Тема 22. Правосознание и правовая культура

Вопросы к обсуждению:

1. Правовая психология и правая идеология как структурный элемент правового сознания.

2. Правовая культура общества и личности.

3. Правовое воспитание как способ формирования правовой культуры граждан.

4. Дефекты правового сознания.

Усвойте значение терминов:

Общественное сознание, правовое сознание, правовая культура; правовая психология и правовая идеология; индивидуальное, групповое, массовое, обыденное, профессиональное, научное правовое сознание; правовой нигилизм и правовой идеализм, дефекты правового сознания, деформация правового сознания.

Теоретические сообщения (доклады, рефераты):

1. Основные задачи в области правового воспитания граждан РФ и возможные пути их решения.

2. Юридический менталитет, правовое сознание и правовая культура.

3. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации.

4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Задачи:

Задача 1

Студент Иванов сказал, что поведение субъектов, регулируемое нормами права, называется правомерным. Студент Петров утверждает, что поведение субъектов, регулируемое нормами права, называется общественно-значимым, а студент Сидоров говорит, что поведение субъектов, регулируемое нормами права, называется правовым. Кто из студентов прав?

Задача 2

Студент Иванов сказал, что правовой нигилизм является степенью системности законодательства. Студент Петров утверждает, что правовой нигилизм является признаком правоприменения, а студент Сидоров утверждает, что правовой нигилизм является типом правосознания. Кто из студентов прав?

Задача 3

Студент Иванов сказал, что акты толкования права создают, изменяют и отменяют права и обязанности лиц. Студент Петров утверждает, что правовые нормы создают, изменяют и отменяют права и обязанности лиц. Студент Сидоров говорит, что создает, изменяет и отменяет права и обязанности лиц правовое сознание. Кто из студентов прав?

Выполните контрольное задание

1. Заполните пробел в классификации:

а) по характеру субъектов:

Ø массовое правовое сознание

Ø групповое правовое сознание

Ø _________ правовое сознание

б) в зависимости от уровня правового сознания:

Ø __________ правовое сознание

Ø профессионально правовое сознание

Ø доктринальное правовое сознание

Дайте определение каждому виду правового сознания.

2. Составьте логическую схему на тему «Правовая культура».

Задачи:

Задача 1

Студент Иванов сказал, что поведение субъектов, регулируемое нормами права, называется правомерным. Студент Петров утверждает, что поведение субъектов, регулируемое нормами права, называется общественно-значимым, а студент Сидоров говорит, что поведение субъектов, регулируемое нормами права, называется правовым. Кто из студентов прав?

Задача 2

Студент Иванов сказал, что правовой нигилизм является степенью системности законодательства. Студент Петров утверждает, что правовой нигилизм является признаком правоприменения, а студент Сидоров утверждает, что правовой нигилизм является типом правосознания. Кто из студентов прав?

Задача 3

Студент Иванов сказал, что акты толкования права создают, изменяют и отменяют права и обязанности лиц. Студент Петров утверждает, что правовые нормы создают, изменяют и отменяют права и обязанности лиц. Студент Сидоров говорит, что создает, изменяет и отменяет права и обязанности лиц правовое сознание. Кто из студентов прав?

Контрольный тест

1. Правовая культура — это:

а) возникшее из правонарушений правовое отношение между государством и правонарушителем;

б) совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву;

в) качественное правовое состояние и личности, и общества;

г) целенаправленная деятельность государства, общественных организаций по передаче юридического опыта.

2. Виды правосознания по содержанию:

а) профессиональное;

б) судейское;

в) обыденное;

г) политическое;

д) научное.

3. В зависимости от степени активности субъекта права правомерное поведение может быть:

а) активным, пассивным, обычным;

б) регулятивным и охранительным;

в) действием, бездействием;

г) соблюдением, исполнением, использованием.

4. Правовую культуру общества характеризуют показатели:

а) уровень совершенства законодательства, правосознания,

законности и правопорядка, развития юридической техники;

б) знание и понимание права, уважение права, привычка соблюдать закон;

в) нормы права, правовые отношения, реализация норм права;

г) связь права и национальной религии.

5. Функция правовой культуры, связанная с теоретической и

организаторской деятельностью по формированию правового государства:

а) праворегулятивная;

б) ценностно-нормативная;

в) познавательно-преобразовательная;

г) методологическая.

6. Ученые юристы являются носителями:

а) обыденного правосознания;

б) профессионального правосознания;

в) доктринального правосознания;

г) идеологического правосознания.

7. Принцип поведения всех участников правоотношений означающий требование соблюдения и исполнения законов и иных нормативных правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами, — это:

а) политико-правовой режим;

б) законность;

в) правопорядок;

г) общественный порядок.

8. Законность и демократия соотносятся следующим образом:

а) чем больше демократии, тем меньше законности;

б) чем больше законности, тем меньше демократии;

в) законность — это основа демократии, а демократия — необходимое условие законности;

г) эти явления абсолютно не связаны между собой.

9. Законность и целесообразность в сфере правоприменительной деятельности соотносятся следующим образом:

а) при принятии решения по делу можно руководствоваться

принципом целесообразности, однако выходить за рамки требований закона запрещается;

б) если требования закона не соответствуют реальной правовой действительности, то можно руководствоваться принципом целесообразности;

в) целесообразность и законность совпадают по своим требованиям;

г) законность и целесообразность всегда противоречат друг другу.

10. Законность и правопорядок соотносятся следующим образом:

а) законность — составная часть правопорядка;

б) правопорядок лежит в основе законности;

в) правопорядок — это результат реализации требований законности;

г) все ответы правильные.

11.К каким структурным элементам и уровням правового сознания можно отнести убежденность граждан и должностных лиц в необходимости соблюдения правовых норм?

а) К правовой психологии;

б) к правовой идеологии;

в) к индивидуальному правосознанию;

г) к групповому правосознанию;

д) к обыденному правосознанию;

е) к профессиональному правосознанию;

и) к теоретическому правосознанию.

12. К каким структурным элементам, видам и уровням правового сознания можно отнести результат аутентичного толкования права?

а) К правовой психологии;

б) к правовой идеологии;

в) к индивидуальному правосознанию;

г) к групповому правосознанию;

д) к обыденному правосознанию;

е) к профессиональному правосознанию;

и) к теоретическому правосознанию.

Наши рекомендации