Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства)

Процедура наблюдения впервые была предусмотрена Законом о бан­кротстве 1998 г.

Данная процедура осуществляется в целях обеспечения сохраннос­ти имущества должника, проведения анализа его финансового состоя­ния, составления реестра требований кредиторов и проведения перво­го собрания кредиторов. Несомненно, введение данной процедуры принципиально изменило ситуацию в плане последовательной защи­ты прав должника, с одной стороны, и прав кредиторов — с другой.

Не все государства используют наблюдение в качестве процедуры банкротства. Американской системой такая процедура не предусмотре­на, поскольку в отношении должника в соответствии с американским законодательством сразу могут быть открыты либо процедура ликвида­ции, либо — реорганизации1. Французская же модель имеет продеби-торскую направленность, и начало процедур несостоятельности откры­вается периодом наблюдения, который имеет у них второе название — оздоровление производства, при открытии которого права кредиторов значительно ослабляются. За счет ущемления этих прав производится попытка реабилитации предприятия.

Но поскольку в развитой экономике субъект становится банкротом вследствие структурных изменений рынка и просчетов менеджеров, по­лучается, что имущество, в большей степени активы (которые могли бы достаться кредиторам при удовлетворении их требований в ходе конкур­сного производства), будет использоваться для восстановления плате­жеспособности должника, находящегося в кризисе.

Именно отсутствие разумного баланса между целью сохранения дей­ствующих предприятий и мерами по поддержке безнадежного предпри­ятия является основным фактором недостаточной эффективности французского законодательства о банкротстве.

Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru См.: Степанов В.В. Указ. соч. С. 54.

Основным способом урегулирования несостоятельности в Англии является создание правового механизма по отчуждению всего предпри­ятия с целью сохранения его технологической целостности и сохране­ния рабочих мест. Более того, выбор наиболее подходящей процедуры несостоятельности осуществляется по рекомендации эксперта сразу после возбуждения дела. Так, если представляется, что у предприятия нет шансов на осуществление реструктуризации через мировое согла­шение и невозможно продолжить его деятельность на срок, достаточ­ный для его продажи, то компания сразу попадает в конкурсное произ­водство.

В Германии основное внимание уделяется защите имущественных прав и интересов кредиторов с помощью (в том числе) использования активов предприятия. Поэтому целью германского законодательства о банкротстве является эффективное удовлетворение требований обеспе­ченных кредиторов, а не защита попавших в затруднительное положе­ние предприятий, что, безусловно, в конечном итоге снижает реабили­тационные возможности германского законодательства о банкротстве.

По российскому Закону о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и явля­ется, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действи­тельно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредито­ров или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой — сохранить его имущество.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обо­снованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюде­ние вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должни­ка к производству. Представляется, что законодательное закрепление необходимости проверки требований кредиторов и уполномоченного органа в специальном судебном заседании позволит исключить возмож­ность необоснованного ограничения прав должника, которое допуска­лось ранее действовавшим Законом о банкротстве 1998 г.

Вместе с тем законом предусмотрены некоторые исключения из это­го правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации (ст. 225 Закона о банкротст­ве 2002 г.), к отсутствующему должнику (ст. 228), к должнику-гражда­нину (ст. 27).

Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Наблюдение

§3



Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru Кроме того, законом установлены некоторые особенности осуществ­ления данной процедуры в отношении отдельных категорий должни­ков, а именно: сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фер­мерских) хозяйств, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, на профессиональных участников рынка ценных бумаг не распространяются ограничения на совершение сделок, предусмотрен­ных законом, а именно: на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве (ст. 188 Закона о бан­кротстве 2002 г.). Обращает на себя внимание тот факт, что наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкрот­стве, т.е. не более чем через семь месяцев с даты поступления заявле­ния о банкротстве в арбитражный суд. Таким образом, продолжитель­ность наблюдения — семь месяцев. В отличие от Закона о банкротстве 1998 г. действующий закон не допускает увеличения срока наблюдения.

Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение оп­ределенных правовых последствий.Среди таких последствий Закон о банкротстве 2002 г. называет следующие:

1) имущественные требования к должнику могут быть предъявлены толь­ко с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента при­нятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом
кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их
требований в индивидуальном порядке;

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам,
связанным со взысканием с должника денежных средств и (или) иного
имущества. Не подлежат приостановлению производства по делам о
признании сделок недействительными и другим делам, при рассмотре­нии которых к должнику не заявляются требования, связанные со взыс­канием с него денежных средств1;

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по иму­щественным взысканиям должника. Однако закон устанавливает ис­ключение из общего правила: не приостанавливается производство по
делам о взыскании задолженности по заработной плате, выплате возна­граждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении
вреда, причиненного жизни и здоровью. Следует обратить внимание, что
исполнительное производство по данным делам не будет приостановлено лишь при условии, что судебные решения, на основании которых

Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 1999 г. № 8640/98 // Вест­ник ВАС РФ. 1999. № 10. С. 53; Постановление Президиума ВАС РФ от 14 ок­тября 1999 г. № 905/99 // Вестник ВАС РФ. 1999. № 12. С. 46.

возбуждены исполнительные производства, вступили в силу до момен­та принятия арбитражным судом заявления о признании должника бан­кротом;

4) запрещается удовлетворение требований участника должника — юри­
дического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с
выходом его из состава участников. Поскольку участники юридическо­
го лица не признаются законом его кредиторами, следовательно, удов­
летворение их требований производится только после полного удовлет­
ворения требований кредиторов из оставшегося имущества должника по
завершении конкурсного производства;

5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным
ценным бумагам;

6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем
зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается
очередность удовлетворения требований кредиторов.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими сред­ствами, после введения наблюдения определение об этом направляет­ся в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляют­ся самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахожде­ния должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Закон о банкротстве 2002 г. содержит ряд положений, которые сви­детельствуют об ограничении как правоспособности, так и дееспособ­ности должника в этот период, при этом ограничение может быть:

1) частичное— в отношении сделок, совершаемых исключительно с согла­сия временного управляющего, а именно: сделок, связанных с переда­чей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного
имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяй­ственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуще­ством иным образом; с распоряжением иным имуществом должника,
балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимо­сти активов должника; сделок, связанных с получением и выдачей зай­мов (кредитов), уступкой прав требований, переводом долга, а также с
учреждением доверительного управления имуществом должника;

2) полное— в отношении вопросов, решения по которым в период прове­дения процедуры наблюдения не может принимать ни руководитель дол­жника, ни временный управляющий. Они связаны с реорганизацией и
ликвидацией должника, созданием юридических лиц (или участием в
иных юридических лицах), филиалов и представительств, выплатой ди­видендов, размещением должником облигаций и иных эмиссионных

Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Наблюдение

§3



Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru ценных бумаг, выходом из состава участников должника, приобретени­ем у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 64 Закона о банкрот­стве 2002 г.)1.

Временный управляющий

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения — обеспече­ние сохранности имущества должника до вынесения арбитражным су­дом решения по существу дела — возлагается на временного управляю­щего. По смыслу законодателя, временный управляющий— это лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения наблюдения, осуще­ствления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом о банкротстве (ст. 2 Закона о бан­кротстве 2002 г.). Деятельность временного управляющего осуществля­ется по двум основным направлениям: во-первых, это контроль за дей­ствиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения ре­организационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Требования к кандидатуре временного управляющего и к его квали­фикации определяются общими требованиями, предъявляемыми к ар­битражным управляющим.

Вместе с тем Законом о банкротстве 2002 г. установлены определен­ные требования к порядку выдвижения кандидатуры временного управ­ляющего и его утверждения арбитражным судом. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименова­ние и адрес СРО, из числа членов которой арбитражный суд утвержда­ет временного управляющего. После получения запроса заявленная СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвер­жденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей сте­пени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В спис­ке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям — с учетом их профессио­нальных качеств (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве 2002 г.).

Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru 1 Представляется, что рассматриваемые ограничения касаются только дееспособ­ности должника, правоспособность при этом не изменяется (см.: Телюкина М.В. Внешнее управление и проблема правосубъектности юридических лиц // Юри­дический мир. 1997. № 12).

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Именно оставшуюся кандидатуру и утверждает ар­битражный суд. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в спис­ке кандидатур.

В случае непредставления такого списка в срок, установленный за­коном, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в недельный срок обеспечить представление списка кандидатур другими СРО. Следует заметить, что в определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.

Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является ос­нованием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, они продолжают осуществлять свои полномочия (с некото­рыми ограничениями, установленными Законом о банкротстве 2002 г.).

Вместе с тем временному управляющему предоставлено право в слу­чае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об от­странении руководителя должника от должности. Под необходимостью, видимо, следует понимать те случаи, когда руководитель должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, препятствует осуществлению обязанностей временного уп­равляющего либо иным образом нарушает закон (например, соверша­ет без согласия управляющего сделки, о которых говорилось выше).

В этом случае функции руководителя должника возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника пред­ставителем учредителей (участников) должника или иным коллегиаль­ным органом управления должника, представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия. Если кандидатура не представлена, суд назначает одного из заместителей руководителя, а в случае их отсутствия — одного из работников (п. 4 ст. 69 Закона о бан­кротстве 2002 г.).

Полномочия временного управляющего имеют ограниченный срок действия и прекращаются:

1) утверждением арбитражным судом мирового соглашения;

2) принятием решения об отказе в признании несостоятельности (банкрот­ства) данного должника.





Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Наблюдение




Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru В следующих случаях временный управляющий обязан функциони­ровать до утверждения соответственно административного, внешнего, конкурсного или нового временного управляющего:

1) вынесение определения о введении финансового оздоровления;

2) вынесение определения о введении внешнего управления;

3) принятие решения об открытии конкурсного производства;

4) удовлетворение ходатайства временного управляющего об освобожде­нии его от исполнения обязанностей.

В целях защиты интересов кредиторов и сохранности имущества дол­жника закон наделяет временного управляющего широким кругом прав.Так, временный управляющий вправе предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий не­действительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (не предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве 2002 г.), в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сдел­ки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т.д.

Временный управляющий также имеет право получать любую, в том числе конфиденциальную, информацию о деятельности должника. Данное право обеспечивается в Законе о банкротстве 2002 г. правомо­чием временного управляющего на обращение с ходатайством в арбит­ражный суд об отстранении руководителя должника от выполняемых функций. Предоставление временному управляющему по его требова­нию любой информации, касающейся деятельности должника, является обязанностью органов управления должника, поэтому нарушение этой обязанности рассматривается законодателем как препятствие в осуще­ствлении деятельности временного управляющего.

Одной из основных обязанностейвременного управляющего являет­ся проведение анализа финансового состояния должника.Анализ прово­дится в целях определения достаточности имущества должника для по­крытия судебных расходов на выплату вознаграждения арбитражномууп-равляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. В процессе наблюдения временный уп­равляющий на основе детального анализа финансового состояния дол­жника должен предоставить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о нем: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания ар­битражного суда, положение должника на товарных рынках и т.д. Кроме

того, именно в процессе проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий имеет возможность установить на­личие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Интересен тот факт, что Законом о банкротстве 1992 г. обязанность проводить анализ финансового состояния должника устанавливалась только для конкурсных управляющих. В то же время в обязанности ар­битражного управляющего (действовавшего в период внешнего управ­ления) входили разработка плана проведения внешнего управления имуществом должника и организация его выполнения, что подразуме­вало и необходимость проведения на практике арбитражным управля­ющим финансового анализа состояния должника.

Анализ финансового состояния должника в соответствии с положе­ниями Закона о банкротстве 1998 г. в различных процедурах банкрот­ства осуществлялся при соблюдении общих методических подходов, хотя выбор конкретных методов в каждом отдельном случае произво­дился с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности должника.

При проведении наблюдения, как правило, осуществлялся анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособ­ности, а также анализ бухгалтерской отчетности должника.

Система критериев для определения неудовлетворительной струк­туры баланса неплатежеспособных предприятий была утверждена по­становлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкрот­стве) предприятий» (в настоящий момент утратило силу).

Под неудовлетворительной структурой баланса понималось такое со­стояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не могло быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника.

Анализ баланса предприятия производился на основании:

— баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое чис­ло текущего месяца, представляемых руководителем предприятия и за­веренных в установленном порядке;

— баланса предприятия за последний отчетный период, направляемого на­
логовыми органами в случае непредставления в установленные сроки со­ответствующих документов руководством предприятия.

Показателями для оценки удовлетворительности структуры балан­са предприятия являлись:





Iлава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Наблюдение

§3



Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru —■ коэффициент текущей ликвидности;

— коэффициент обеспеченности собственными средствами;

— коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Проведение анализа финансового состояния должника могло быть осуществлено также в соответствии с Методическими рекомендация­ми по реформе предприятий (организаций), утвержденными приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118.

При анализе финансово-экономического состояния должника при­нимались во внимание не только методы финансового анализа, но и способы анализа его результатов. Одним из таких способов являлся анализ бухгалтерской отчетности должника, представляющий собой изучение полученных показателей с целью определения состава имуще­ства, финансового положения предприятия, источников формирования собственного капитала и т.д.

В настоящее время при анализе финансового состояния должника следует исходить из Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367.

Общий анализ должен включать в себя не только оценку отдельных видов имущества должника, но и результаты исследования причин ут­раты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициен­тов финансово-хозяйственной деятельности, результаты анализа акти­вов и пассивов должника, возможностей безубыточной деятельности должника и т.д. (п. 6 указанных правил).

Показателями, характеризующими платежеспособность должника, являются:

— коэффициент абсолютной ликвидности;

— коэффициент текущей ликвидности;

— показатель обеспеченности должника его активами;

— степень платежеспособности по текущим обязательствам.

К числу показателей, характеризующих финансовую деятельность должника, следует отнести:

— коэффициент автономии (финансовой независимости);

— коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
(доля собственных оборотных средств в оборотных активах);

— доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;

— показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным ак­тивам.

В указанном постановлении содержатся также показатели, характе­ризующие деловую активность должника, а именно:

— рентабельность активов;

— норма чистой прибыли.

Для того чтобы иметь комплексное, системное представление о финан­совом положении должника, на практике помимо общих методов оценки используют и специальные, к которым можно отнести, в частности, ме­тод проведения прогнозных разработок, позволяющий обоснованно подтвердить (или опровергнуть) наличие реальной возможности восста­новления платежеспособности должника при использовании в дальней­шем всех предусмотренных законом мер, а именно: перепрофилирова­ние производства, продажа предприятия должника и др.1

Важной обязанностью временного управляющего, осуществляемой им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, является уста­новление размера требований кредиторов.

Установление размера требований кредиторов необходимо главным образом для определения числа голосов каждого из конкурсных креди­торов, а также налоговых и иных уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов. Размер требований устанавли­вается на основании заявлений кредиторов, предъявляемых ими в те­чение месяца после получения уведомления о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (это уведом­ление должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты опубликова­ния сообщения о введении наблюдения).

Конкретное требование кредитора может быть отнесено либо к ус­тановленным, либо к неустановленным в соответствии с критериями ус­тановления размера требований, содержащимися в Законе о банкрот­стве 2002 г. Установленные требования должны быть предъявлены вре­менному управляющему с приложением подтверждающих требования документов; требования, не признаваемые установленными, — арбит­ражному суду, должнику, временному управляющему, иным кредиторам, предъявившим требования, и реестродержателю.

Закон о банкротстве 2002 г. не содержит указаний относительно формы и содержания предъявляемых кредитором требований. Однако судебно-арбитражная практика исходит из того, что требование кре-

Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru 1 См.: Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. С. 164.





Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Наблюдение

§3

Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru дитора оформляется в свободной, но обязательно письменной форме с указанием долга по денежным обязательствам и обязательным плате­жам. В требовании могут быть указаны и подлежащие уплате неустой­ки, проценты, финансовые (экономические) санкции, которые (в том числе установленные решениями судов) в сумму требований при опре­делении числа голосов конкурсных кредиторов не включаются1.

В совокупности все предъявленные требования кредиторов могут быть отнесены:

— к требованиям, в отношении которых заявляются возражения;

— к требованиям, возражения по которым не заявляются.

Возражения могут быть предъявлены в арбитражный суд не позднее 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований кредито­ров. Следует признать оправданной позицию законодателя в отноше­нии того, кто именно из участников конкурсных отношений обладает таким правом. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что возраже­ния могут быть предъявлены должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника либо представителем собственни­ка имущества унитарного предприятия (п. 2 ст. 71)2.

При наличии возражений проводится специальное заседание арбит­ражного суда. Требования кредиторов, по которым не поступили воз­ражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обо­снованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.

По результатам рассмотрения обоснованности требований либо воз­ражений должника суд выносит определение, в котором указывается размер требований, признанных необоснованными.

Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru См.: п. 7 Информационного письма ВАС РФ от 6 августа 1999 г. № 43 «Вопросы применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)" в судеб­ной практике».

В правовой литературе обсуждаются недостатки данной правовой нормы. В час­тности, М.В. Телюкина отмечает, что «во-первых, из нее не следует, кто именно должен уведомлять названных лиц (прежде всего кредиторов) о заявлении тре­бований (без установления такой обязанности управляющего отсутствует меха­низм реализации рассматриваемой нормы, что на практике способно свести ее значение к минимуму). Во-вторых, п. 2 ст. 71 Закона не упоминает об уполномо­ченных органах, вследствие чего возникает практический вопрос: могут ли они возражать против требований кредиторов? Положительный ответ на этот вопрос кажется очевидным, но он не соответствует буквальному толкованию текста нор­мы» (Телюкина М.В. Основы конкурсного права. С. 300—301).

Закон о банкротстве 2002 г. в отличие от Закона о банкротстве 1998 г. предусматривает возможность обжалования определения об установле­нии требований кредиторов.

Обязанность по созыву, подготовке и проведению первого собрания кре­диторовтакже возложена законодателем на временного управляющего1.

Временный управляющий, исходя из известной даты проведения за­седания арбитражного суда, которая определяется при принятии заяв­ления о несостоятельности (банкротстве), должен провести первое со­брание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблю­дения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве 2002 г.).

При уведомлении кредиторов, уполномоченных органов, представи­теля работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в пер­вом собрании кредиторов, о сроке, дате и месте проведения собрания вре­менный управляющий также сообщает им сведения о числе голосов, ко­торыми они будут располагать на первом собрании кредиторов.

По общему правилу собрание кредиторов проводится по месту на­хождения должника (оно определяется на основании ст. 54 ГК РФ). Вре­менным управляющим может быть определено и другое место прове­дения собрания кредиторов.

На первом собрании кредиторов принимают участие две категории лиц, а именно: лица, обладающие правом голоса, и лица без права голоса.

Право голоса на первом собрании кредиторов имеют конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Одновременно Законом о банкротстве 2002 г. установлен перечень лиц, которые вправе участвовать в первом собрании кредиторов без права голоса: руководитель должника, представитель работников дол­жника, представитель учредителей (участников) должника или предста­витель собственника имущества должника — унитарного предприятия.

В соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. первое собрание кре­диторов считалось правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, однако при условии, что о вре­мени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены2.

Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru 1 См. также: постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 56 «Об об­щих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляю­
щим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов».

2 В правовой литературе данный вопрос являлся дискуссионным (см.: Никити­
на О.А. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ (спец. прил. к № 2). 1998).





Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Финансовое оздоровление

§4



Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru Понятие процедуры наблюдения: ее место и роль в системе процедур несостоятельности (банкротства) - student2.ru Однако Закон о банкротстве 2002 г. установил требование кворума (о чем говорилось выше). Голосование проводится по правилам, уста­новленным ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г. Поскольку для решения некоторых вопросов может потребоваться большинство голосов от об­щего числа голосов кредиторов, то не исключены ситуации, когда го­лосов присутствующих кредиторов будет недостаточно для принятия решения. В этом случае законодатель предусматривает возможность про­ведения повторного собрания (п. 3 ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г.).

Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перс­пектив возможности или невозможности восстановления его платеже­способности. Однако выводы временного управляющего носят рекомен­дательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

Вместе с тем кредиторами на первом собрании могут быть приняты следующие решения:

1) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный
суд с соответствующим ходатайством;

2) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с
соответствующим ходатайством;

3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должни­ка банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) о заключении мирового соглашения;

5) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного
состава (ст. 73 Закона о банкротстве 2002 г.).

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, введения финансового оздоров­ления, внешнего управления или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Наши рекомендации