Проблемы дефицита государственного бюджета и государственного долга

Бюджетный дефицит и профицит это разница между доходами и расходами, выраженными в процентах. Положительное сальдо – профицит, отрицательное – дефицит. Причины бюджетного дефицита разнообразны. Это не только результат стабилизировавшейся политики, но и действие субъективных необъективных причин:

– крупномасштабное структурное преобразование, которое требует больших капиталовложений (реиндустриализация, индустриализация);

– осуществление крупных инфраструктурных изменений объектов;

– кризисные явления (несбалансированность);

– неспособность правительства действительно контролировать и регулировать ситуацию в финансовой сфере;

– милитаризация в экономике;

– крупные масштабы теневой экономики (уход от налогов);

– различные чрезвычайные обстоятельства, вызванные природой.

По природе возникновения различают 3 вида дефицита:

– фактический;

– структурный;

– циклический.

Фактический – дефицит при котором отрицательная разница между фактическими и действительными доходами государственного бюджета.

Структурный – дефицит в условиях полной занятости. Он расчётный. Это разница, которая существовала бы, если бы при принятой системе налогообложения и принятых расходах государственного бюджета, в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический – дефицит в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений.

Разница между реальным и структурным дефицитом предписывается циклическому дефициту.

Фактический дефицит = циклический дефицит + структурный дефицит.

Дефицит государственного бюджета бывает:

– активный;

– пассивный.

Это зависит от характера, проводимой государством налоговой политики.

Активный дефицит возникает, когда государство сознательно увеличивает расходы и уменьшает налоговые ставки.

Пассивный дефицит возникает, если налоговые поступления уменьшаются в результате циклического спада.

При дефиците государственного бюджета правительство вынужденно искать источники наполнения – способы финансирования государственного бюджета и его дефицита.

Существует несколько способов:

1.за счёт выпуска новых денег;

2.за счёт займа у населения своей страны (внутренний долг);

3.за счёт займа у других стран (внешний долг).

Первый способ - эмиссионный, второй и третий – долговые.

Эмиссионный способ финансирования состоит в том, что Центральный Банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги. Такой способ называется монетизацией бюджетного дефицита. Это не только прямое включение печатного станка. Для многих стран это законодательно невозможно. В США запрещено финансировать дефицит (сеньораж) Можно взять займ у Центрального Банка самим государством в лице МинистерстваФинансов.И аналогично прямой эмиссии, происходит увеличение денежной массы.

Достоинства:

– рост денежной массы является фактором увеличения AD и объёма производства;

– увеличение предложения денег ведёт к снижению ставки процента, т.е. удешевлению цены кредита, что стимулирует инвестиции и обеспечивает увеличение совокупного расхода и выпуска;

– оперативный способ (ЦБ может выпустить деньги в любой момент и в любом размере);

Недостатки:

Увеличение денежной массы ведёт к инфляции, особенно это быстро проявляется, когда экономика находится в условиях полной занятости.

Внутренний займ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации, векселя) и продаёт их населению.

Достоинства:

– в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования, т.к. объём денежной массы при этом не изменяется. Деньги лишь переходят от различных экономических объектов к государству, т.е все виды сбережений идут государству;

– достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение ценных бумаг можно обеспечить быстро.

Недостатки:

1.Внутренние займы имеют очень серьёзные долгосрочные последствия. В долгосрочном периоде это приводит к увеличению дефицита государственного бюджета, т.к по долгам нужно платить. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг, тем большие суммы идут на погашение. Выплата процентов – часть расхода государственного бюджета. Чем они больше, тем больше дефицит.

Порочный круг – государство выпускает облигации для погашения дефицита, а выплата процентов – увеличивает дефицит. Особенно, если темпы роста процентов будут превышать темпы роста ВВП.

2.Долговое финансирование в долговременном периоде может привести к ещё большей инфляции, по сравнению с эмиссионным финансированием.

Рефинансируя долг, государство, по сути, строит финансовую пирамиду: расплачивается с прошлым долго займом настоящим, который нужно будет возвращать в будущем под новый займ. Если это используется долго, займы – велики и львиная доля государственного бюджета уходит только на обслуживания долга.

Выйти из этого можно при помощи внешнего займа или эмиссией. Данный способ, возможно, будет полезным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном может быть опасным. Для предотвращения инфляции нужно использовать эмиссию и долговой способ.

3.Эффект вытеснения частных инвестиций. Государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором экономики на открытом рынке. К спросу на кредит частного сектора добавится спрос государства. Вследствие, часть сбережений населения пойдёт не на покупку акций частных фирм (расширение производства), а государству для непроизводственных расходов.

Кроме того, борьба за кредитные средства при условии неизменности предложения денег, приведёт к увеличению роста цен, ставки процента, а следовательно к сокращению инвестиционных расходов фирм.Кроме того, сократятся не только инвестиционные расходы, но и потребительские. Сократятся и частные инвестиции потребительские расходы. В целом это понижение темпов экономического роста, а также сокращение совокупного производства.

4.Происходит перераспределение расходов. Наиболее обеспеченные слои населения накапливают облигации, в то время как выплаты государственного долга ложатся на общество в целом.

Третий способ финансирования государственногобюджетаэтовнешний займ.Займ у населения других стран путём продажи ценных бумаг или получение кредита международных фирменных организаций (Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Лондонский или Парижский клуб)

Достоинства:Можно получить очень крупный кредит.

Недостатки:

Все недостатки по внутреннему займу присущи и внешнему, но есть и специфические:

1.Необходимость выплаты и обслуживание долга означает перевод части ВВП за рубеж, а, следовательно, снижение производственных возможностей экономики и повышения национального благосостояния;

2.При дефиците платёжного баланса существует угроза сокращения золото – валютного резерва страны;

3.Снижение стоимости национальной валюты. В условиях, когда значительная доля внутреннего рынка представлена внутренними товарами, может также наблюдаться рост цен.

4.Так как это является крупным займом, то бремя выплат перекладывается на следующее поколение.

Все три способа инфляционны. Они могут сопровождаться мерами по уменьшению бюджетного дефицита:

– увеличение налогов;

– сокращение расходов государственного бюджета на социальные нужды;

Существуют три основных подхода балансирования бюджетного дефицита:

– Ежегодное сбалансирования бюджета;

– Балансирование оп фазам цикла;

–Функциональный подход.

Концепция ежегодного балансирования бюджета предполагает, что каждый год сальдо бюджета равно нулю, независимо от фазы цикла и состояния экономики. На практике, в период спада, когда налоги или доходы бюджета минимальны, государство для баланса должно снижать государственные расходы, что очевидно усиливает спад. Это ведёт к понижению ADи объёмов на производство.

В период бума, когда налоговые поступления максимальны, государство должно увеличивать государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики, ещё большую инфляцию. То есть реализация этой концепции ведёт к усилению циклических колебаний и исключает возможность проведения стабилизированной политики.

В настоящее время такой подход редок. Например, в США, он использовался активно до Великой депрессии. РФ до последнего времени тяготела к такой трактовке бюджета.

Концепция циклического балансирования бюджетадопускает наличие дефицитов и профицитов, по годам. Однако, дефицит, накопленный в период рецессии должен компенсироваться профицитом во время бума. В рамках экономического цикла должно выходить нулевое суммарное сальдо бюджета.

Существенный недостаток – фазы рецессии и Бума различаются по продолжительности и глубине. Как правило, спады более продолжительны и глубоки, а Бумы относительно недолги. Поэтому накопленные суммы дефицита и профицита не совпадают. В итоге бюджетный дефицит всё равно нарастает.

Третий подход это концепция функционального подхода балансирования государственного бюджета или концепция функциональных финансов. Идея Кейнса“Общая теория занятости, процентов и денег”. Балансирование бюджета и минимизация бюджетного дефицита не является первоочерёдной задачей. Главная задача – макроэкономическая стабильность. Инструменты государственного бюджета должны использоваться для её достижения. Бюджетный дефицит, как таковой, не может служить показателем состояния страны. Бездефицитный бюджет не означает экономическое благосостояние страны, макроэкономическое равновесие. Экономический рост и безинфляционное развитие могут достигаться и в условиях бюджетного дефицита.

Идеи функциональных финансов лежат в основе богатства стран и их экономик. Но существует угроза накопления дефицитов, в итоге наступает взрыв экономики (Греция, Кипр) На подходе Словения, Латвия. Была в кризисе Исландия. Они отказались от внешнего долга.

Долговые способы финансирования государственного бюджета ведёт в образованию государственного долга.

Государственный долг - сумма накопленных бюджетом дефицитов с вычетом сумм профицита бюджета.

Различают два вида государственного долга:внутренний и внешний.

Внутренний долг это совокупная задолженность правительства перед гражданами страны.

Внешний долг это суммарная задолженность иностранным гражданам и международным финансовым государствам.

По абсолютной величине невозможно судить о серьёзности проблемы. Если сумма долга составляет значительную долю ВВП, то экономика развивается динамично, соответственно выплата долга не является непосильным бременем для экономики. Поэтому показателем бремени государственного долга является:

Проблемы дефицита государственного бюджета и государственного долга - student2.ru , где D–абсолютная величина долга, а d – доля долга от ВВП.

Все негативные последствия государственного долга (см. выше недостатки деловых способов погашения дефицита).

Наши рекомендации