Международные отношения после второй мировой войны
Уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях проявился ряд противоречий между союзниками по антигитлеровской коалиции. Эти противоречия были связаны с установлением сфер влияния в послевоенном мире. Многие вопросы оставались открытыми, и уже после окончания войны, в конце 1945 г. состоялись совещания министров иностранных дел стран - членов Совета Безопасности ООН, посвящённые этим проблемам. Обсуждались проблема проведения свободных выборов в восточноевропейских странах, политика, проводимая СССР на территории Ирана (там с 1941 г. совместно пребывали английские и советские воинские части). В ходе обсуждения стороны не пришли к единому мнению. Политика же Советского Союза, стремившегося распространить своё влияние на территории, на которые претендовала и Великобритания (в частности, Иран), толкала вчерашних союзников к более жесткому поведению.
В марте 1946 г. в Фултоне (США) У. Черчилль, не занимавший уже поста премьер-министра, произнёс свою знаменитую речь о необходимости опустить "железный занавес" между свободным миром и зоной советского влияния, дабы предотвратить её расширение. На Западе тогда не все разделяли некоторые положения речи Черчилля, но она заставила многих задуматься об опасности "советского экспансионизма", чему немало способствовал авторитет влиятельного британского политика и поддерживавшего его нового президента США Г. Трумэна. Именно эта речь Черчилля считается началом "холодной войны" - периода в истории международных отношений, основным содержанием которого было противостояние в военной и политической областях двух сверхдержав - СССР и США и их союзников.
В первое послевоенное десятилетие существовало несколько узловых проблем, приводивших к столкновению интересов идеологических противников. Одной из таких проблем была германская. Как известно, Германия была поделена на 4 оккупационных зоны (СССР, США, Великобритании и Франции), существовавшие и на территории Берлина, координация управления которыми осуществлялась Межсоюзническим контрольным советом. В 1946 г. в Париже состоялись две конференции, решения которых должны были способствовать сохранению единой Германии и в перспективе восстановлению в ней гражданского управления, но соглашение было достигнуто только по вопросу о репарациях. В то же время мероприятия, проводимые советской военной администрацией (СВАГ) (аграрная реформа, создание смешанных и национализация промышленных предприятий), способствовали росту несоответствия экономических и политических структур в различных оккупационных зонах. Противостояние сторон в Межсоюзническом совете привело в 1947 г. к блокаде Западного Берлина (анклава в советской зоне) и выходу из совета представителя СССР маршала Соколовского. В ответ на это в западных зонах была выпущена собственная денежная единица, затем в восточной зоне появилась советская марка. Этот процесс закончился провозглашением в мае 1949 г. на территории трёх западных зон оккупации Федеративной Республики Германия, а в октябре того же года в советской зоне - Германской Демократической Республики, правительству которой советская администрация передала все правомочия.
В связи с возможностью распространения советского влияния на Балканский полуостров в 1947 г. американское правительство разработало внешнеполитическую программу, получившую название доктрины Трумэна или сдерживания коммунизма. Под американский контроль попали территории Греции и Турции, что в 1952 г. привело к их вступлению в Северо-Атлантический блок (НATO). Этот военно-политический союз был создан по инициативе США, его основой стал Северо-Атлантический договор, подписанный в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией и Исландией. В соответствии с Уставом ООН блок НATO создавался как региональный и оборонительный. В том же 1949 г. ТАСС сообщило о проведённых в СССР успешных испытаниях ядерного оружия. Американской атомной монополии пришёл конец.
Оформлению двух противостоящих друг другу блоков европейских государств способствовало предложение в июле 1947 г. на Парижской конференции американской экономической помощи Европе для её восстановления и развития. Эта программа получила название плана Маршалла по имени государственного секретаря США Дж. Маршалла. Принятие или непринятие американской помощи было знаковым: оно определяло круг возможных союзников. 17 европейских стран, в том числе Югославия, согласились принять американскую помощь. Такие страны, как Румыния, Венгрия, Албания не без давления со стороны СССР от неё отказались, что вынуждены были сделать также Польша и Чехословакия, первоначально занявшие позицию, аналогичную югославской.
Естественно, взамен Советский Союз должен был оказывать помощь этим государствам, несмотря на собственное весьма тяжёлое положение. Эта ситуация повлекла за собой создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), организации, в рамках которой стало осуществляться сотрудничество не только европейских, но и азиатских государств, именовавшихся социалистическими. Для стран-членов СЭВ предполагалась определённая специализация, хотя именно при содействии этой организации в некоторых странах появлялись и такие отрасли народного хозяйства, которые раньше начисто отсутствовали.
Интересно то, что Финляндия в новых условиях старалась подчеркнуть свою независимую позицию, оказавшись за пределами советского лагеря, но и отказавшись от помощи по плану Маршалла, а также не вступив впоследствии и в НATO.
В течение 1945-1948 гг. в восточноевропейских странах, именовавшихся у нас странами народной демократии, происходил процесс становления коммунистических режимов. Выглядело это вполне легитимно, коммунисты приходили к власти путём выборов, но не нужно забывать о присутствии на территории Восточной Европы советских войск. Для координации действий коммунистических партий в сентябре 1947 г. было создано Информационное бюро (Коминформ), в работе которого участвовали также компартии Франции и Италии. Надо сказать, что после окончания войны во многих странах авторитет коммунистов был чрезвычайно высок в связи с тем, что они были организаторами и активными участниками движения Сопротивления. Поэтому в первые послевоенные годы возможность их прихода к власти в некоторых западноевропейских странах не выглядела утопичной.
Штаб-квартира Коминформа находилась в Белграде, и о роли такой страны, как Югославия, в послевоенной истории Европы необходимо сказать особо. Здесь в марте 1945 г. на базе Национального Комитета освобождения Югославии было создано временное правительство во главе с И. Броз Тито, являвшимся генеральным секретарём ЦК компартии Югославии. В ноябре 1945 г. по решению Учредительной скупщины монархия в стране была упразднена, а в начале 1946 г. произошло принятие Конституции Федеративной Народной Республики Югославия. В мае того же года был подписан советско-югославский договор о дружбе и взаимопомощи.
Несмотря на то, что в стране установился режим, аналогичный советскому, Сталину не могла нравиться самостоятельность Тито, который за годы войны привык принимать решения, не советуясь с Москвой. Югославский лидер вынашивал планы создания социалистической федерации на Балканах совместно с Болгарией, но когда советское руководство предложило свою модель такого объединения, она была отклонена. Экономическая политика югославского руководителя имела особенности, не увязывавшиеся с классическим марксизмом, участие в плане Маршалла способствовало развитию конфликта. Масла в огонь подлили решения V съезда югославских коммунистов в 1948 г. и закрепление в Конституции права частной собственности. В Советском Союзе была развёрнута беспрецедентная кампания критики югославского руководства, которое обвинялось в предательстве дела социализма. В 1949 г. советско-югославский договор был денонсирован, а в октябре произошёл разрыв дипломатических отношений. Изоляцию Югославии от стран советского лагеря закрепила резолюция Коминформа "Югославская компартия во власти шпионов и убийц".
Разрыв отношений с Югославией совпал с новым витком массовых репрессий и идеологических кампаний в СССР. Эти события зеркально отразились и в странах Восточной Европы, где состоялись судебные процессы над местными коммунистическими руководителями. Одним из обвинений, которое обычно им предъявлялось, было обвинение в "титоизме". Несмотря на восстановление отношений между СССР и Югославией в 1955 г., последняя всегда занимала особое место среди стран социалистического лагеря, не участвовала в созданной военной Организации Варшавского договора, являлась одним из членов движения неприсоединения. В СЭВ Югославия имела наблюдателей, но поддерживала достаточно тесные экономические связи и с Западной Европой.
В 1948 г. по решению ООН при активной поддержке со стороны СССР на части территории Палестины, находившейся до 1947 г. в режиме подмандатной британской территории, было создано еврейское государство Израиль, что сразу же создало почву для конфликта с проживавшими на этих территориях арабами, который не разрешён окончательно и по сей день. СССР рассчитывал на то, что Израиль тоже окажется в его сфере влияния, но когда руководство этого государства стало осуществлять самостоятельную политику и принимать помощь от США, советско-израильские отношения были разорваны. Этот факт во многом повлиял на развёртывание с 1949 г. антисемитской кампании в СССР.
В конце 40-х гг. радикально изменилась ситуация в Азии. Многолетняя гражданская война в Китае, освобождённом от японских захватчиков, завершилась победой компартии Китая, возглавляемой Мао Цзэдуном, над сторонниками партии Гоминдан, руководимой генералиссимусом Чан Кайши. Последний с остатками своей армии эвакуировался на остров Тайвань и при американской поддержке укрепил на его территории свою власть. 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), объединившая территорию континентального Китая. Таким образом, возникла проблема "двух Китаев". Мао Цзэдун заявил о присоединении КНР к антиимпериалистическому лагерю, возглавляемому СССР, в расчёте на помощь с его стороны. Советскому руководству было известно, что Мао придерживался собственных взглядов на перспективы социализма в Китае, да и компартия Китая была таковой во многом только по названию, но соблазн расширения социалистического лагеря за счёт такой колоссальной азиатской страны был велик. В феврале 1950 г. в Москве был подписан советско-китайский договор на 30 лет, в соответствии с которым стороны обязывались предоставлять друг другу любую помощь, включая военную, если одна из договаривающихся сторон подвергнется агрессии. Китай получил кредит в размере 300 млн. долларов, помощь советских специалистов, а СССР передал свои права на КВЖД и военно-морские базы в Порт-Артуре и Дальнем.
Одним из ключевых моментов начального этапа холодной войны стала война в Корее. После победы над Японией на территории полуострова находились советские и американские войска. Линия, разделявшая их проходила по 38-ой параллели, которая и обозначила демаркационную линию между двумя корейскими государствами, созданными в 1948 г. После ухода оккупационных войск с территории полуострова правительство Корейской Народно-демократической Республики (КНДР), находящейся к северу от 38-ой параллели и возглавляемой местным коммунистическим лидером Ким Ир Сеном, начало подготовку к наступлению на Южную Корею, чтобы вызвать там антиимпериалистическое восстание. К осуществлению этой идеи Северная Корея приступила 25 июня 1950 г. В это время представитель Советского Союза отсутствовал в Совете Безопасности ООН в знак протеста против отказа этого органа исключить националистический Китай (Тайвань) из ООН. В отсутствие Советского Союза Совет Безопасности принял резолюцию о вводе американских войск в Корею. На стороне КНДР в войну в свою очередь вступил Китай. Американским войскам под флагом ООН удалось захватить столицу Северной Кореи Пхеньян, но в начале 1951 г. они были отброшены за 38-ю параллель корейско-китайскими войсками. На стороне северян воевали и советские лётчики, 120 из них погибли. Переговоры о прекращении военных действий начались в 1951 г., но увенчались успехом лишь летом 1953 г.
Ялтинско-Потсдамская система международных отношений — принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции.
Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав — СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. То есть, еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем связанных с формированием новой модели МО играли две, теперь уже сверхдержавы СССР и США.
Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами. Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной.
Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США.
Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года.
Особенности
Была ликвидирована многополярная организация структуры международных отношений, возникла биполярная структура послевоенных МО, в которых ведущую роль играли два сверхгосударства — СССР и США. Значительный отрыв военно-силовых, политических, экономических и культурно-идеологических возможностей этих двух держав от других стран мира, привел к формированию двух основных, доминирующих «центров силы», которые оказывали системообразующее влияние на структуру и характер всей международной системы.
конфронтационный характер — системное, комплексное противостояние в экономической, политической, военной идеологической и других сферах, противостояние, которое время от времени приобретало характер острого конфликтного, кризисного взаимодействия. Такой вид противостояния в формате взаимных угроз использования силы, балансирования на грани реальной войны, получил название «холодной войны».
Послевоенная биполярность складывалась в эпоху ядерного оружия, что привело к революции, как в военных, так и в политических стратегиях.
Распределение мира на сферу влияния двух сверхгосударств как в Европе, так и на периферии, возникновения «разделенных» стран (Германия, Корея, Вьетнам, Китай) и становления военно-политических блоков, под руководством СССР и США привело к глобализации и углубленной геополитической структуризации системного противостояния и конфронтации.
Послевоенная биполярность имела форму политико-идеологического противостояния, идеологической конфронтации между «свободным миром» стран западной демократии во главе с США и «социалистическим миром» во главе с СССР. США хотели установления в мире американской гегемонии под лозунгом «Рах Americana», СССР — утверждал о неотвратимости победы социализма в мировом масштабе. Идеологическая конфронтация, «борьба идей», приводила к взаимной демонизации противоположной стороны и оставалась важной чертой послевоенной системы МО. Советско-американское противостояние выглядело в первую очередь как соперничество системы политических и этических идеалов, социальных и моральных принципов.
Послевоенный мир перестал быть преимущественно евроцентристским, международная система превратилась в глобальную, общемировую. Разрушение колониальных систем, становление региональных и субрегиональных подсистем международных отношений осуществлялось под доминирующим влиянием горизонтального распространения системного биполярного противостояния и тенденций экономической и политической глобализации.
Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы. Договоренности, которые легли в основу послевоенного порядка были или устными, официально не зафиксированными, или были закреплены преимущественно в декларативной форме, или же их полноценная реализация была заблокирована в результате остроты противоречий и конфронтацией между основными субъектами послевоенных международных отношений.
ООН, один из центральных элементов Ялтинско-Потсдамской системы, становилась главным механизмом координации усилий с целью исключения из международной жизни войн и конфликтов путем гармонизации отношений между государствами и создания глобальной системы коллективной безопасности. Послевоенные реалии, непримиримость конфронтационных отношений между СССР и США значительно ограничили возможность ООН реализовать свои уставные функции и цели. Главное задание ООН преимущественно сосредоточивалось на предупреждении вооруженного столкновения между СССР и США как на глобальном, так и региональном уровнях, то есть на поддержании стабильности советско-американских отношений в качестве основной предпосылки международной безопасности и мира в послевоенное время.
3.Состояние и перспективы казахстанско-китайского сотрудничества
В этом году исполнилось 15 лет со дня установления дипломатических отношений между Казахстаном и Китайской Народной Республикой. За эти годы отличительной чертой казахстанско-китайского сотрудничества стало поэтапное создание прочной системы дружественных и добрососедских отношений, направленных на долгосрочное и стабильное развитие стратегического партнерства.
Наиболее важным, на наш взгляд, является подписание 4 июля 2005 года Совместной декларации об установлении и развитии стратегического партнерства.
О позитивном развитии отношений между КНР и РК говорит регулярный характер политического диалога на высшем уровне. В декабре 2006 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев посетил Китай. Результатом этого визита стало подписание Стратегии сотрудничества РК и КНР в 21-м веке, а также Концепции развития экономического сотрудничества, определивших приоритетные направления дальнейшего взаимодействия на принципах взаимной выгоды и равноправного партнерства.
Во время визита в Казахстан Председателя КНР Ху Цзиньтао 17-18 августа текущего года главы наших государств подписали Совместное коммюнике, в котором было отмечено, что за два года после установления отношений стратегического партнерства сотрудничество двух стран стремительно развивалось во всех сферах, принося практическую пользу их народам.
Несомненно позитивным моментом является функционирование казахстанско-китайского Комитета по сотрудничеству (стоит отметить что подобный механизм Китай имеет лишь с США, Россией и Евросоюзом). Это, на данный момент, главный координатор казахстанско- китайских отношений, он включает 10 профильных подкомитетов, контролирует деятельность Совместной комиссии по использованию и охране трансграничных рек.
В настоящее время сотрудничество Казахстана и Китая интенсивно развивается в рамках международных и региональных организаций, в первую очередь, это ШОС и СВМДА.
Что касается СВМДА, то и Китай, и Казахстан оценивают СВМДА как состоявшийся форум, направленный на содействие диалогу и построение мер доверия в азиатском регионе. На втором саммите СВМДА, прошедшем в июне прошлого года в Алматы, Председатель КНР ХУ Цзиньтао вновь подтвердил стремление совместно работать в этой организации во имя укрепления безопасности и эффективного сотрудничества.
Что касается взаимодействия в рамках ШОС, то эта тема слишком широка и многопланова, чтобы на ней сейчас подробно останавливаться. Но раз речь идет о политическом сотрудничестве КНР и РК, хотелось бы обратить внимание только на один аспект этого сотрудничества - сотрудничество в сфере безопасности в Центральной Азии. Именно здесь структуры и механизмы ШОС, как основного регионального политического объединения, играют ключевую роль.
Как известно с 9 по 17 августа текущего года в России прошли очередные антитеррористические командно-штабные учения вооруженных сил стран ШОС «Мирная миссия-2007». В учениях приняли участие 6,5 тыс. военнослужащих, было задействовано 92 самолета и вертолета и более тысячи единиц военной техники и вооружений. Казахстан представляла десантно-штурмовая рота Вооруженных сил РК, из них 32 генерала и офицера - в составе руководителей учений. К сожалению, участие в учениях только одной роты Вооруженных сил РК, на наш взгляд, недостаточно, учитывая рисковый потенциал приграничных территорий, как Казахстана, так и Китая, с точки зрения противостояния угрозе терроризма и экстремизма. Тем, не менее, с учетом полученного опыта можно надеяться на расширение сотрудничества Вооруженных сил, как в рамках двусторонних отношений, так и в рамках ШОС.
Кроме того, в настоящее время в рамках организации развивается деятельность по обеспечению международной информационной безопасности, Исполкомом РАТС (Региональная антитеррористическая структура) формируется международно-правовая база, позволяющая эффективно и оперативно реагировать на акты террора и своевременно их предупреждать. Завершается работа над соглашением ШОС против терроризма и соглашением о борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов.
Таким образом, перспективы сотрудничества Казахстана и Китая в политической сфере можно расценить как позитивные, есть основа для дальнейшего развития и укрепления взаимодействия. Отсутствие серьезных разногласий в вопросах мировой политики, а также общие принципы построения отношений с политическими партнерами создают прочную основу для сотрудничества в рамках стратегического партнерства.
Тем не менее в казахстанско-китайских отношениях есть ряд проблем:
Что касается отношений КНР и РК в сфере экономики, то ни для кого не секрет, что основные экономические интересы Китая в нашей стране сосредоточены в сфере добычи и импорта природных ресурсов, в первую очередь, это касается энергетического сырья.
Основными направлениями казахстанско-китайского энергетического сотрудничества являются:
Покупка активов казахстанских нефтяных компаний (АО «СНПС- Актобемунайгаз», «ПетроКазахстан»).
Финансирование Китаем крупных объектов в нефтегазовом секторе.
Крупные проекты по транспортировке нефти из РК в КНР:
- Транспортировка нефти железнодорожным транспортом из Казахстана в СУАР КНР;
- Нефтепровод «Кенкияк-Атырау»;
- Нефтепровод «Атасу-Алашанькоу»;
В качестве перспективы дальнейшего развития транснациональной системы нефтепровода «Казахстан-Китай» представляется строительство магистрального нефтепровода «Кенкияк-Аральск-Кумколь». Начало строительства этого нефтепровода предусматривается в 2009 году, ввод в эксплуатацию в 2011 году. Со строительством данного участка системы также непосредственно связаны реверсирование направления перекачки нефтепровода «Кенкияк-Атырау», реконструкция действующего нефтепровода на участке «Кумколь-Атасу», а также расширение пропускной способности нефтепровода «Атасу-Алашанькоу».
Билет №18