Понятие и виды нематериальных активов фирмы в бухгалтерском учете, налоговом учете и оценочной деятельности.

В налоговом учете понятие НМА дано в Законе о прибыли: «Нематериальный актив — объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, установленном соответствующим законодательством, объектом права собственности налогоплательщика» (п. 1.2).

Что же касается бухгалтерского учета, то П(С)БУ 8 дает следующее определение НМА: «Немонетарный актив, не имеющий материальной формы, может быть идентифицирован и содержится предприятием с целью использования на протяжении периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду другим лицам» (абз. 8 п. 4).

Сравнивая оба определения, мы обнаруживаем первое существенное различие: П(С)БУ ограничивает возможность отнесения активов к составу НМА по сроку полезного использования, а именно: НМА может быть только актив, содержащийся с целью использования на протяжении периода более года. Это редкий случай, когда налоговое законодательство более логично в определении понятия, чем положения бухучета. Ведь, например, расходы на приобретение программного обеспечения, приобретенного предприятием для использования в течение 6 месяцев, бухгалтер, руководствуясь принципом соответствия, отразит в бухучете в качестве расходов будущих периодов, т. е. в составе активов, и будет постепенно списывать на расходы периода — чем не амортизация?

В своем «неограничении» по срокам использования Закон о прибыли последователен, а именно: нематериальный актив может быть приобретен с целью перепродажи и являться для целей налогообложения товаром. Так, согласно п. 1.6 Закона, «товары — материальные и нематериальные активы, а также ценные бумаги и деривативы, используемые в каких-либо операциях, кроме операций по их выпуску (эмиссии) и погашению».

Понятие НМА в оценочной деятельности несколько отличается от вышеуказанного, тем что, оценщик должен принимать в расчет все НМА, как учитываемые на балансе, так и не учитываемые на балансе.

При этом к числу активов, не учитываемых на балансе относятся, например, «персональный гудвилл (деловая репутация)»и «собранная вместе и обученная рабочая сила». Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и НМА эти «активы» необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании может быть решающим.

Теоретическирыночная стоимость бизнеса, основанного на знаниях, не должна отличаться от рыночной стоимости любого другого бизнеса, обеспечивающего те же финансовые результаты. В соответствии с данным посылом: стоимость фирмы зависит лишь от величины приносимого ее деятельностью денежного потока и не зависит от структуры активов. Однако практика дает основания усомниться в справедливости данного утверждения.

Оценка НМА – наиболее деликатная часть оценки бизнеса. Существенно при этом, что оценка бизнеса обычно предшествует оценке НМА. Сначала на основе доходного подхода и/или на основе анализа сопоставимых продаж определяется рыночная стоимость бизнеса в целом. Потом осуществляется оценка рыночной стоимости осязаемых активов. Оценка НМА в целом получается как разность между рыночной стоимостью фирмы (бизнеса) и стоимостью ее осязаемых чистых активов (активов за вычетом обязательств). Только после этого оцениваются НМА по отдельности, если это вообще необходимо.

Билет 11

1. Исторические виды менеджмента: административный и рыночный, специализированный и неспециализированный, научный и практический.

Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения

Рыночный менеджмент представляет особый тип гибкой организационной системы управления коммерческими организациями и негосударственными предприятиями, связанный с условиями и особенностями рыночной экономики. Рыночный менеджмент рассматривается как особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту в рыночной экономике. Он представляет собой гибкую систему предприимчивого и инновационного руководства, способного чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.

Специализированный менеджмент : Постепенно сфера управления стала объектом растущей специализации.Исследования в области теории административного управления, индустриальной и социальной психологии потрясли упрощённые основы научного управления. Эффективность стала означать нечто большее, чем подбор нужного человека на определенное рабочее место. Центр внимания сместился с индивидуальных характеристик работников на роль групп в формировании трудовых установок и понимания производительности, в сопротивлении изменениям. Объектом изучения стали взаимодействия коллективов и стилей управления. Всё это оторвались от главного дела фирмы – производства.привело к появлению менеджера - специалиста. Методы управления в отдельных областях были доведены до уровня высокого искусства, но в то же время отсутствовала интегрирующая схема управления. Не было полного осознания

системности и ситуационности управления. Менеджер-специалист гордился своей технической виртуозностью и научным подходом, но возбуждал подозрения в том, что больше интересуется совершенствованием своей деятельности, а не эффективностью всей системы организации. Это относится и к отделам управления персонала, которые во многих случаях от главного дела фирмы –производства.

Научный менеджмент. Характерными чертами научного менеджмента являются опора на принцип рациональности, применение главным образом количественных методов и механицизм. Кроме того, в тейлоризме недооценивается социальная природа организации и используется подход к человеку как к машине. В первой половине XX в. обучение управлению сводилось к обучению научному менеджменту, основная цель которого - увеличение производительности труда с помощью рационального измерения всех факторов производства, исключения потерь и повторов в работе и поиска "оптимального способа совершения операций".

Менеджмент практический – концепция менеджмента, ориентированная главным образом на практическое использование ее основных положений и принципов. Есть принципы, которые служат для объяснения объективных явлений, связанных с управлением. Есть положения, которые на довольно высоком уровне абстракции и обобщения дают описание управления. Это все теоретические концепции. Но существуют концепции практического характера. Они содержат принципы, положения, идеи, которые можно непосредственно использовать в практике управления, которые отражают проблемы в том их виде, в каком они возникают в реальной практике. Это, однако, не означает, что практический менеджмент является альтернативой или противоположностью научному менеджменту. Принципы практического менеджмента могут и должны формулироваться и на научной основе, только назначение этих формулировок становится различным. В первом случае они отвечают на вопрос, что такое практический менеджмент, как возник, в чем его особенность, какие свойства ему присущи. Во втором – что следует делать в той или иной ситуации, как поступить, что обязательно надо учитывать, на что следует обратить внимание, от чего зависит успех.


Наши рекомендации