Метод двойной записи в бухгалтерском учете

Двойна́я за́пись — способ ведения бухгалтерского учёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается по крайней мере на двух бухгалтерских счетах, обеспечивая общий баланс.

ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ - взаимосвязанное отражение каждойхозяйственной операции в двух корреспондирующих счетах бухгалтерского учета: по дебету одного счета икредиту другого.

Каждый учётный счёт (регистр) состоит из двух частей: дебета (левая сторона) счета и кредита (правая сторона). Основным принципом учёта при этом является выполнение в любой момент времени равенства (уравнения баланса):

Активы = Пассивы (причём последние равны сумме обязательств и капитала).

Активы отражают информацию (состав и стоимость) имущества и имущественных прав организации на определённую дату. Пассивы указывают на источники возникновения активов

Двойственное отражение хозяйственной операции заключается в том, что она должна быть записана по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Следовательно, при составлении корреспонденции счетов с использованием метода двойной записи обязательно участвуют три составляющие: содержание хозяйственной операции (ее описание); дебетуемый счет; кредитуемый счет. В отечественной практике и теории сложились две школы, дающие обоснование методу двойной записи: экономический подход и оперативно-балансовый.

Считается, что наиболее полное научное обоснование методу двойной записи дает оперативно-балансовый подход.

Согласно этому подходу сущность двойной записи объясняется строением баланса организации, в котором с двух позиций рассматривается его имущество: по составу и размещению (актив баланса); по источникам формирования этого имущества (пассив баланса). Поэтому итоги статей актива и пассива баланса всегда равны. Каждая хозяйственная операция вследствие этого затрагивает две статьи баланса, что характеризуется влиянием на баланс четырех типов операций, которые изменяют или только имущество организации (актив баланса), или только источники формирования этого имущества (пассив баланса), или одновременно и имущество, и его источники образования (актив и пассив баланса).

Следовательно, необходимость метода двойной записи вытекает из метода балансовой группировки имущества организации.

Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, поскольку одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды - по дебету одного и кредиту другого счета. Поэтому в случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка и устанавливается ответственный за нее.

Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов — это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. д.

Бухгалтерская проводка есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащий регистрации.

Пример.

С расчетного счета в кассу поступило 300 тыс. руб. на текущие расходы. Для отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета последовательно уточняются счета, участвующие в операции.

По содержанию видно, что здесь принимают участие два счета — 50 «Касса» — активный — отражает наличие денежных средств в кассе и 51 «Расчетные счета» — активный — отражает наличие свободных денежных средств на расчетном счете в банке.

Следовательно, операцию записывают на дебет счета 50 «Касса» и на кредит счета 51 «Расчетные счета» на одинаковую сумму 300 тыс. руб.

В зависимости от формы бухгалтерского учета двойная запись отражается по-разному. При мемориальной форме каждая операция записывается дважды в разных регистрах: по дебету и по кредиту счета. Такую запись еще называют разобщенной. При журнально-ордерной форме учета используется совмещенная запись. В этом случае регистры построены таким образом, что, записывая операцию один раз, отражают ее как по дебету, так и по кредиту соответствующих счетов. Тем самым достигается экономия учетного труда (вместо двух записей суммы одна) и наглядно видна корреспонденция счетов.

В практике бухгалтерского учета, кроме простых, применяются сложные проводки, которые бывают двоякого рода. В первом случае, когда дебетуется один счет и одновременно кредитуется несколько счетов. При этом сумма кредитуемых счетов равна сумме дебетуемого счета.

Пример.

На расчетный счет поступила выручка от продажи продукции в сумме 1500 тыс. руб. и 3000 тыс. руб. от продажи остаточной стоимости основных средств. Бухгалтерская проводка по этой операции будет иметь вид:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета» 4500

К-т сч. 90 «Продажи» 1500

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»,

Субсчет 3 «Выбытие основных средств» 3000

Эту сложную проводку можно представить двумя простыми, а именно:

1)Д-т сч. 51 «Расчетные счета» 1500

К-т сч. 90 «Продажи» 1500

2)Д-т сч. 51 «Расчетные счета» 3000

К-т сч. 91-3 «Выбытие основных средств» 3000

Во втором случае кредитуется один счет и одновременно несколько счетов дебетуется: при этом сумма дебетуемых счетов равна сумме кредитуемого счета.

Пример.

От поставщика поступили материалы на сумму 1000 тыс. руб. и оборудование к установке на сумму 250 тыс. руб.

Бухгалтерская проводка этой операции будет осуществлена следующим образом:

Д-т сч. 10 «Материалы» 1000

Д-т сч. 07 «Оборудование к установке» 250

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками

и подрядчиками» 1250

Применение сложных проводок сокращает количество учетных записей, что в свою очередь, экономит время, необходимое для осуществления учетных и аналитический функций.

Классификация бухгалтерских счетов. План счетов бухгалтерского учета

Счет бухгалтерского учета — это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Счет — это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей отчетности.

Внешне счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы дается название счета — наименование объекта учета: «Материалы», «Уставный капитал», «Основное производство» и т.д.

На счетах отражают хозяйственные операции как в количественном, так и в стоимостном выражении.

Левая часть счета называетсядебетом (сокращенно Д-т), правая часть -кредитом (сокращенно К-т). Следовательно, «дебет» и «кредит» счета соответствуют его сторонам.

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются терминомсальдо (остаток счета). Обычно сальдо на начало проведения операции (на начало отчетного периода) обозначается как Сн, а остаток на конец проведения операции (на конец отчетного периода) — Ск.

Для осуществления надлежащих экономических группировок хозяйственных операций и получения нужных показателей для контроля, анализа финансово-хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений важное значение имеют экономически правильно построенная система счетов бухгалтерского учета, четко определенное экономическое содержание счетов и единообразное отражение на них хозяйственных операций. В этой связи все счета бухгалтерского учета классифицируют (группируют) по экономическому содержанию и по структуре и назначению.

Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию основывается на группировке объектов бухгалтерского наблюдения, т.е. экономическое содержание информации, учитываемой на счете, указывает тот объект, для отражения которого этот счет предназначен. В соответствии с этим выделяют счета для учета:

Метод двойной записи в бухгалтерском учете - student2.ru

Такая классификация счетов по экономическому содержанию с разделением на счета, учитывающие имущество с указанием сферы его нахождения, счета источников формирования имущества и счета хозяйственных процессов и результатов, позволяет выделить все необходимые для учета счета, установить единство и различия в методике отражения на них информации и получения необходимых показателей для контроля за расходованием средств, сохранностью имущества, выполнением производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации.

Счета учета хозяйственных средств используются для текущего учета наличия и движения имущества (активов) по их составу, функциональной роли и размещению. В эту группу входят: счета по учету внеоборотных активов, оборотных активов и отвлеченных средств. К счетам для учета внеоборотных активов относятся счета: «Основные средства», «Нематериальные активы», «Вложения во внеоборотные активы» и др.

К счетам учета оборотных активов относятся счета: «Материалы», «Готовая продукция», «Касса», «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.

Счета источников образования хозяйственных средств подразделяются на счета, учитывающие капитал и резервы, а также другие собственные источники (собственные и приравненные к ним средства) и счета по учету заемных средств (долгосрочных пассивов, краткосрочных пассивов).

К счетам учета капитала, резервов и других собственных источников средств относятся счета: «Уставный капитал», «Резервный капитал», «Добавочный капитал», «Нераспределенная прибыль» и др. К счетам для учета заемных средств относятся счета: «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

Счета хозяйственных процессов и их финансовых результатов предназначены для отражения операций отдельных стадий кругооборота средств: процесса заготовления; процесса производства; процесса реализации.

На счетах процесса заготовления учитывают затраты на приобретение материалов, товаров и др. К ним относятся счета: «Материалы», «Товары», «Заготовление и приобретение материалов» и т.д.

Счета процесса производства отражают затраты, связанные с Производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Затраты на этих счетах учитывают по статьям и элементам с Целью их контроля и анализа. На основании данных этих счетов исчисляют себестоимость продукции (работ, услуг). К ним относят счета: «Основное производство», «Вспомогательные производств», «Общепроизводственные расходы» и др.

Счета процесса реализации предназначены для продажи готовой продукции и связанных с этим затрат. К ним относятся счета: «Продажи», «Товары отгруженные», «Торговая наценка» и т.д.

Счета результатов хозяйственных процессов используются для учета финансовых результатов (прибыли, убытка) от реализации продукции (работ, услуг) и результатов других процессов (заготовления, производства). К ним относятся счета: «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль», «Отклонение в стоимости материалов» и др.

В зависимости от функциональной роли и размещения средств, счета для учета хозяйственных средств по экономическому содержанию можно подразделять на следующие конкретные группы:

а) счета учета средств в сфере производства: предметов труда, средств труда, незавершенного производства;

б) счета учета средств в сфере обращения: денежных средств; финансовых активов, средств в расчетах, продукции и товаров для реализации, средств, обслуживающих процессы обращения;

в) счета учета средств в непроизводственной сфере (средств культурно-бытового назначения);

г) счета учета отвлеченных средств.

Классификация счетов по назначению и структуре в бухгалтерском учете не связывает счета с конкретными экономическими показателями, которые на счетах отражаются. Эта группировка показывает особенности построения и назначения счетов в информационной системе бухгалтерского учета. Группировка счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре указывает на общие черты, свойственные строению отдельных счетов, на способы получения в них показателей оборотов и сальдо.Счета бухгалтерского учета по назначению и структуре подразделяются на пять групп: основные счета, регулирующие счета, операционные счета, финансово-результатные счета, забалансовые счета.

1.Основными являются счета, посредством которых осуществляют учет и контроль за наличием и движением имущества, принадлежащего предприятию, и источников его образования. Основные счета подразделяются на инвентарные (материальные), фондовые (капитала), счета учета расчетов.

Инвентарные (материальные) счета применяются для учета наличия и движения по видам имущества материальных ценностей и денежных средств. К ним относятся сч. «Основные средства», «Материалы», «Готовая продукция», «Касса», «Расчетные счета« и др. Все инвентарные счета активные. По дебету этих счетов отражаются наличие и поступление, а по кредиту — выбытие объектов учета. Сальдо на этих счетах всегда дебетовое.

Фондовые счета применяются для учета собственных источников образования имущества. К ним относятся сч. «Уставный капитал», «Резервный капитал», «Добавочный капитал» и др. Все фондовые счета пассивные. По кредиту отражаются образование и последующее увеличение собственного капитала, а по дебету — уменьшение в процессе использования капитала. Сальдо этих счетов только кредитовое.

Счета учета расчетов предназначены для учета расчетных взаимоотношений данной организации с поставщиками, покупателями, кредитными учреждениями, финансовыми органами, работниками предприятия, разными дебиторами и кредиторами. Счета для учета расчетов могут быть активными (сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.), пассивными (сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.), активно-пассивными (сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).

2.Регулирующие счета предназначены для уточнения (регулирования) оценки объектов, учитываемых на основных счетах. Регулирующие счета подразделяются на дополнительные, контрарные, контрарно-дополнительные.

Дополнительными регулирующими счетами называют счета, если уточнение действительной величины стоимости объектов, учитываемых на основных активных и пассивных счетах, осуществляется путем прибавления суммы регулятива регулирующего счета к их учетной цене. Дополнительным регулирующим счетам активным соответствует структура активного счета, а пассивным — пассивные счета.

Контрарные регулирующие счета предназначены для определения действительной величины стоимости регулируемого объекта, учитываемого на основном активном или пассивном счете, путем вычитания суммы регулятива регулирующего счета из учетной цены объекта основного счета. Контрарные счета бывают контрактивными (пассивными) и контрпассивными (активными). Контрактивные регулирующие счета применяются для регулирования показателей активных основных счетов. К ним относятся сч. 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 63 «Резервы по сомнительным долгам» и др. Структура этих счетов соответствует пассивному счету. Например, для определения остаточной стоимости основных средств нужно вычесть из суммы остатка по сч. 01 «Основные средства» сумму накопленной амортизации по сч. 02 и т.д.

Контрпассивные (активные) счета используются для регулирования показателей основных пассивных счетов. К ним, например, можно отнести сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», являющийся регулирующим по отношению к сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» в части учета НДС. т.е. уменьшения суммы, подлежащей взносу в бюджет. Этот регулирующий счет используется для отражения в учете суммы НДС, уплаченной поставщикам, но еще не принятой к зачету по расчетам с бюджетом. Структура этого счета 19 соответствует активному счету.

Контрарно-дополнительные счета сочетают в себе признаки контрарных и дополнительных счетов. Примером таких счетов может служить сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Отклонение — это разница в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Отклонения фактической себестоимости от учетных цен могут быть положительными (перерасход) или отрицательными (экономия). Положительные отклонения (перерасход) прибавляются к стоимости учитываемых материальных ценностей, а отрицательные (экономия) — вычитаются из учетной стоимости материальных ценностей для определения фактической себестоимости. Этот счет является активно-пассивным, т.е. перерасход отражается по дебету счета, а экономия — по кредиту.

3.Операционные счета предназначены для учета и контроля хозяйственных процессов и делятся на распределительные, калькуляционные, сопоставляющие.

Распределительные счета предназначены для контроля за некоторыми расходами в процессе кругооборота средств и обеспечения правильности распределения их между различными объектами учета. Распределительные счета делятся на собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные.

К собирательно-распределительным счетам относятся счета, предназначенные для собирания расходов по тому или иному хозяйственному процессу с целью дальнейшего их отнесения по назначению на соответствующие счета, учитывающие все затраты по данному процессу. Такими счетами являются сч. 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

Бюджетно-распределительные счета предназначены для учета и распределения доходов и расходов исходя из принципа их временной определенности к соответствующему отчетному периоду. К таким счетам относятся сч. 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов», 96 «Резервы предстоящих расходов». Счет 97 является активным, счет 98 — пассивным.

Калькуляционные счетаиспользуются для определения фактической себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ и услуг. К ним относятся сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.

Сопоставляющие счета применяются для выявления результатов по хозяйственным процессам. Особенностью этих счетов является то, что на них по дебету и кредиту отражаются различные оценки, характеризующие один и тот же процесс. Результаты определяются путем сопоставления этих оценок. Например, для выявления результата от продажи продукции сопоставляют полную фактическую себестоимость проданной продукции с суммой выручки в продажных ценах. Такое сопостааление производится по сч. 90 «Продажи» путем записи полной фактической себестоимости проданной продукции по дебету этого счета и выручки по продажным ценам по кредиту. При этом превышение кредитового оборота над дебетовым показывает прибыль, а дебетового над кредитовым — убыток. Остаток на сч. 90 «Продажи» не остается, так как результат списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

4.Финансово-результатные счета служат для выявления конечного финансового результата деятельности организации. Сюда относятся сч. 99 «Прибыли и убытки», который является активно-пассивным; по его дебету отражаются убытки, а по кредиту — доходы, прибыль. Дебетовый остаток этого счета показывает чистый убыток, кредитовый — чистую прибыль. По окончании отчетного года финансовый результат со сч. 99 списывается на сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

5.Забалансовые счета.Прежде всего следует подчеркнуть, что все имущество и источники его формирования, принадлежащие организации, учитываются на балансовых счетах. Имущество, которое находится в пользовании организации, но не принадлежит ей или находится на ответственном хранении у организации, а также совершающиеся хозяйственные операции, не влияющие в данный момент на состояние баланса и результаты деятельности организации, но требующие специального контроля, учитываются на забалансовых счетах и показываются в приложениях к балансу (т.е. за итогом баланса). К забалансовым счетам относятся, например, сч. 001 «Арендованные основные средства», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и др.

Особенностью забалансовых счетов является то, что учет на них ведется без применения метода двойной записи. Забалансовые счета не корреспондируют между собой и с другими балансовыми счетами, они могут быть активными и пассивными.

Большое количество используемых счетов для учета объектов бухгалтерского наблюдения вызывает необходимость систематизации счетов, обеспечивающей единую методологию учета в различных организациях. Это достигается установлением определенного перечня (плана) счетов, используемых для текущего учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня синтетических счетов, которую должны применять и соблюдать все предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых норм, осуществляемых учет методом двойной записи.

Использование Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций дает возможность осуществлять в учете регистрацию и группировку фактов хозяйственной жизни конкретной фирмы. План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета и субсчета. Причем если ведение синтетических счетов и указание их нумерации является обязательным, то использование в текущем учете субсчетов не обязательно.

В инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций изложены методические принципы ведения бухгалтерского учета: приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок их отражения в учете, дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами.

В Плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. В основе данной группировки лежит экономическая классификация объектов учета.

План счетов включает 8 разделов, объединяющих 60 синтетический счет. Обособленную группу составляют забалансовые счета, состоящие из 11 счетов (Приложение 1).

Каждый счет в Плане счетов имеет свой номер, шифр (код), состоящий из двух цифр. Применение номеров упрощает составление бухгалтерских проводок и повышает их наглядность.

Забалансовые счета имеют трехзначную нумерацию.

Преимущества плана счетов бухгалтерского учета, применяемого в РФ:

· осуществляется централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;

· контролируется правильность ведения учета, отчетности и использования имущества предприятий;

· концентрируется информационный материал в целом по стране, регионам и в разрезе отдельных предприятий, что служит основой для анализа деятельности предприятий на разных уровнях.

Наши рекомендации