Глава 4. проблемы государственного долга и пути их решения

Дефицит государственного бюджета и государственный долг являются одной из проблем многих государств в мире. Однако в Республики Беларусь это проблема на взгляд автора не так остра, так как в последнее время дефицит государственного бюджета незначителен и при разумной фискальной политики и других экономических преобразованиях можно добиться того, чтобы дефицит государственного бюджета сократился еще больше или вовсе отсутствовал, либо доходы превышали расходы (то есть был профицит). Тогда можно будет полностью рассчитаться по долгам, которые брала Республика Беларусь у других стран, либо у своих резидентов.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Отметим несколько возможных путей.

Традиционный путь — выплата долгов за счет золотовалютных резервов; для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны.

Реструктуризация (консолидация) внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам — региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

По мнению автора курсовой работы добиться равенства доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь, либо вовсе превосходства доходов над расходами (то есть профицита) можно осуществляя следующие мероприятия:

Произвести реформы в налоговой системе:

- В настоящее время в Республики Беларусь имеется сложный механизм взимания налогов, при расчете их один вытекает из второго и легко можно ошибиться, что повлечет крупные штрафные санкции и неблагоприятно скажется на деятельности предприятия или предпринимателей. Необходимо сделать как можно проще процесс изъятия налогов у предприятий или предпринимателей. Это уменьшит долю ошибок при их расчете;

- Сократить налог на прибыль и доходы (в размере от 10 до 20%). Это вызовет рост материальной заинтересованности у предприятий или предпринимателей, а также увеличатся собственные источники для развития производства;

- Ужесточить меры за неуплату налогов в виде очень больших штрафных санкций, вплоть до уголовной ответственности, как это предусмотрено в ряде развитых стран. При одновременном снижении налогов и ужесточения ответственности за неуплату их предприятиям или предпринимателям не будет смысла скрывать свое доходы и тем самым они будут указывать достоверные данные, что по мнению автора курсовой работы увеличит поступления в государственный бюджет.

А также:

- Провести реформу в вооруженных силах Республики Беларусь. По мнению автора курсовой работы, необходимо сократить срок службы с 1 года до 6 месяцев, это достаточно, чтобы получить необходимые военные навыки. Это сокращение срока службы значительно уменьшит расходы на оборону страны, а тем самым и расходы государственного бюджета Республики Беларусь. Можно также в целях безопасности подписать ряд соглашений с Российской Федерацией о размещении ее вооруженных сил на территории Республики Беларусь.

Провести продажу объектов незавершенного строительства.

Прекратить дотацию убыточных и малорентабельных предприятий (в особенности колхозов).

Необходимо развитие сферы платных услуг (медицина, образование и т.д.), это позволит повысить качество оказания эти услуг и значительно повлияет на поступления в государственный бюджет дополнительных средств.

Уменьшить численность государственного аппарата и расходы связанные с ним.

Сократить количество правоохранительных органов, так как существующий штат органов правопорядка (который значительно больше чем в высокоразвитых странах) не сокращает количества преступлений на территории Республики Беларусь.

Осуществить разумную приватизацию объектов государственной собственности.

Поощрять частное предпринимательства, что в последствии даст значительные поступления в государственный бюджет.

Республике Беларусь следует активно развивать отношения с такими международными финансовыми организациями, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.

Сотрудничество со Всемирным банком целесообразно вести по социально значимым проектам. Особую значимость для Республики Беларусь представляют работы по реабилитации зоны, пострадавшей от аварии на ЧАЭС.

Техническая помощь Всемирного банка может быть оказана по таким направлениям, как поддержка и развитие сельских территорий; улучшение экологической ситуации, среды проживания и мест работы населения, пострадавшего от чернобыльской катастрофы; повышение качества радиационного контроля и мониторинга путем обновления лабораторного оборудования; сертификация продукции.

Республика Беларусь заинтересована в расширении сотрудничества с учреждениями группы Всемирного банка (МФК, МАГИ, Консультативной службой по иностранным инвестициям), включая осуществление анализа инвестиционного климата Республики Беларусь с выработкой конкретных рекомендаций по его улучшению.

Большое значение для дальнейшего экономического развития Республики Беларусь имеет взаимодействие с ЕБРР.

Альтернативой распространенному в Республике Беларусь привлечению денежных ресурсов в виде кредитов может стать размещение на внешних рынках облигационных займов предприятий. Пока широко практикуемые всеми странами-соседями (Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии) облигационные заимствования на зарубежных финансовых рынках в Республике Беларусь по разным причинам не имели места.

Использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы открыть широкие возможности по привлечению заемных средств иностранных инвесторов, а также сократить стоимость обслуживания внешнего долга Республики Беларусь. А эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе сделает возможным увеличение экспорта, улучшение торгового баланса страны, а также увеличение ВВП и укрепление государственного бюджета страны.учетом данных мониторинга, а также на основе прогноза операций платежного баланса Республики Беларусь и фактических данных о валовом внешнем долге должны осуществляться прогнозирование валового внешнего долга с разбивкой по секторам экономики и его анализ на предмет соответствия установленным критериям безопасности.

Таким образом, реализация вышеперечисленных предложений позволит Правительству Республики Беларусь и Национальному банку эффективно контролировать объем валового внешнего долга и его составляющих по мере развития соответствующего инструментария, внутреннего финансового рынка и накопления кредитной истории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе было проанализировано понятие и виды государственного кредита, состояние внешнего и внутреннего государственного долга в Республике Беларусь за последние несколько лет, а также внесены предложения по сокращению государственного долга в Республике Беларусь.

В работе показаны основные теоретические моменты теории бюджетного дефицита и государственного долга и отражены основные черты этих проблем применительно к белорусским условиям.

Интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.

Его образование, прежде всего, обусловлено противоречиями между потребностями государства и его возможностями финансирования их. Изменения в структуре собственности в последние десятилетия привели к перераспределению источников доходов, в т.ч. государственных. Они стали более разнообразными, а поступление денежных средств в централизованные фонды государства многоступенчатыми. Несмотря на увеличение источников доходов, в то же время поступающие средства не обеспечивают потребности в них государства. Последнее всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой — эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

Итак, государственный кредит — это средство регулирования государством экономического развития. Он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств.

Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

- наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

- дефицит государственного бюджета;

- усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны - ВВП, экспорт, импорт, инвестиции в основной капитал, индексы цен и т.д. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.

В макроэкономическом аспекте госкредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).

Госкредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.

Главное же, для чего используется госкредит в макроэкономическом смысле, - покрытие дефицита бюджета. Давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета, чем эмиссия денежных знаков. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.

Развертыванию иностранных кредитных линий, улучшению обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры иностранных кредитных линий будут способствовать:

- Обновление законодательства, регулирующего область иностранных инвестиций в республику с целью четкого определения и согласования полномочий и функций Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Валютно-кредитной комиссии Совета Министров и Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

- Законодательно закрепленное расширение функций Белвнешэкономбанка, в том числе в части координационных мер по обслуживанию и страхованию иностранных кредитных линий. В национальном законодательстве об иностранных инвестициях должны найти отражение вопросы обеспечения долевого финансирования проекта, внесения гарантийного взноса предприятием-заемщиком, поддержания определенного неснижаемого остатка на счете предприятия-заемщика и т.п.;

- Развитие страховой и гарантийной инфраструктуры в отношении иностранных кредитов, что требует глубокой проработки с участием заинтересованных органов государственного управления и банков. Представляется логичным создавать страховые резервы не только силами должников, но и путем перечислений в фонды страхования внешнеэкономических операций уже при заключении экспортно-импортных контрактов (т.е. на ординарной, а не на экстраординарной основе). Кроме государственного страхования, в республике существует коммерческое, которые оказывают международные страховые услуги. Главными проблемами этих компаний являются недостаточность валютно-финансового потенциала, слабая диверсификация предоставляемых услуг, а также неразвитость связей с другими страховыми компаниями;

- Принятие в среднесрочной и долгосрочной перспективе концепции реформы в области кредита и страхования в сфере внешней торговли. Следует, прежде всего, расширить возможности получения предприятиями экспортных кредитов, которые, как правило, связаны с реализацией проектов иностранных кредитных линий (и не только с ними), а также возможности получения кредитов теми предприятиями, которые для освоения средств иностранных кредитных линий нуждаются в дополнительных капиталовложениях (многие средства кредитных линий не осваиваются в срок по причине отсутствия кредитной поддержки на строительную часть проекта).

Разработка вариантов пилотных проектов создания двух-трех операционных филиалов иностранных банков (со 100%-ым иностранным капиталом, а также на долевой основе с белорусскими соучредителями). В порядке эксперимента в рамках подобных пилотных проектов целесообразно снять действующие ограничения по предельной доле иностранного капитала при создании банка с участием иностранного капитала.

Создание Инвестиционного банка Союза Беларуси и России, с помощью которого могли бы осуществляться приоритетные инвестиционные проекты в наукоемких отраслях в рамках Союза и СНГ. Подобный банк, кроме того, способствовал бы формированию транснациональных финансово-промышленных групп. Возможности высокого технологического качества инвестиционных потоков представляются наиболее предпочтительными именно в этом институциональном сегменте;

Продолжение работ по вступлению республики в ВТО (особенно по разделу ГАТС - услуг и информации), что должно способствовать проникновению национальных экспортеров на мировые рынки (в том числе рынки услуг информации), снятию обширных демпинговых ограничений, а также укреплению международных позиций республики и повышению интереса и доверия к ней иностранных инвесторов. Подобная работа должна осуществляться на уровне двусторонних правительственных соглашений;

В республике давно назрела необходимость формирования международной информационной системы в области рынка технологий и продуктов (возможно, в рамках международного инвестиционного проекта).

Осуществление этих мероприятий обеспечит дальнейшее повышение роли государственного кредита в развитии национальной экономики.

Список использованной литературы

1. Бородко, О. В. Международные финансовые механизмы привлечения внешних кредитных ресурсов и актуальность их использования в банковской системе Республики Беларусь / О. В. Бородко // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь / О.В. Бородко. - 2007. -- №9. - С.44-48.

. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. Учебное пособие для вузов. - Изд. 3-е, перераб. и дополн. - Москва.: Перспектива, 2007- 256 с.

3. Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов - 2011 год. Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2004 - 2010 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Quaterly/> - Дата доступа: 03.05.2014 г.

. Дубовец, В. Г. Внешнеэкономические связи : учеб.-метод. пособие для вузов / В. Г. Дубовец, И. А.Полякова, Н. А. Чернавина. - Витебск: ВГАВМ, 2004. - 31 с.

. И. Д. Злобин. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

. Каджаева, М.Р. Банковские операции [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Р. Каджаева, С.В. Дубровская. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с.

. Кравцова, Г. И. Деньги, кредит, банки : учеб. пособие для вузов / Г. И. Кравцова. - Минск: Мисанта, 1997. - 436 с

. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки: учебник [Текст]: кол. авторов; под ред. О.И. Лаврушина - 6-е изд., стер. - М. КНОРУС,2007.-560 с.

. О бюджете Республики Беларусь на 2012 год: Закон Республики Беларусь от 29 ноября 2009 г. № 73-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010. - № 189. - С. 20-72.

. Поляк, Г.Б. Финансы, денежное обращение, кредит [Текст]: учебник для вузов/под ред. проф. Г.Б. Поляка. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 512 с.

. Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. В. Сорокина и др.; Под ред. проф. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - Минск: БГЭУ, 2005. - 351 с.

. Финансовое право: Учебник/Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 1996. - 400 с.

14. Фисенко, М.К. Финансовая система Республики Беларусь: учебное пособие / М.К.Фисенко. - Минск Современная школа, 2008. - 178 с.

15. Шабалин, А. С. Динамика государственного и корпоративного долга / А. С. Шабалин // Экономист. - 2004. - №9. - С. 50--58.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 2.1 - Валовой внешний долг Республики Беларусь за 20011- 2014 гг., млн. долларов США

Показатели 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 Изменение Показателя за 2013 год. Изменение Показателя за 4 квартал 2014 г.

Валовой внешний долг Республики Беларусь 28 401,1 34 028,4 37 098,1 39 124,3 5 358,3 2 026,2

Краткосрочный 12 684,9 14 449,8 15,180,6 15 180,8 2 371,9 1 142,8

Долгосрочный 15 716,2 19 578,6 23 060,1 23 943,5 2 986,4 883,4

Органы гос. управления* 10 057,9 12 351,0 12 894,0 13 006,8 438,2 112,8

Долгосрочный* 10 057,9 12 351,0 12 568,6 12 566,8 -1,8 -327,0

Долговые ценные бумаги 1 230,1 2 022,3 1 803,3 1 802,8 -0,5 -1,4

Кредиты и займы 8 260,1 9 762,7 10 198,7 10 196,3 2,4 -328,2

Другие долговые обязательства 567,7 566,0 566,6 567,7 1,1 2,2

Органы денежно-кредитного регулирования 1 855,3 1 529,7 726,1 1 299,5 860,6 573,4

Краткосрочный 1 267,1 1 195,6 552,5 799,2 586,6 246,7

Кредиты и займы 146,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Счета и депозиты 1 120,8 1 195,6 552,5 799,2 -284,1 106,67

Другие долговые обязательства 0,0 0,0 0,0 0,0 0,00 -

Прочее 0,0 0,0 0,0 0,0 0,00 -

Долгосрочный* 588,2 334,1 173,6 500,3 274,0 326,7

Кредиты и займы 588,2 141,7 6,2 500,3 492,4 494,1

Счета и депозиты 0,0 192,4 167,4 0,0 -218,4 -167,4

Банки 5 752,1 6 077,4 7 947,0 8 214,4 2 007,5 267,4

Краткосрочный 2 677,0 2 053,7 3 169,1 3 109,9 466,8 -59,2

Долговые ценные бумаги 6,1 7,2 3,5 3,5 0,0 0,0

Кредиты и займы 2 246,1 1 772,4 2 473,2 2 740,4 750,9 267,2

Счета и депозиты 212,9 223,7 680,5 348,5 -284,1 -332,0

Другие долговые обязательства 211,9 50,4 11,9 17,5 0,0 5,6

Прочее 211,9 50,4 11,9 17,5 0,0 5,6

Долгосрочный 3 075,1 4 023,7 5 214,6 5 577,1 1 173,5 557,3

Долговые ценные бумаги 15,9 78,1 0,0 6,9 6,9 6,9

Кредиты и займы 2 767,1 3 474,2 4 520,8 4 680,8 1 468,3 160,0

Счета и депозиты 292,1 471,4 199,2 381,1 121,8 181,9

Другие секторы 9 910,1 13 064,3 14 063,8 15 009,2 1 634,9 945,4

Краткосрочный 7 915,1 10 194,5 8 849,2 9 237,3 461,4 388,1

Долговые ценные бумаги 0,0 1,4 0,0 1,4 -0,7 -3,1

Кредиты и займы 493,5 1 533,4 493,5 1 533,4 399,7 139,9

Торговые кредиты 6 788,6 8 050,9 6 788,6 8 050,9 -198,7 123,9

Другие долговые обязательства 633,0 608,8 633,0 608,8 97,44 96,18

Просроченная задолженность 633,0 608,8 633,0 608,8 261,1 127,4

Долгосрочный 1 995,0 2 869,8 1 995,0 2 869,8 179,12 143,85

Кредиты и займы 1 995,0 2 869,8 1 995,0 2 869,8 179,12 143,85

Прямые инвестиции: межфирменное кредитование 825,7 1 006,0 825,7 1 006,0 417,1 127,2

Задолженность прямым инвесторам 825,7 1 006,0 825,7 1 006,0 417,1 127,2

Просроченная задолженность 3,2 5,4 3,2 5,4 1,9 -0,2

Прочее 822,5 1 000,6 822,5 1 000,6 141,83 127,4

Наши рекомендации