Рекомендации и пути сокращения государственного долга
Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.
Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.
Государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.
1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.
2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.
4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.
Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.
При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:
Рефинансирование – это погашение старой задолженности путём принятия новых обязательств.
Реструктуризация - пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга.
Конверсия – это изменение условий государственных займов в интересах должника.
Консолидация – это изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путём перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.
Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.
Это могут быть:
1) инфляция,
2) введение специальных налогов,
Правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнего долга.
Заключение
В заключение следует отметить, что в современном мире государственный долг является закономерным явлением в функционировании любого государства, которое сталкивается с проблемой растущей задолженности.
Государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита: его образование обусловлено, прежде всего, несоответствием между потребностями государства в финансировании своих расходов и ее возможностями. Бюджетный дефицит, в свою очередь, погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.
Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды.
Управление государственным долгом – это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:
1. Определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах (определение предельных размеров государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбор инструментов привлечения ресурсов и повышения их использования)
2. Привлечение финансовых ресурсов (выпуск и размещение государственных ценных бумаг, получение кредита и предоставление государственных гарантий)
3. Погашение и обслуживание долговых обязательств (поиск источников финансирования для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременного выполнения долговых обязательств)
Список Использованной Литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2007 г.)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. №238 – ФЗ О федеральном бюджете на 2007 год
3. Федеральный закон от 24.07.2007 №198-ФЗ. (ред. от 08.11.2008) «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007). Утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2008–2010 гг.
4. Федеральный конституционный Закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). (В ред. Федерального конституционного закона от 31.12.97 №3-ФКЗ)
5. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – №2. – С. 26–35.
6. Бескова И.А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы. – 2007. – №2. – С. 72–73.
7. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. – М., 2007. – 304 с.
8. Вавилов А. Принципы государственной долговой политики / А. Вавилов, Е. Ковалишин // Вопросы экономики. – 2007. – №8. – С. 46–63
9. Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. – 2007. – №1. – С. 58–67.
10. Дробозина Л.А. Финансы. – М.: ЮНИТИ, 2008
11. Зайцев А., Тресков В. Проблемы бюджетного федерализма. // Финансы. – 2007., с. 4–10.
12. Лаврушин И.О. «Деньги, кредит, банки». – М.: Финансы и статистика, 2008 г.
13. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник. «Финансы», Издательское объединение «ЮНИТИ», 2007.
14. Родионова В.М. Управления государственным долгом – М.: «Финансы и статистика», 2008
15. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007, с. 287.
16. Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации. – С. Пб.: Норма, 2008.
17. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономист, 2008
18. Экономика и бизнес. Под редакцией Камаева В.Д. – М., 2008.
19. Экономико-политическая ситуация в России. – М.: ИЭПП, 2009
20. Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru
21. Официального сайта Счетной Палаты РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ach.gov.ru
22. Официальный сайт ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cbr.ru
23. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.government.ru
24. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2007–2009 годы). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.akdi.ru
25. Проект программы социально-экономического развития страны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lib.eruditio.ru
Приложение
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 01 декабря 2010 года
Приложение 1
Категория долга | млн. долларов США | млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 37 523,2 | 26 890,6 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 984,3 | 705,4 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 819,2 | 1 303,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 289,2 | 923,9 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 822,6 | 589,5 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 3 734,6 | 2 676,4 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 26 239,6 | 18 804,3 |
внешний облигационный заем 2010 года | 328,2 | 235,2 |
внешний облигационный заем 2030 года | 19 945,1 | 14 293,5 |
внешний облигационный заем 2018 года | 3 466,4 | 2 484,1 |
внешний облигационный заем 2028 года | 2 499,9 | 1 791,5 |
Задолженность по ОВГВЗ | 1 775,3 | 1 272,3 |
в том числе: | ||
ОВГВЗ VII серии | 1 750,0 | 1 254,1 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте | 858,4 | 615,2 |
Приложение 2
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 декабря 2011 года
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 35 838,1 | 26 824,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 559,6 | 418,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 484,1 | 1 110,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 010,9 | 756,7 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 56,3 | 42,1 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 553,6 | 1 911,4 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 29 183,4 | 21 843,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 497,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 594,6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 619,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 871,2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 17 717,1 | 13 261,3 |
Задолженность по ОВГВЗ | 24,6 | 18,4 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 965,6 | 722,8 |
Приложение 3
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 декабря 2012 года
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 40 872,9 | 31 571,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 345,5 | 266,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 131,1 | 873,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 983,7 | 759,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 56,0 | 43,3 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 034,8 | 1 571,8 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 34 910,4 | 26 966,2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 544,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году | 2 000,0 | 1 544,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 677,6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 703,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году | 2 000,0 | 1 544,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 931,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 16 444,1 | 12 702,1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году | 3 000,0 | 2 317,3 |
Задолженность по ОВГВЗ | 10,7 | 8,2 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 1 400,7 | 1 082,0 |
Размещено на Allbest.ru