Тема 4. Правосознание. Правовая культура.

Понятие правосознания. Назначение (роль) правосознания. Субъекты правосознания. Виды, уровни, функции правосознания. Структура правосознания. Деформации правосознания. Особенности правосознания в России.

Понятие культуры. Право как ценность культуры. Аксиологический и деятельностный аспекты правовой культуры. Понятие и структура правовой культуры. Типы правовой культуры. Правовая культура и правосознание. Правовая культура и правомерное поведение. Правовая культура в России.

Лекция.

Семинарское занятие:

Задание 1

По выбору преподавателя студентам предлагается фрагмент текста, на основе анализа которого студент в течение определенного преподавателем времени должен дать аргументированный, основанный на обращении к тексту, ответ на вопрос о том, к какому типу правовой идеологии, виду правосознания можно отнести представленные рассуждения.

Пример:

«Право? Право естественное, право государственное, гражданское, уголовное право, церковное, право войны, право международное…

Что же такое то, что называется этим странным словом? Если рассуждать не по "науке", а по общему всем людям здравому смыслу определять то, что в действительности подразумевается под словом "право", то ответ на вопрос о том, что такое право, будет очень простой и ясный: правом в действительности называется для людей, имеющих власть, разрешение, даваемоеими самим себе, заставлять людей, над которыми они имеют власть, делать то, что им - властвующим, выгодно, для подвластных же правом называется разрешение делать все то, чтоим не запрещено.

Право государственное есть право отбирать у людей произведения их труда, послать их на убийства, называемые войнами, а для тех, у кого отбирают произведения их труда и которых посылают на войны, право пользоваться теми произведениями своего труда, которые еще не отобраны от них, и не идти на войны до тех пор, пока их не посылают.

Право гражданское есть право одних людей на собственность земли, на тысячи, десятки тысяч десятин и на владение орудиями труда, и право тех, у кого нет земли и нет орудий труда, продавать свои труды и свои жизни, умирая от нужды и голода, тем, которые владеют землею и капиталами.

Уголовное право есть право одних людей ссылать, заточать, вешать всех тех людей, которых они считают нужным ссылать, заточать, вешать; для людей же ссылаемых, заточаемых и вешаемых есть право не быть изгнанными, заключенными, повешенными до тех пор, пока это тем, кто имеет возможность это делать, не покажется нужным.

То же самое и по международному праву: это право Польши, Индии, Боснии и Герцеговины жить независимо от чужих властей, но только до тех пор, пока люди, распоряжающиеся большими количествами войска, не решат иначе. Так это ясно для всякого человека, думающего по общему всем людям здравому смыслу. Для такого человека ясно, что то, что скрывается под словом "право", есть не что иное, как только самое грубое оправдание тех насилий, которые совершаются одними людьми над другими.

Но права эти определяются законами, говорят на это "ученые". Законами? да, но законы-то эти придумываются теми самыми людьми, будь они императоры, короли, советники императоров и королей, или члены парламентов, которые живут насилиями и потому ограждают эти насилия устанавливаемымиими законами. Они же, те же люди и приводят эти законы в исполнение, приводят же их в исполнение до тех пор, пока законы эти для них выгодны, когда же законы эти становятся невыгодны им, они придумывают новые, такие, какиеим нужно.

Ведь все дело очень просто: есть насилующие и насилуемые, и насилующим хочется оправдать свое насилие. И вот свои распоряжения о том, как они в данном случае и в данное время намерены насиловать людей, они называют законами, разрешение же, которое они сами себе дают совершать свои насилия, и предписания насилуемым делать только то, что не запрещается им, называют правом.

И тысячи и тысячи молодых людей старательно изучают все эти глупости - еще не беда бы была, если бы только глупости, но гадости, на которых строится этот грубый и губительный обман, и большие миллионы простых людей, доверяя тому, что им внушают "ученые", безропотно подчиняются той неестественной подавленной жизни, которая слагается для них вследствие этого проповедуемого и признаваемого "учеными" людьми обмана.

Когда какой-нибудь шах персидский, Иоанн Грозный, Чингисхан, Нерон режут, бьют людей тысячами, это ужасно, но все-таки не так ужасно, как то, что делают г-да Петражицкие и им подобные. Эти убивают не людей, а все то святое, что есть в них.

В суеверии и обмане "права" нет ничего, кроме самого гадкого мошенничества, желания не только скрыть от людей сознаваемую всеми нравственно-религиозную истину, но извратить ее, выдать за истину самые жестокие и противные нравственности поступки: грабежи, насилия, убийства…».

Задание 2

Управляемая преподавателем групповая дискуссия в интерактивной форме на заданную преподавателем тему, например, «В чем особенности правовой культуры России?» с предварительным обсуждением вопросов темы под руководством преподавателя:

1. Понятие правосознания.

2. Структура правосознания.

3. Виды правосознания.

4. Право и культура. Понятие правовой культуры.

5. Типы правовых культур.

Для подготовки используются соответствующие главы следующих учебников: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2012; Поляков А.В. Общая теория права. Учебник. СПб., 2004; Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права. СПб., 2005.

Кроме того, подготовка к семинарскому занятиюпредполагаетизучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 4 учебно-методического комплекса по Теории права и государства, использование примеров из действующего законодательства Российской Федерации и (или) юридической (судебной) практики по вопросам, вынесенным на обсуждение.

Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов:изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по темам 4 и 5 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.

Наши рекомендации