у множества индивидов, каждый из которых преследует свои личные цели и достигает их за счет других, нет. Общество, в котором всегда прав только тот, кто сильнее и богаче, только внешне выглядит крепким. Чтобы разрушить его, не нужна внешняя агрессия. Такое общество крошится и ломается изнутри – в нем безостановочно идет война индивидов друг с другом[1].

Отличительными признаками народа являются общность территории проживания, языка, государство. Это условия жизни народа. Но исторический опыт убедительно доказывает, что среди них есть важнейшее – нравственность. Чем меньше в народе нравственности, тем сильнее изнутри разрушается его государство, быстрее мертвеет его язык, а его территорию занимают более жизнеспособные народы.

Укрепление нравственности – необходимое условие нашей национальной жизни. Народ многое может потерять, но если в нем есть нравственная сила, он возродится, вернет свое.

Решение о введении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах. В то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания.

Большинство родителей в той или иной мере ощущает недостаток содержания воспитания детей. Семья психологически и физически защищает ребенка, создает необходимые материальные, социальные, культурные условия для его личностного развития. Семья в полной мере выполняет свои традиционные функции защиты и поддержки, но как только мы переходим в сферу семейного воспитания, то обнаруживаем здесь немалые проблемы.

Воспитание всегда содержательно наполнено ценностями, идеалами, нравственными примерами. Где нет ценностей, нравственных приоритетов, передаваемых от старших к младшим, там нет и воспитания. Если родители верующие, то проблема содержательного наполнения семейного воспитания решается сама собой: содержание религиозного воспитания (православного, мусульманского и другого) переносится в семью и адаптируется к ее условиям. Верующие родители могут аргументированно объяснить детям, почему нельзя поступать плохо, раскрыть перед ними личностные смыслы нравственного поведения. Важно при этом, что их словесные аргументы подкреплены религиозным укладом семейной жизни, т.е. слова и поступки родителей в глазах детей не расходятся.

В гораздо более сложном положении находятся семьи, где родители не придерживаются той или иной веры. Их в современной России большинство. Такие родители испытывают немалые трудности, пытаясь объяснить детям, почему следует придерживаться правил нравственного поведения. Это, действительно, трудно. Почему не следует лгать? Найдутся множество весомых аргументов в пользу лжи, которая помогает избежать наказаний, скорее получить желаемое, манипулировать людьми. И только один – против лжи: лгать плохо, безнравственно. Слабый аргумент, особенно после того, как ребенок спросит: «Почему плохо? И что значит «безнравственно»?». Как объяснить ему, что брать чужое плохо, если кинопродукция, которую он поглощает ежедневно в больших количествах, заполнена привлекательными героями, ведущими легкую, сытую беззаботную жизнь, не отягощенную выполнением моральных норм.

Современные родители в воспитании детей преимущественно используют принцип «живи, как я». Родители и дети любят друг друга, первые стараются жить достойно, вторые им подражают. При таком способе семейного воспитания дети перенимают не только достоинства, но и все недостатки родителей. Все трудности отношений между ними и внутриличностные проблемы каждого из них переносятся на ребенка. Не имея возможности говорить с детьми о нравственности, родители не могут корректировать их поведение в семье и обществе, целенаправленно формировать психологические механизмы защиты от зла, агрессии, лжи, порока и других социальных болезней, которые разрушают не только общество и семью, но и личность.

Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика). Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

Наши рекомендации