Тема: правосознание и правовая культура.

181. Правосознание – это:

А. Знание и понимание права;

Б. Совокупность представлений и эмоций по поводу действительного и желаемого права;

В. Совокупность переживаний по поводу права;

Г. Мысленные представления о праве.

182. Основателем психологической теории права является:

А. Рудольф Иеринг;

Б. Ганс Кельзен;

В. С.С. Алексеев;

Г. Лев Петражицкий.

183. В структуре правосознания различаются:

А. Правовая психология и правовая идеология;

Б. Общечеловеческое и массовое правосознание;

В. Индивидуальное и общественное правосознание;

Г. Обыденное и компетентное правосознание.

184. Правовая психология отражает:

А. Совокупность представлений о праве;

Б. Знания и теории и праве;

В. Совокупность эмоций и чувств по поводу права;

Г. Психическое отношение к праву.

185. Профессиональное правосознание – это:

А. Правосознание несведущих в праве лиц;

Б. Правосознание лиц, имеющих специальное юридическое образование;

В. Правосознание специалистов из разных областей знания;

Г. Правосознание судей.

186. Принципы права представляют собой:

А. Ценности и идеалы права;

Б. Абстрактные, общие нормы права;

В. Идеи, выражающие сущность и содержание права и пронизывающие право;

Г. Основные начала права.

187. В зависимости от распространения принципов права в системе права различаются:

А. Легальные принципы права;

Б. Доктринальные принципы права;

В. Общие принципы права;

Г. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.

188. К общеправовым принципам права относятся:

А. Принцип законности, принцип справедливости, принцип ответственности вину, принцип гуманизма;

Б. Принцип приоритета прав и интересов несовершеннолетних;

В. Принцип свободы договора;

Г. Принцип свободы труда.

189. Юридические презумпции – это:

А. Определения юридических понятий;

Б. Предположения о существовании каких-либо фактов;

В. Правовые идеи;

Г. Юридические ценности.

190. Правовая культура общества отражает:

А. Уровень развития законодательства;

Б. Уровень знания права;

В. Уважение к праву;

Г. Уровень развития правовых текстов, уровень правосознания, уровень развития применения права.

191. Правовая культура предполагает:

А. Знание права;

Б. Умение толковать права;

В. Знание и уважение права;

Г. Соблюдение права.

192. Правовой нигилизм определяется как:

А. Уважение к праву;

Б. Отрицание ценности права;

В. Переоценка права;

Г. Адекватное понимание права.

193. Переоценка возможностей права – это:

А. Правовой идеализм;

Б. Правовой романтизм;

В. Правовой нигилизм;

Г. Несоответствующее действительности представление о праве.

200. Способами правового регулирования являются:

А. Авторитет предков;

Б. Сила государственного принуждения;

В. Корпоративные меры ответственности;

Г. Поощрения и рекомендации.

7. Конспект позволяет формировать и оценивать умения студентов по переработке информации.

Конспектирование необходимо по всем темам дисциплины.

Примерная тематика курсовых работ

1. Функции государства: понятие, классификация.

2. Правовое воспитание и правовая культура.

3. Право и религия: характер взаимодействия.

4. Антидемократические государственные режимы: понятие, виды.

5. Юридические факты: понятие, виды.

6. Понятие и структура правосознания.

7. Система права в условиях обновления.

8. Аппарат современного государства: закономерности и тенденции развития.

9. Принцип разделения властей в демократическом государстве.

10. Коллизионные нормы права в механизме правового регулирования.

11. Принципы юридической ответственности: понятие, классификация.

12. Происхождение права и государства: общее и особенное.

13. Монархия как форма правления.

14. Закон как источник права.

15. Правовой обычай: понятие, виды.

16. Правовой прецедент: понятие, виды.

17. Соотношение права и политики в современном обществе.

18. Законность и правопорядок: характер соотношения и гарантии реализации.

19. Систематизация законодательства: понятие, формы.

20. Принципы права: понятие, классификация.

21. Место государства в политической системе общества.

22. Правовой нигилизм и правовой идеализм: характер соотношения и пути преодоления.

23. Типология государства: понятие, основные подходы.

24. Рабовладельческий тип государства: общетеоретическая характеристика.

25. Государство и гражданское общество: характер соотношения.

26. Правовые системы современности: понятие, виды.

27. Правомерное поведение: понятие, виды.

28. Социальная ценность права.

29. Толкование права: понятие, виды, способы.

30. Социальная функция в системе функций государства.

31. Эффективность правового регулирования: понятие, критерии.

32. Государственная власть и коррупция: теоретико-правовые вопросы.

33. Типы правопонимания.

34. Понятие государства: традиционные и новые подходы.

35. Статика и динамика правового регулирования: понятие, причины.

36. Правовые средства управления кризисными ситуациями.

37. Юридические коллизии: понятие, виды.

38. Правовая доктрина как источник права.

39. Правовая реформа: понятие, причины, стадии.

40. Юридическая ответственность: понятие, виды.

41. Правонарушение: понятие, состав, виды.

42. Право и мораль: характер взаимодействия.

43. Нормы права: понятие, структура, виды.

44. Правотворчество: понятие, виды, стадии.

45. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация.

46. Методология государственно-правовых исследований.

47. Нетипичные формы государства.

48. Пробелы в праве и пути их преодоления.

49. Законность и правопорядок: характер соотношения.

7. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся

Главным условием формирования юриста является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов. В процессе самостоятельного изучения теории государства и права, как учебной дисциплины, отрасли права вырабатываются необходимые навыки работы с нормативными правовыми актами, появляется способность последовательного, аналитического мышления, что способствует наиболее успешному изучению, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также является залогом успешной трудовой деятельности.

Самостоятельная работа студента является планируемой учебной и научной работой, которая выполняется по заданию и под методическим и научным руководством преподавателя. Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы налоговому праву, на которые не хватает времени в рамках аудиторных занятий. В зависимости от того, как студент организует свою самостоятельную работу, предопределяется процесс его становления как личности и как высококвалифицированного юриста-практика.

Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции. Самостоятельная работа начинается еще до прихода студента на лекцию. Многие студенты права весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.

Другой формой самостоятельной работы студента является посещение лекции, внимательное слушание выступления лектора и конспектирование основных теоретических положений лекции. В то же время бытует такая точка зрения, что «на лекции можно не ходить; так как есть учебники, всегда можно в них потом прочитать мате-риал» или воспользоваться лекциями прилежного сокурсника. Здесь, и таится причина получения неудовлетворительных оценок, так как ничто, не может заменить живое слово опытного лектора, его общение с аудиторией.

Внимательное слушание лекции, уяснение основного её содержания, краткая, но разборчивая запись лекции, получение ответов на интересующие вопросы – непременное условие успешной самостоятельной работы каждого студента. Поэтому студенты, присутствующие на лекциях, обязаны не только внимательно слушать преподавателя кафедры, но и конспектировать излагаемый им материал, вникать в него. При этом конспектирование материала представляет собой запись основных теоретических положений, нормативных материалов, излагаемых лектором. Нужно твердо помнить, что конспектирование лекций дает студенту не только возможность пользоваться записями лекций при самостоятельной подготовке к семинарам и экзаменам, но и глубже и основательней вникнуть в существо излагаемых в лекции вопросов, лучше усвоить и запомнить теоретический и нормативный материал.

Третьей формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические юридические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.

После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать.

В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных актов (Гражданского кодекса, Семейного Кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Трудового Кодекса и международных договоров) и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений.

Некоторые практические занятия требуют выполнения специфических заданий, таких как:

Рекомендации по их выполнению содержатся в рабочей программе дисциплины ниже. Все возникающие вопросы при подготовке к практическому занятию разрешаются на консультациях с преподавателем.

В течение семестра проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, организационного), возникшие в результате активной самостоятельной работы.

При выполнении самостоятельной работы студентам рекомендуется обратить внимание при изучении тем дисциплины на постоянное обновление и совершенствование действующего законодательства. Поэтому издаваемая юридическая литература имеет особенность быстро устаревать. При изучении указанных тем студентам рекомендуется в первую очередь основываться на нормативных актах, обратив особое внимание на изменения и дополнения. Для этого необходимо обратиться к справочно-информационным системам и рекомендованным интернет-ресурсам.

При подготовке к практическим занятиям следует тщательно изучить соответствующий материал по учебнику, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, внимательно проанализировать рекомендованный нормативный материал, а также судебную практику. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск.

Для глубокого усвоения студентами курса теории государства и права рекомендуется читать монографии, статьи в научных журналах «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Юрист» и других, а также сборники научных трудов ученых-юристов, в частности алтайской школы права.

Моделирование самостоятельной работы обучающихся:

1. Повторение пройденного теоретического материала.

2. Установление главных вопросов темы.

3. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.

4. Упражнения, решение задач.

5. Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.

6. Приобретенные умения и навыки.

7. Составление вопросов по содержанию лекции.

Руководство выполнением самостоятельной работы обучающихся:

1. Текущее собеседование и контроль

2. Консультации

3. Анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС

4. Перекрестное рецензирование

5. Дискуссия

6. Подведение итогов и т. д.

Дифференциация заданий:

1. Обзор литературы; подбор литературы для СРС.

2. Решение задач, ситуаций

3. Научная работа обучающегося

4. Тестовый контроль знаний.

Этапы и приемы СРС:

1. Подбор рекомендуемой литературы

2. Знакомство с вопросами плана семинарского занятия и методической разработки по данной теме

3. Определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать литературу

4. Составление схем, кроссвордов, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии

Комплекс средств обучения при самостоятельной работе обучающихся

1. Методические разработки для обучающихся с основным содержанием курса

2. Дидактический раздаточный материал

3. Обзорный конспект лекций, вопросы лекции

4. Сборник задач, тесты (контрольные задания) и др.

Методические рекомендации для написания курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Теории государства и права» являются важной частью процесса обучения и подготовки юриста.

Студенты очной формы обучения, могут посещать научный кружок «Политико – правовой клуб». По результатам научных исследований студенты готовят научные сообщения, доклады. Курсовая работа может быть итогом научных исследований.

Целью курсовой работы по ТГП является закрепление и углубление знаний студентов по изученным темам. Написание курсовой работы позволяет повысить научно-теоретическую подготовку студентов, в том числе посредством самостоятельного изучения правовой литературы и нормативного материала.

Курсовая работа, являясь итоговой работой по окончании изучения курса ТГП, должна быть самостоятельным, творческим трудом.

Подготовка к написанию курсовой работы включает:

- выбор темы из списка или по согласованию с преподавателем;

- подбор научной литературы и нормативного материала по избранной теме, подготовка библиографического списка;

- составление плана работы;

- изучение учебной, специальной литературы, нормативно-правовых актов, материалов практики по выбранной теме;

- составление окончательного варианта плана работы и согласование его с научным руководителем.

На основном этапе студент непосредственно приступает к написанию курсовой работы. Содержание работы должно включать: введение и две или три главы. Главы можно подразделять на параграфы. Обязательная часть работы – заключение, в котором должны содержаться самостоятельно сделанные выводы по исследуемой теме.

Во введении студент обосновывает актуальность избранной темы, ее теоретическую и практическую значимость, а также цель и задачи своей работы. Введение курсовой работы, как правило, должно содержать не более двух страниц.

Основная часть, ее еще называют исследовательской, имеет две или три главы. Следует заметить, что наименование глав не должно совпадать с наименованием всей работы в целом, а наименование параграфов не должно совпадать с наименованием глав.

Учитывая, что курсовая работа относятся к самостоятельной работе студентов, при их написании недопустим плагиат. При заимствовании сведений, фактов или мнений других авторов, необходимо по тексту работы делать сноски с указанием авторов, соответствующих источников.

В заключении работы кратко излагаются результаты исследования, делаются самостоятельные выводы.

Список литературы и нормативных правовых актов включает все информационные источники, используемые автором в работе. Особое внимание студент обязан уделить нормативно-правовым актам, они должны быть в действующей редакции и располагаться по юридической силе.

Знания, умения, навыки студента при подготовке и защиты курсовой работы оцениваются оценками: «отлично» – 5, «хорошо» – 4 , «удовлетворительно» – 3, «неудовлетворительно» – 2.

Критерии оценки курсовой работы

качество содержания работы (достижение сформулированной цели и решение задач исследования, полнота раскрытия темы, системность подхода, отражение знаний литературы и различных точек зрения по теме, нормативно-правовых актов, аргументированное обоснование выводов и предложений);

соблюдение графика выполнения курсовой работы;

актуальность выбранной темы;

соответствие содержания выбранной теме;

соответствие содержания глав и параграфов их названию;

наличие выводов по параграфам и главам;

логика, грамотность и стиль изложения;

наличие практических рекомендаций;

внешний вид работы и ее оформление, аккуратность;

соблюдение заданного объема работы;

наличие хорошо структурированного плана, раскрывающего содержание темы курсовой работы;

наличие сносок и правильность цитирования;

правильность оформления списка использованных источников и литературы;

достаточность и новизна изученной литературы;

ответы на вопросы при публичной защите работы.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Практическое занятие подразумевает решение типовых задач, разбор определенных ситуаций. Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. В занятии участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию распределяется на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно – в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника – вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному занятию или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к занятию.

Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов – чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы.

Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда.

Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к занятию следует уделить пристальное внимание. В сущности, разбор источника не отличается от работы с литературой – то же чтение, конспектирование, обобщение. Тщательная подготовка к практическим занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: занятие пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению.

Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, и др.

По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на занятии, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе – для этого в течение занятия следует делать небольшие пометки.

1. Критерии оценки ответов на вопросы для дискуссии

При оценке ответов на вопросы для дискуссии учитывается в первую очередь уровень теоретической подготовки студента (владение категориальным аппаратом, знание нормативно-правовых основ темы и юридической практики), умение применять имеющиеся знания на практике (пояснить то или иное положение на примере), а также умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, находить точки соприкосновения разных позиций.

2. Критерии оценки устного опроса

Ответ студента оценивается исходя из следующих критериев:

- полнота, четкость, информационная насыщенность ответа;

- новизна используемой информации;

- знание и исследование научных источников, нормативных актов, юридической практики.

3. Критерии оценки участия в деловой игре

- аргументированность;

- содержательная наполненность и научность;

- творческое и оригинальное воплощение идеи;

- эмоциональность, артистизм презентации.

4. Критерии оценки решения правовых задач

- правильное использование юридической терминологии и конструкций, раскрытие основных признаков и характерных черт понятий, явлений, процессов;

- полнота и лаконичность ответа, даваемого в устной или письменной форме; четкость аргументации;

- степень использования научной и учебной литературы;

- умение применить положения источников права к конкретному казусу и мотивировать сделанный выбор;

- логика и аргументированность изложения;

- грамотное использование формально-юридического и сравнительно-правового подходов при анализе отдельных проблем;

- корректное приведение примеров, аналогий, сравнений.

6. Критерии оценки доклада или презентации

- соответствие содержания заявленной теме;

- четкая постановка цели и задач исследования;

- аргументированность и логичность изложения;

- использование действующих нормативно-правовых актов и юридической практики;

- научная новизна и достоверность полученных результатов;

- свободное владение материалом;

- состав и количество используемых источников и литературы;

- культура речи, ораторское мастерство.

7. Критерии оценки составления юридического документа

- знание значения, структуру юридического документа;

- знание правил оформления юридических документов

- выявлены нормы права, влияющие на содержание юридических документов; определено - содержание документов в точном соответствии с законом

- владение грамотным юридическим языком, понятийным аппаратом отраслевых юридических наук

8. Критерии оценки тестовых заданий

Параметр От 2 до 5 баллов
Студент ответил верно на 90% и более вопросов
Студент ответил верно от 80% до 89% вопросов
Студент ответил верно от 65% до 79 % вопросов
Студент ответил верно до 64% вопросов

Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Подготовка студентов к экзамену по дисциплине «Теории государства и права» состоит из нескольких уровней. Первый уровень подготовки состоит из самостоятельного изучения студентами материалов, изложенных в рабочей программе. Для данного процесса необходимо изучить учебно-методическую литературу, предложенную в программе, которая содержит наиболее полный объем информации по вопросам, выносящимся на экзамен. Преподаватель во время проведения консультаций обязан предупредить студентов об имеющихся в продаже некачественных пособиях и учебниках, таких как: шпаргалки для студентов; теория государства и права в вопросах и ответах; теория государства и права (краткий курс); основы теории государства и права и др.

Второй уровень подготовки студента состоит в совместном с преподавателем изучении (повторении) необходимого для сдачи экзамена материала. Студент обязан посещать лекции (консультации), на которых преподаватель излагает основные тезисы ответа на поставленные в билетах вопросы

Третий уровень подготовки студента - это сбор информации и создание конспекта ответа на возможные или имеющиеся вопросы по программе. Для качественной подготовки к экзамену необходимо составить письменный краткий конспект ответа на вопрос, при этом следует использовать весь объем знаний и информации, полученной студентом во время обучения не только по специальности "юриспруденция", а и по другим предметам: философии, политологии, социологии, истории и др.

Для составления конспекта ответа студенту потребуются учебная, учебно-методическая литература, а также лекционные материалы, полученные ими во время учебных занятий. Кроме того, могут потребоваться и материалы, которые содержатся на электронных носителях. При составлении конспекта необходимо использовать различные методы исследования: системно-структурный, функциональный, исторический, логический, сравнительный и др. Особое внимание следует уделить четкости и краткости описываемых формулировок, поскольку процесс логического доказывания не терпит путаницы и пестроты определений. Кроме того, исходя из методики древних римлян "кто один раз записывает, тот дважды читает".

Четвертый уровень. Процесс самопроверки студента. Данная процедура состоит в кратких ответах на тестовые вопросы задания, с целью тренировки памяти. Студент решает тестовые вопросы, изложенные в рабочей программе.

Пятый уровень. Процесс дискуссионной самопроверки. Данная форма предполагает коллективное обсуждение тестовых вопросов или вопросов предлагаемых к экзамену. Такая форма предполагает создание студентами небольшого дискуссионного клуба (например, в общежитии, аудитории), в котором накануне экзамена можно обсудить неясные или неусвоенные вопросы путем их взаимного дополнения. Коллективное обсуждение весьма эффективно, если все присутствующие при обсуждении студенты заранее подготовились к такому мероприятию.

Экзамен студентов должен проходить в устной (или письменной) форме, поскольку студент-юрист должен не только уметь думать, но и уметь говорить. Поэтому оценка ответа студента должна содержать три составляющие:

· оценку знаний терминологии;

· оценку речи (риторики);

· оценку мысли (логики).

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
по дисциплине

Наши рекомендации