Теоретическое понятие государственного и муниципального долга. Виды государственного долга

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

Институт открытого образования

Контрольная работа по дисциплине:

«Государственные и муниципальные финансы»

Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»

На тему: «Государственный и муниципальный долг»

Работу выполнил студент

(заочная форма обучения)

Группы 2614Б5ГМУ

А.Д. Сарафанов

___________________________

(подпись)

Проверил: асс

Н.А. Софьин

___________________________

(подпись)

Нижний Новгород

(2017)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА.. 4

1.1. Теоретическое понятие государственного и муниципального долга. Виды государственного долга. 4

1.2. Управление и обслуживание государственного и муниципального долга 7

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 10

2.1. Объем и структура государственного долга Российской Федерации. 10

2.2. Объем и структура муниципального долга. Объем и структура муниципального долга городского округа город Выкса. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19

Список литературы.. 20

Приложение. 21

ВВЕДЕНИЕ

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Государственный (муниципальный) долг - это совокупность всех долговых обязательств РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

В соответствии с законодательством, к государственному или муниципальному долгу относятся обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Государственный долг и управление им - проблемы актуальные, как на национальном, так и на международном уровнях.

Целью контрольной работы является исследование государственного и муниципального долга.

Задачи контрольной работы: рассмотреть теоретические понятия государственного и муниципального долга; показать управление государственным и муниципальным долгом; провести анализ государственного и муниципального долга, показать объем и структуру государственного и муниципального долга; предложить пути повышения эффективности управления государственным и муниципальным долгом.

Объектом исследования является государственный (муниципальный) долг РФ.

Предметом исследования являются методы и способы управления государственным долгом РФ.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние на темпы экономического роста страны.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем государственного долга.

Министерство финансов РФ приняло «Основные направления государственной долговой политики на 2017-2019 годы».

По прогнозам ведомства, в 2017 году госдолг составит 14,6% ВВП, в 2018 году госдолг увеличится до 14,9% ВВП, а в 2019 - до 15,3%.

По прогнозам Минфина, сумма расходов на обслуживание госдолга будет нарастать на 0,6% ВВП при среднем темпе роста экономики 1,5% ВВП ежегодно. Также в структуре российского долга 75% составляют ценные бумаги, кроме того, 71% долга выражен в российской валюте.

При этом ожидается, что объем внешних заимствований снизится, а объем внутренних заимствований, напротив, вырастет.

Система управления государственным долгом Российской Федерации должна представлять собой совокупность основных мероприятий:

- разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;

- процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;

- исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)

2. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг.

3. Белоножко М.Л., Скифская А.Л. Государственные и муниципальные финансы, ИЦ "Интермедия", 2014. - 208 с

4. Захаров Н.И., Попов В.Д, Есин В.А., Шитова Ю.Ю., Янковская В.В., Прислонов Н.Н., Артемьев А.Ю., Мельникова Н.С., Анохина Н.М. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Под ред. Н.И. Захарова. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 288 с

5. Крохина Ю. А. Бюджетное право России: учебник для магистров / Ю.А. Крохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 483 с.

6. Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы: учебное пособие, 3-е издание - М.: Магистр: ИНФРА - М, 2016. - 164 с.

7. Мохнаткина Л.Б. Государственный и муниципальный долг: Учебное пособие / - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2015. - 151 с.

8. Солдаткин С.Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика: учебное пособие / С.Н. Солдаткин. - М: КНОРУС, 2013. - 256 с.

9. Пономаренко Е.В. Управление государственным долгом в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2012. № 5.

10. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // URL: www.mf.gov.ru.

11. okrug-wyksa.ru

Приложение 1

Расшифровка сокращений видов ценных бумаг

Таблица 1.1

Сокращение Расшифровка сокращений
ОФЗ-ПК Облигации федерального займа с переменным купонным доходом
ОФЗ-ПД Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом
ОФЗ-АД Облигации федерального займа с амортизацией долга
ОФЗ-ИН Облигации федерального займа с индексацией номинала
ОФЗ-н Облигации федерального займа для населения
ГСО-ППС Государственные сберегательные облигации с переменной процентной ставкой
ГСО-ФПС Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой
ОВОЗ Облигации внутренних облигационных займов
ОВГВЗ Облигации внутреннего государственного валютного займа

Приложение 2

Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации (в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) по срокам погашения и по видам обязательств (на 1 мая 2017 г.), млрд. рублей

Таблица 2.1

Год погашения По видам долговых обязательств всего
ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-н ОФЗ-ИН ОФЗ-АД ГСО-ФПС ГСО-ППС ОВОЗ
200,000 150,000 - - 51,006 - - - 401,006
- 296,727 - - 133,162 - 15,21 90,0 535,099
95,000 550,000 - - 79,290 - - - 724,290
250,00 170,318 3,56 - 66,138 - 15,000 - 505,016
- 440,000 - - 78,590 - 120,90 - 639,490
90,204 290,194 - - 43,294 52,00 - - 475,692
- 400,00 - 166,75 43,292 39,00 - - 649,042
- - - - 29,504 41,00 - - 70,504
400,000 - - - 29,506 - 54,400 - 483,906
- 239,643 - - 29,502 - - - 269,145
200,000 250,000 - - 0,001 - 40,000 - 490,001
- 241,072 - - 0,001 - - - 241,073
200,000 - - - 0,006 - - - 200,006
- - - - - - - - 0,000
- 250,000 - - - - - - 250,000
200,000 - - -   - - - 200,00
- 85,000 - - - - - - 85,000
200,000 - - - 15,510 - - - 215,510
- - - - 31,019     - 31,019
- - - - 15,510 - - - 15,510
итого 1835,204 3362,954 3,56 166,75 645,331 132,0 245,51 90,0 6481,309

Приложение 3

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации (на 1 мая 2017 года)

Таблица 3.1

Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро*
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) 48556,4 44596,2
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба 629,3 578,0
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ 399,9 367,2
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 785,1 721,1
Задолженность по внешним облигационным займам 34998,1 32143,6
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году 3466,4 3183,7
внешний облигационный заем с погашением в 2019 году 1500,0 1377,7
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3500,0 3214,5
внешний облигационный заем с погашением в 2021 году 816,6 750,0
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году 2000,0 1836,9
внешний облигационный заем с погашением в 2023 году 3000,0 2755,3
внешний облигационный заем с погашением в 2026 году 3000,0 2755,3
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2499,9 2295,9
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 10715,2 9841,3
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году 3000,0 2755,3
внешний облигационный заем с погашением в 2043 году 1500,0 1377,7
Задолженность по ОВГВЗ 3,3 3,1
Прочая задолженность 20,1 18,5
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 11720,6 10764,7
* объем государственного внешнего долга РФ в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

Приложение 4

Показатели долговой устойчивости Российской Федерации, %

Таблица 4.1

Показатель пороговое значение
Отношение гос. долга РФ к ВВП 10,6 13,2 13,5 13,2 14,61 14,72 14,91 15,22 15,31 15,72 20,0
Доля расходов на обслуживание гос. долга РФ в общем объеме расходов федерального бюджета 2,7 2,8 3,3 3,8 4,5 5,3 5,4 10,0
Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание гос. долга РФ к доходам федерального бюджета 6,8 5,6 10,6 9,2 11,5 11,9 11,6 15,0
Отношение гос. долга РФ к доходам федерального бюджета 58,0 71,0 80,2 82,5 94,01 94,92 98,21 99,82 101,91 104,22 100,0
Отношение государственного внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг 9,7 14,2 15,2 18,4 18,01 18,32 17,01 17,62 16,51 17,52 220,0
Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг 0,4 0,5 0,7 0,9 0,9 1,2 0,8 25,0
1 Исходя из выполнения программ государственных гарантий Российской Федерации в российских рублях - на 70%, в иностранной валюте - на 20% 2 Оценка Минфина России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

Институт открытого образования

Контрольная работа по дисциплине:

«Государственные и муниципальные финансы»

Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»

На тему: «Государственный и муниципальный долг»

Работу выполнил студент

(заочная форма обучения)

Группы 2614Б5ГМУ

А.Д. Сарафанов

___________________________

(подпись)

Проверил: асс

Н.А. Софьин

___________________________

(подпись)

Нижний Новгород

(2017)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА.. 4

1.1. Теоретическое понятие государственного и муниципального долга. Виды государственного долга. 4

1.2. Управление и обслуживание государственного и муниципального долга 7

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 10

2.1. Объем и структура государственного долга Российской Федерации. 10

2.2. Объем и структура муниципального долга. Объем и структура муниципального долга городского округа город Выкса. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19

Список литературы.. 20

Приложение. 21

ВВЕДЕНИЕ

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Государственный (муниципальный) долг - это совокупность всех долговых обязательств РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

В соответствии с законодательством, к государственному или муниципальному долгу относятся обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Государственный долг и управление им - проблемы актуальные, как на национальном, так и на международном уровнях.

Целью контрольной работы является исследование государственного и муниципального долга.

Задачи контрольной работы: рассмотреть теоретические понятия государственного и муниципального долга; показать управление государственным и муниципальным долгом; провести анализ государственного и муниципального долга, показать объем и структуру государственного и муниципального долга; предложить пути повышения эффективности управления государственным и муниципальным долгом.

Объектом исследования является государственный (муниципальный) долг РФ.

Предметом исследования являются методы и способы управления государственным долгом РФ.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

Теоретическое понятие государственного и муниципального долга. Виды государственного долга

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.[1]

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации, которые

могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ. [1]

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть

краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). [8, с. 65]

Внутренний долг предполагает в основном перераспределение доходов среди населения только внутри страны.

Под внешним государственным долгом следует понимать долг иностранным государствам, лицам и организациям. [4, с. 78]

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства, по которым выражены в валюте РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, в валюте РФ;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами. [1]

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте. [1]

Государственный долг делится на капитальный и текущий. [3, с. 119]

Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и

непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные

проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг, включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил. [7, с. 11]

Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. [5, с. 358]

Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств, которые могут существовать в виде

обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям). [8, с. 125]

В объем муниципального долга включаются:

1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;

5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования. [1]

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно). [1]

Наши рекомендации