Международные отношения после Второй мировой войны

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Подписание Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР. Москва. 14 февраля 1950 г.

Во время войны Советский Союз понёс огромные потери. Западные регионы страны были разорены, уровень жизни оставался чрезвычайно низким, нехватка рабочих рук и средств производства затрудняли восстановление экономики. Сохранявшаяся в СССР модель хозяйственного развития — на основе централизованного планирования — в какой-то мере облегчала концентрацию усилий на восстановлении наиболее важных (или казавшихся важными) отраслей и предприятий, но исключала возможность технологического прорыва.

Разорённая страна, тем не менее, обладала мощными вооружёнными силами и обрела статус мировой сверхдержавы. С мнениями и намерениями Сталина вынуждены были считаться западные политики.

В результате боевых действий Красной Армии в 1944—1945 гг. и последующих политических акций правительства Советского Союза значительная часть Европы оказалась под советским контролем. Сложились условия для создания так называемой внешней империи СССР («лагеря социализма»).

Стремление Сталина подчинить своему влиянию страны Юго-Восточной и Центральной Европы вызвало противодействие Запада, но даже в условиях англо-американского монопольного владения ядерным оружием возможностей для прямого давления на СССР было не слишком много.

В течение 1945—1947 гг. позиции просоветских сил в подконтрольных СССР европейских странах упрочились. В Польше коалиционное правительство ушло в отставку в январе 1947 г., и президентом республики стал коммунист Берут. В Болгарии в ноябре 1946 г. коммунисты во главе с бывшим коминтерновским функционером Г.Димитровым получили большинство постов в правительстве. Через несколько месяцев в этой стране был принята Конституция по образцу советской. Лидер оппозиционной Аграрной партии, один из руководителей Сопротивления в годы войны, Н.Петков был казнён.

В августе 1947 г. выборы в Венгрии дали коммунистам 22% голосов — больше, чем какой-либо из других партий. Воспользовавшись этим, приверженцы промосковской ориентации заняли ключевые посты в правительстве. Оттеснение от власти конкурентов было теперь делом несложным — используя силовое давление на тех, кто выступал против установления просоветского режима.

В декабре 1947 г. советские спецслужбы и румынские коммунисты вынудили короля Михая отречься от престола. Во вновь образованной республике у власти оказались угодные Москве лидеры.

В сентябре 1947 г. собравшиеся в Польше представители компартий подконтрольных СССР стран, а также Франции и Италии заявили о создании Коминформа — органа, который должен был координировать действия просоветских сил.

Несколько позже, в феврале 1948 г., разразился инспирированный приверженцами социалистической модели развития правительственный кризис в Чехословакии. Умеренные министры заявили о своей отставке — в знак протеста против действий возглавлявших органы внутренних дел коммунистов. Последующие события: уличные «вооружённые демонстрации» рабочей милиции, назначение московских ставленников на важнейшие государственные посты, самоубийство министра иностранных дел Т.Масарика, проведённые по советским рецептам «выборы» и отставка премьера Э.Бенеша — привели к превращению Чехословакии в сателлита СССР.

Репрессии 1940-х и начала 1950-х гг., жертвами которых стали не только лидеры демократических партий и организаций, но и коммунисты, пытавшиеся проявлять чрезмерную самостоятельность или по другим причинам не угодившие Сталину, завершили почти полное подчинение Советскому Союзу формально независимых стран, некогда составлявших «санитарный кордон» Европы, призванный уберечь Запад от распространения коммунистического влияния.

Сталину не удалось добиться советизации Франции и Италии, где после войны усилилось влияние коммунистов (популярность левых основывалась на их активном участии в антинацистском Сопротивлении). Несмотря на активную помощь из-за рубежа, потерпели поражение и их греческие «товарищи», развязавшие в стране гражданскую войну.

Вскоре после Второй мировой войны ухудшились отношения Советского Союза с Югославией, коммунистические руководители которой во главе с И.Б.Тито не желали быть марионетками в руках Сталина. В 1949 г. дипломатические отношения СССР с этой крупнейшей балканской страной были прерваны (до 1955 г.).



Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Подписание договора НАТО. 4 апреля 1949 г. Вашингтон, США

Из-за жёсткой позиции западных стран Советскому Союзу не удалось включить в сферу своего влияния Иран и Турцию. При поддержке Великобритании центральное правительство в Тегеране восстановило в 1946 г. контроль над территориями, на которых с декабря 1945 г. существовали промосковские Автономная республика Азербайджан и Курдская народная республика. Советский Союз вывел войска из Северного Ирана.

Безуспешными оказались и попытки присоединить к СССР принадлежавшие Турции районы Карса и Ардагана, а также пересмотреть правовой статус Черноморских проливов. Сталин натолкнулся на решительное противодействие американцев и был вынужден отказаться от своих намерений.

В 1949 г. победа китайских коммунистов в гражданской войне против вооружённых сил чанкайшистского Гоминьдана создала условия для включения в орбиту советского влияния крупнейшей азиатской страны. Сталин не слишком доверял Мао Цзэдуну, но всё же в феврале 1950 г. подписал с новым китайским лидером Договор о взаимопомощи. СССР отказался от Маньчжурии (где существовало марионеточное правительство во главе с коммунистом Гао Ганом), обязался передать Пекину Порт-Артур и не претендовать на Дайрен. Идя на подобные уступки, Сталин рассчитывал приобрести важного союзника в противостоянии Соединённым Штатам, которое к 1950 г. обострилось до предела.

Отношения между недавними союзниками после войны постоянно ухудшались. Противоречия, обозначившиеся уже в Ялте и Потсдаме, сохранялись и обострялись. Попытки решить вопросы послевоенного устройства мира на основе приемлемых для всех великих держав компромиссов не приносили результатов.

В 1946 г. в Париже состоялись две международные конференции, которые должны были способствовать решению германской проблемы, но подходы к ней Советского Союза и западных держав столь разнились, что достичь соглашения не удалось. Совещания министров иностранных дел стран-победительниц также не привели к реальному сближению позиций.

Резкая конфронтация СССР и Запада в послевоенном мире получила название холодной войны.

Руководство США постепенно осознало бесперспективность любых усилий, направленных на достижение соглашения с СССР, и решило упрочить своё политическое и экономическое влияние в Европе. Американский президент Г.Трумэн в 1947 г. сформулировал доктрину, в соответствии с которой его страна выражала готовность оказывать помощь «свободным народам, сопротивляющимся вооружённому меньшинству или внешнему давлению с целью закабаления этих народов». Был разработан план участия американцев в экономическом восстановлении Европы — план Маршалла (по имени главы внешнеполитического ведомства США).

Западноевропейские страны, а также Чехословакия и Польша склонялись к тому, чтобы принять американские условия, весьма выгодные для разорённой Европы. Однако Сталин, не без оснований увидевший в плане Маршалла средство упрочения американского присутствия в Европе, не позволил странам, входившим в советскую сферу влияния, принять помощь из-за океана. Под давлением СССР Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Албания, а также Финляндия, стремившаяся после войны к установлению «особых» отношений с восточным соседом, отказались участвовать в международной конференции, созванной в Париже для обсуждения американских предложений.

Новый этап холодной войны начался советской блокадой Западного Берлина в 1948 г. В ответ на решение оккупационных властей западных зон провести на подконтрольных территориях выборы в учредительное собрание советские представители вышли из Межсоюзнического совета по Берлину. С 24 мая 1948 г. до 12 июня 1949 г. наземное сообщение между западными секторами немецкой столицы и внешним миром было прервано. Снабжение населения осуществлялось по организованному американцами воздушному мосту. Мир оказался на грани новой глобальной войны.

Снятие блокады Западного Берлина не привело к нормализации отношений Запада с СССР. Осенью 1949 г. раскол Германии стал фактом: образовались два немецких государства — ФРГ и ГДР.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Браденбургские ворота. 13 августа 1961 г.

В том же году США, Великобритания, Франция, Италия, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Норвегия, Дания, Исландия заключили оборонительный пакт, положивший начало военно-политическому блоку НАТО (Организация Североатлантического договора). В годы холодной войны членами НАТО стали Греция и Турция (1952), ФРГ (1955), Испания (1982).

Аналогичная организация просоветского блока государств была оформлена позднее, в 1955 г. В 1949 г. Сталин, не слишком веривший в военные возможности своих сателлитов, удовлетворился созданием Совета экономической взаимопомощи.

Важным фактором в эскалации холодной войны стало создание советской атомной бомбы — всё в том же 1949 г. Годом позже после попытки ориентировавшейся на СССР Северной Кореи (КНДР) оккупировать весь полуостров началась корейская война. Агрессию северных коммунистов пресекли американские войска, действовавшие под флагом ООН, однако КНДР получила помощь из СССР, направившего в Корею своих лётчиков и других военных специалистов, и из Китая (сотни тысяч военнослужащих этой страны, формально считавшихся «добровольцами», приняли непосредственное участие в боевых действиях).

Война осталась локальной и не переросла в масштабное столкновение держав. После смерти Сталина в 1953 г. было заключено соглашение, восстановившее довоенное положение сторон конфликта.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

Соотнесите события и даты.  
События: Даты:
а) образование НАТО; 1945 г.
б) блокада Западного Берлина; 1946 г.
в) корейская война; 1947 г.
г) разрыв советско-югославских дипломатических отношений; 1948 г.
д) отставка коалиционного правительства Чехословакии; 1949 г.
е) отречение от престола румынского короля Михая; 1950—1953 гг.
ж) создание на территории Северного Ирана просоветских республик, Азербайджанской и Курдской;  
з) Парижские международные конференции представителей стран-победительниц, созванные для решения германской проблемы.  

От Женевы к Хельсинки

В период между смертью Сталина (1953) и избранием М.С.Горбачёва генеральным секретарём ЦК КПСС (1985) советская внешняя политика определялась несколькими факторами, попеременно выступавшими на первый план.

Во-первых, СССР стремился упрочить «социалистический лагерь», обеспечить его внутреннее единство.

Во-вторых, советские руководители, понимавшие невозможность военной победы над Западом и вынужденные считаться с экономическим превосходством западноевропейских и североамериканских стран, сделали ставку на политику мирного сосуществования, предполагавшую ограниченное сотрудничество с США и их союзниками, но не исключавшую обострения отношений — в тех случаях, когда московские власти могли (или думали, что могут) продемонстрировать всему миру свою силу.

В-третьих, важной целью при Хрущёве и его преемниках считалось расширение сферы советского влияния. Для достижения этой цели использовались самые различные средства.

Очевидно, что политика, основанная на таких посылках, неизбежно должна была оказаться непоследовательной. Колебания между холодной войной и разрядкой международной напряжённости были закономерным результатом противоречивых устремлений советских лидеров.

В годы корейской войны СССР стоял на грани непосредственного вооружённого столкновения с США. Лидеры двух сверхдержав делали вид, что не замечают, как их подданные стреляют друг в друга. Ни та, ни другая сторона не решалась выйти за рамки локального конфликта — ведь иначе возникла бы более чем реальная опасность применения ядерного оружия (с непредсказуемыми последствиями).

С тех пор взаимное ядерное сдерживание стало мощным фактором мировой политики. Некоторые политологи не без оснований утверждают, что именно этот фактор избавил человечество от ужасов третьей мировой войны. Вероятно, именно осознание невозможности победить в такой войне без неисчислимых жертв и невообразимого материального ущерба побуждало лидеров послесталинского СССР и их западных оппонентов искать способы договориться.

В 1953—1956 гг. Хрущёв и его единомышленники предпочитали «укреплять социализм» не на путях конфронтации с Западом, который, в соответствии со сталинскими догмами, якобы неминуемо должен был вступить в полосу кризисов и обострения «межимпериалистических противоречий». Возобладал реалистический подход. Шаги, объективно усиливавшие противостояние между «миром социализма» и «империалистическими В мае 1955 г. был подписан Варшавский договор. Юридическое оформление уже сложившегося советского военно-политического блока не меняло соотношения сил в Европе, но явно не способствовало улучшению взаимопонимания со странами НАТО.хищниками», чередовались с компромиссами.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Здание СЭВ

Тем не менее на следующий же день после завершения варшавского совещания СССР и его бывшие союзники по антигитлеровской коалиции подписали мирный договор с Австрией. Эта страна брала на себя обязательства соблюдать нейтралитет; все оккупационные войска выводились.

В июле 1955 г. в Женеве состоялась первая после Потсдамской конференции встреча высших руководителей СССР, США, Великобритании и Франции. Реальных результатов достичь не удалось, однако сам факт переговоров на таком уровне уже можно было расценить как прорыв во взаимоотношениях двух блоков.

Осенью 1955 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ.

Реалистический подход к германской проблеме парадоксальным образом сочетался с авантюристическими демаршами. В ноябре 1958 г. советские правители обратились к бывшим союзникам по антигитлеровской коалиции с предложением изменить статус Западного Берлина, вступив в переговоры с ГДР. В противном случае СССР, как заявил Хрущёв, подпишет с Восточной Германией сепаратный мирный договор. Переговоры с Западом оказались безрезультатными.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Сооружение Берлинской стены. 1961 г.

В ходе визита Хрущёва в США в сентябре 1959 г. (это была первая в истории советско-американских отношений поездка высшего коммунистического руководителя за океан) достичь каких-либо конкретных договорённостей также не удалось.

Очередное обострение в отношениях с США (на этот раз его причиной стали разведывательные полёты американских самолётов над территорией СССР) привело к срыву запланированной на май 1960 г. Парижской конференции представителей четырёх оккупирующих Берлин держав.

В 1961 г. было прекращено сообщение между Западным Берлином и территорией ГДР. Вокруг контролируемой западными державами части города была возведена система сооружений — 162-километровая Берлинская стена. Таким образом коммунистические власти надеялись пресечь массовое бегство восточногерманских граждан на Запад.

В годы хрущёвского правления формулируются новые для коммунистической идеологии доктрины о принципиальной возможности избежать глобальной войны, о мирном сосуществовании и соревновании государств с различным общественным строем. На ХХ съезде КПСС в феврале 1956 г. эти доктрины были провозглашены ориентирами для советской внешней политики.

Одновременно налаживаются отношения со странами, не связанными ни с советским, ни с западным блоком.

В 1955 г. представительная советская делегация посетила Белград. Отношения с Югославией нормализовались, причём фактически было «узаконено» намерение тамошних коммунистов строить социализм по собственному сценарию — несмотря на риск ввергнуть в подобный же соблазн других младших партнёров СССР. Югославия не вошла в Организацию Варшавского договора; Хрущёв признал право этой страны оставаться вне блоков и сохранять нейтралитет.

Мир оставался биполярным и таким виделся советским руководителям, однако после смерти Сталина лидеры КПСС поняли, что между полюсами могут располагаться точки с самыми разными координатами. Хрущёв осознал, что для СССР выгодно существование нейтральных государств, лидеров которых советская пропаганда раньше вовсю обвиняла в скрытом пособничестве «империализму», в прислужничестве «врагам мира» и т.д.

Осенью 1955 г. советские вожди (Н.Хрущёв, Н.Булганин, А.Микоян) совершили поездку в Афганистан, Индию и Бирму. Сотрудничество с этими государствами упрочило позиции СССР в регионе.

В 1954—1955 гг. установились отношения равноправного сотрудничества и с другой азиатской державой — Китаем. Обострение противоречий между двумя державами произошло позднее, после ХХ съезда КПСС. Мао Цзэдун счёл неверным шагом предпринятое Хрущёвым дозированное разоблачение сталинских преступлений — не потому, что оно было дозированным, а потому что, по мнению пекинского руководства, вообще нельзя было предавать гласности факты преступлений коммунистического режима.

Не меньшее раздражение вызывала у китайцев и советская политика мирного сосуществования с Западом, которую в Пекине сочли «капитуляцией перед силами империализма», «ревизией марксизма».

Охлаждение в советско-китайских отношениях стало одним из проявлений глубокого кризиса, охватившего «лагерь социализма» после смерти Сталина и осторожных попыток Хрущёва демонтировать сталинизм. Ортодоксальные коммунисты, приверженцы сомнительных догм (теорий о «враждебном окружении», о неминуемости войн, об «обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму» и т.п.), видели в хрущёвских разоблачениях предательство общего дела. Сторонники же более мягких методов и более реалистичных оценок были недовольны непоследовательностью демократизации общественной жизни.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Венгерские события. Осень 1956 г.

Подобное недовольство, характерное для некоторых партийных функционеров и интеллигентов в странах-сателлитах, накладывалось на глухое брожение в пролетарской среде. В середине 1950-х гг. волнения охватили Польшу и ГДР. Довольно массовыми были рабочие и студенческие демонстрации в Восточном Берлине (граждане ГДР, ещё имевшие в то время возможность беспрепятственно посещать экономически благополучный Западный Берлин, хорошо знали цену официальному мифу о преимуществах социализма). В столице «первого социалистического государства на немецкой земле» (такая формулировка широко использовалась в коммунистических текстах) при подавлении волнений не обошлось без советских войск.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru В 1956 г. в венгерской компартии выросло влияние сторонников реформ в умеренно либеральном духе (выразителем подобных настроений стал Имре Надь). Речь шла о высвобождении хозяйственной инициативы, о реальном признании гражданских прав, об отмене цензуры и идеологического диктата, о демилитаризации страны и об обеспечении реального суверенитета. Борьба шла не только в партийном руководстве, но и в обществе.

Лидеры Советского Союза, обеспокоенные размахом движения, решили использовать войска. Венгры ответили вооружённым сопротивлением, в котором участвовали как регулярные воинские подразделения, так и мирные граждане. Осенью 1956 г. на улицах Будапешта и других городов шли уличные бои. Венгерская революция была подавлена, её лидеры казнены.

Наведение порядка не ограничилось репрессивными мерами. Новое правительство, во главе которого стал Янош Кадар, в обмен на лояльность Советскому Союзу получило возможность провести некоторые преобразования в экономической сфере; в частности, были разрешены мелкие частные и кооперативные предприятия, в основном магазины и мастерские.

Подавление венгерского освободительного движения вписывалось в рамки советской доктрины ограниченного суверенитета социалистических стран. Эта доктрина оказалась весьма живучей. Через 12 лет после венгерских событий сходный сценарий борьбы с реформизмом социал-демократического толка был использован в Чехословакии, лидеры которой в 1968 г. попытались добиться реальной независимости от СССР и переустроить общество. Чешский социализм с человеческим лицом не выстоял под натиском военной силы. Подавление Пражской весны было менее кровопролитным, т.к. организованного вооружённого сопротивления советским войскам чехи и словаки не оказали.

В 1962—1964 гг. с критикой советского плана «социалистического разделения труда» в рамках СЭВ выступило румынское руководство во главе с Н.Чаушеску. Основной смысл этого плана заключался в том, чтобы добиться более тесной интеграции экономики «лагеря социализма» путём специализации. Осуществление подобных идей лишало страны-сателлиты возможности автаркического развития и прочнее привязывало их к Москве. Румынии предстояло специализироваться на аграрном производстве, но Чаушеску стремился продолжить индустриализацию, сочетая директивные методы и элементы хозяйственного расчёта (нечто подобное чуть позже попытались — безуспешно — осуществить советские экономисты в рамках т.н. косыгинских реформ). Румынии удалось с пользой для себя использовать сложности, возникшие у СССР из-за обострения отношений с Китаем и Албанией. Хрущёв пошёл на уступки Чаушеску и предоставил ему известную свободу действий в экономической сфере.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Выступает Имре Надь

Периодически возникавшие кризисы во взаимоотношениях СССР и других коммунистических режимов не мешали Хрущёву вести весьма активную политику на Западе. Принципиальное признание идеи мирного сосуществования не препятствовало Советскому Союзу при всяком удобном (или казавшемся таковым) случае использовать тактику силового давления.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Пражская весна. 1968 г.

В 1958—1959 гг. на Кубе произошёл вооружённый государственный переворот, поддержанный значительной частью населения. Новые власти страны во главе с Фиделем Кастро заявили о желании «строить социализм». После долгих колебаний СССР признал Кубу социалистическим государством. Экономическая помощь островитянам дополнялась помощью военной.

Куба стала ещё одной точкой столкновения американских и советских интересов. Власти США активно поддерживали антикастровские силы, безуспешно попытавшиеся свергнуть прокоммунистический режим. СССР же видел в Кубе стратегически важный форпост своей внешней империи.

В 1962 г. Хрущёв принял решение разместить на острове ядерное оружие средней дальности. Если бы эту тайную операцию удалось довести до конца, юго-восточная часть США оказалась бы уязвимой для советских ракет. Однако американские разведывательные службы раскрыли советский замысел и ответили морской блокадой Кубы. Возник Карибский кризис — один из самых серьёзных в истории холодной войны.

Хрущёву и американскому президенту Дж.Кеннеди удалось достичь компромисса и избавить мир от весьма вероятного столкновения двух ядерных держав. Советские ракеты были демонтированы и вывезены с Кубы, американцы же пообещали отказаться от поддержки антикастровской оппозиции.

В дальнейшем, в брежневское правление (1964—1982), столкновение интересов двух сверхдержав в различных точках мира во многом определяло состояние международных отношений — но ни советские, ни американские власти уже не использовали такое чересчур рискованное средство, как ракетно-ядерный шантаж.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Никита Хрущёв и Фидель Кастро в дни Карибского кризиса 1962 г. Никита Хрущёв и Джон Кеннеди. Весна 1961 г.
Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Военные действия США во Вьетнаме. После 1964 г.

Американское участие во Вьетнамской войне (бомбардировки территории коммунистического Северного Вьетнама с 1964 г., использование наземных вооружённых сил США с 1965 г.; мирное соглашение подписано в 1973 г.) побудило Советский Союз помочь своим азиатским союзникам вооружением, отправить в Индокитай военных специалистов.

В 1979 г. СССР ввёл свои войска в Афганистан для поддержки прокоммунистического правительства. Во время этой затяжной войны американцы ограничились косвенной помощью оппозиционерам.

Ареной противостояния были многие страны и регионы т.н. третьего мира, но сверхдержавы неизменно удерживались от соблазна подвести свои отношения к крайней черте. Понимание того, что в биполярном и довольно взаимозависимом мире невозможно прибегать к таким методам традиционной политики доядерной эпохи, как угроза силой, побуждали СССР и Запад вести переговоры.

Ещё при Хрущёве, в 1963 г., был подписан договор о частичном запрещении атомных испытаний. В 1969 г. великие державы достигли соглашения о нераспространении ядерного оружия. С начала 1970-х гг. контакты с Западом и попытки договориться с ним стали более интенсивными. Этому способствовали сворачивание американцами военных действий во Вьетнаме и угроза сближения США с Китаем, который превратился в одного из главных военно-политических противников Советского Союза (в пограничном конфликте 1969 г. погибли более тысячи человек; это было не единственное, но самое крупное вооружённое столкновение двух коммунистических держав).

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Афганские «духи». 1980-е гг.

В 1971 г. американский президент Р.Никсон посетил Пекин, в 1972 г. — Москву. Годом позже состоялся ответный визит Л.И.Брежнева в США. В 1972 г. был подписан первый советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Это не привело к прекращению гонки вооружений, но способствовало разрядке международной напряжённости.

В 1970—1972 гг. канцлер ФРГ, социал-демократ Вилли Брандт подписал договоры с СССР, ГДР, Польшей и Чехословакией, признав установившиеся после Второй мировой войны западные границы двух последних государств.

Логическим следствием политики разрядки, к которой склонялись и западные, и советские лидеры, стало подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975). Европейские страны, США и Канада признали незыблемыми границы, сложившиеся в послевоенной Европе, взяли на себя обязательство воздерживаться от применения силы и угрозы силой в международных спорах. Речь шла, таким образом, о фиксации сложившегося положения вещей и о готовности проводить политику мирного сосуществования. Эти тезисы в равной степени устраивали и страны советского блока, и их западных партнёров по переговорам.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Советские воины в Афганистане. После 1979 г.

В т.н. третьей корзине (в разделе Заключительного акта, касавшегося гуманитарных вопросов) было зафиксировано обязательство подписавшихся держав неукоснительно соблюдать права человека. Тоталитарные режимы, разумеется, не собирались всерьёз отказываться от практики подавления гражданских свобод и не без оснований рассчитывали, что нарушения прав советских граждан станут поводом лишь для довольно вялых, исключительно словесных протестов западных политиков и общественных деятелей. При этом брежневские власти были готовы пойти на некоторые реальные уступки, в частности облегчить советским евреям выезд из страны.

Разрядка международной напряжённости не означала завершения холодной войны. Резкое ухудшение отношений с Западом произошло после уже упоминавшегося советского вторжения в Афганистан. Вероятно, реакция США и их союзников на эту агрессивную акцию (бойкот Московской олимпиады 1980 г., сворачивание экономического сотрудничества) оказалась более резкой, чем ожидали в Москве.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru
Президент Р.Никсон и Л.Брежнев на полигоне «Капустин Яр»

Возможно, этим объясняется то, что во время возникшего в начале 1980-х гг. кризиса в Польше, где независимый профсоюз «Солидарность» сумел добиться участия в оппозиционных акциях (политических забастовках, демонстрациях) подавляющего большинства активного населения, не был использован венгерский сценарий 1956 г. или чехословацкий 1968 г. Советские войска не участвовали в борьбе с польскими оппозиционерами; задача умиротворения страны была поручена поляку — генералу Войцеху Ярузельскому, который ввёл в декабре 1981 г. военное положение и, используя относительно мягкие репрессии, на несколько лет продлил существование в Польше коммунистического режима.

Холодная война продолжалась; переход к качественно иным международным отношениям стал возможен только после начала серьёзных внутренних преобразований в СССР.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

Какие из перечисленных ниже внешнеполитических акций советского руководства были осуществлены при Хрущёве, а какие — в годы брежневского правления:

а) ввод советских войск в Афганистан;

б) заключение договора об ограничении ядерных испытаний;

в) договор о нераспространении ядерного оружия;

г) договор с ФРГ, зафиксировавший послевоенные западные границы Чехословакии и Польши;

д) установление дипломатических отношений с ФРГ;

е) попытка размещения советских ракет на Кубе;

ж) ввод советских войск в Чехословакию для подавления оппозиционного движения;

з) строительство Берлинской стены.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

5 марта 1946 г. отставной британский премьер-министр Уинстон Черчилль выступал с речью в американском городе Фултоне в присутствии президента США Г.Трумэна. Черчилль говорил о коммунистической опасности, о том, что «железный занавес» разделил Европу от Балтики до Адриатики, о том, что демократические страны должны сплотиться, дабы противостоять советской угрозе, о том, что остановить сталинскую экспансию можно только демонстрацией решимости Запада проводить жёсткую и согласованную политику.

В советской пропагандистской и «исторической» литературе было принято считать эту именно речь (произнесённую частным, хотя и весьма авторитетным лицом) началом холодной войны — несмотря на то, что несовпадение позиций Запада и СССР стало очевидным ещё во время Ялтинской конференции.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru

По достигнутой в 1945 г. договорённости Сталина с западными союзниками граница между советской и американской зонами ответственности (демаркационная линия) на Корейском полуострове (с 1910 г. он был оккупирован японцами) проходила по 38о северной широты.

После поражения Японии Советский Союз отвёл свои войска из Северной Кореи, передав власть коммунистическому правительству во главе с Ким Ир Сеном. Возглавленное им государство было названо Корейской народно-демократической республикой (КНДР),

Южнее демаркационной линии при покровительстве американцев была установлена власть правительства Корейской республики, которую возглавил Ли Сын Ман.

В 1949 г. Ким Ир Сен прибыл в Москву и сообщил Сталину, что сложилась благоприятная обстановка для подчинения коммунистическому режиму всего полуострова: якобы на Юге всё готово к восстанию; как только войска КНДР перейдут границу, «народные массы» свергнут «ненавистную власть» Ли Сын Мана.

Сталин после консультаций с Мао Цзэдуном согласился с планом Ким Ир Сена. В КНДР были направлены советские лётчики, разместившиеся близ Пхеньяна, военная техника. Северные войска перешли демаркационную линию и быстро продвигались на юг, однако обещанного всеобщего выступления «угнетённых народных масс» не произошло.

27 июня 1950 г. Совет безопасности ООН в отсутствие советского представителя (СССР тогда бойкотировал заседания этой организации) принял рекомендацию оказать Южной Корее ту помощь, «какая будет необходима для того, чтобы отразить вооружённое нападение и восстановить международный мир и безопасность в этом районе».

На полуострове высадился 50-тысячный десант войск ООН; по преимуществу это были американские части и подразделения. Китай послал в помощь северянам свои войска, солдаты которых официально считались «добровольцами». Благодаря этому КНДР избежала полного разгрома, но была вынуждена отвести свои войска за демаркационную линию.

Американский президент Трумэн 30 ноября 1950 г. заявил о принципиальной готовности США применить против КНДР атомную бомбу в случае расширения иностранного вмешательства в конфликт. Сталин, видимо, счёл, что СССР не готов к открытому противостоянию США и воздержался от выполнения своей угрозы «на случай ухудшения обстановки …отправить в Корею пять дивизий для оказания КНДР помощи в отражении американской агрессии».

Линия фронта стабилизировалась, но соглашение о прекращении огня было достигнуто только в 1953 г., после смерти Сталина.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru

После ХХ съезда КПСС в странах «социалистического лагеря» усилилось движение противников просоветских режимов.

28 июля 1956 г. началось выступление рабочих Познани. Мирная демонстрация перешла в уличные столкновения. Были разгромлены полицейские участки. Восставшие требовали улучшения своего положения и вывода из Польши советских войск.

Солдаты регулярных польских частей отказались стрелять в рабочих. Но карательные функции выполнили танковые части министерства внутренних дел. По официальным данным, были убиты 38 человек, ранены — 270.

После этого развернулась весьма серьёзная борьба между сторонниками и противниками десталинизации в польском партийном руководстве.

В Польшу прибыла представительная советская делегация (Хрущёв, Микоян, Каганович, Молотов, Конев). Хрущёв, не слишком доверявший лидеру Польской объединённой рабочей партии (ПОРП) Гомулке, отдал приказ о выдвижении советских войск с их баз по направлению к Варшаве.

Столичный городской комитет ПОРП распорядился раздать рабочим оружие для сопротивления советским войскам.

После этого, а также заверений Гомулки о его готовности крепить дружбу с СССР Хрущёв решил не доводить дело до открытого столкновения и приказал войскам вернуться в места постоянной дислокации.

Международные отношения после Второй мировой войны - student2.ru

Через несколько месяцев после ХХ съезда КПСС лидер венгерских коммунистов, ярый сталинист Ракоши, ненавидимый своим народом и почти открыто выступавший против Хрущёва, был вынужден уйти в отставку. Начались аресты бывших руководителей органов государственной безопасности.

Перезахоронение жертв сталинского режима 6 октября 1956 г. вылилось в 200-тысячную демонстрацию в венгерской столице. Рабочие и студенты образовывали отряды и группы, разыскивавшие и убивавшие сотрудников ка

Наши рекомендации