Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)

В ходе регулирования экономики государство неизбежно сталкивается с проблемой неплатежеспособности и убыточности субъектов предпринимательской деятельности. Как показывает опыт стран, переживших кризис в экономике, чисто рыночным средством решения этой проблемы является институт экономической несостоятельности (банкротства), направленный на защиту прав и законных интересов кредиторов и пресечение неэффективного экономического поведения должников.

В современное законодательство Республики Беларусь термин «экономическая несостоятельность (банкротство)» был введен Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991 г «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон 1991 г.). Данный Закон разграничивал экономическую несостоятельность и банкротство как отдельные процедуры.

ГК и Закон о несостоятельности используют эти термины как синонимы. В ХПК также используется понятие «экономическая несостоятельность (банкротство)». Следовательно законодательство Республики Беларусь о несостоятельности не дифференцирует понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» и употребляет их как синонимы

Однако в законодательстве стран континентальной Европы

1 Не 10МОСШВерховного СоветаРсспуСннкпБеларусь - 1991 -№ 19 -Сг.271 144

термин «банкротство» имеет узкое значение и рассматривается как частный случай несостоятельности. В дореволюционной юридической литературе отмечалось, что «под банкротством следует понимать неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества. Банкротство является, таким образом, уголовной стороной того гражданского отношения, которое называется несостоятельностью Оно не представляется необходимым и постоянным спутником последней, но только случайным усложнением» . В действующем законодательстве о несостоятельности следовало бы также отказаться от использования термина «банкротство» для обозначения явления экономической несостоятельности, относящейся к институту частного права. Анализ названий статей УК (ст. 238 - Ложное банкротство, ст. 239 - Сокрытие банкротства, ст. 240 - Преднамеренное банкротство) позволяет сделать вывод о том, что термин «банкротство» применяется лишь к уголовно-наказуемым деяниям.

Понятия «банкротство» и «несостоятельность» имеют различное содержание и основания применения обозначаемых ими процедур. В ч. 1 п. 1 ст. 61 ГК несостоятельность определяется как невозможность должника удовлетворить требования кредиторов. Кроме того, статья содержит указание на то, что основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

Для определения признаков экономической несостоятельности Закон о несостоятельности использует критерий неплатежеспособности,под которой понимается неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязательств вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости Следует отметить, что Устав о несостоятельности 1832 г. использовал критерий неоплатности Подход с этой точки зрения характерен и для современного законодатель-

Шерюсневнч Г.Ф Конкурсное право Кспаиь. 1№8. С. 473.

ства об экономической несостоятельности некоторых государств и состоит в превышении стоимости обязательств должника над стоимостью его имущества, т.е. недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.

При использовании такого критерия возможна ситуация, когда должник, имеющий имущество, стоимость которого превышает размер его долговых обязательств, может не удовлетворять требования кредиторов, не опасаясь признания его экономически несостоятел ьным.

Состояние неплатежеспособности преобразуется в несостоятельность при выполнении двух условий Во-первых, наличие неплатежеспособности устанавливает хозяйственный суд либо должник добровольно объявляет себя неплатежеспособным. Во-вторых, неплатежеспособность должна иметь или приобретать устойчивый характер.

Закон о несостоятельности не конкретизирует понятия «устойчивый характер». Система признаков для признания субъекта предпринимательской деятельности неплатежеспособным установлена Правилами по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27 апреля 2000 г. № 46/76/1850/ 20 (далее - Правила)

В соответствии с Правилами проводится анализ финансового состояния субъектов предпринимательской деятельности, целью которого является установление неудовлетворительной структуры их бухгалтерского баланса и, как следствие, неплатежеспособности. В соответствии с п. 7 Правил в качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса используются следующие показатели:

- коэффициент текущей ликвидности - характеризует общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;

1 Пациопа гьпый реестр привпных ттов Респумикн Ьечарусь. 2000. Л° 52.

- коэффициент обеспеченности собственными оборотными сред
ствами - характеризует наличие у предприятия собственных обо
ротных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

В приложении 6 к Правилам приведены минимальные значения этих показателей в зависимости от отраслевой принадлежности субъекта предпринимательской деятельности. Если хотя бы один из указанных коэффициентов имеет значение менее минимального, структура бухгалтерского баланса признается неудовлетворительной, а субъект предпринимательской деятельности -неплатежеспособным. Субъект считается устойчиво неплатежеспособным в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествовавших его составлению.

В качестве критериев дпя признания неплатежеспособного субъекта предпринимательской деятельности потенциальным банкротом (собственно банкротом может признать только хозяйственный суд) в соответствии с п. 13 правил выступают:

- коэффициент обеспеченности финансовых обязательств ак
тивами - характеризует способность предприятия рассчитаться
по своим финансовым обязательствам после реализации активов;

коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами - характеризует способность предприятия рассчитаться по просроченным финансовым обязательствам путем реализации активов.

Если значения хотя бы одного из указанных критериев окажутся более значения, приведенного в таблице, согласно приложению 6 к Правилам, устойчиво неплатежеспособный субъект признается потенциальным банкротом.

Кроме этого, п. 22 Правил предусматривает анализ зависимости установленной неплатежеспособности субъекта предпринимательской деятельности от задолженности государства перед ним.

В целях указанного анализа под задолженностью государства перед субъектом предпринимательской деятельности понимаются не исполненные в срок обязательства органа исполнительной власти Республики Беларусь по оплате заказа, размещенного на предприятии, от исполнения которого предприятие в силу действующего законодательства не вправе отказаться (являющегося обязательным для исполнения предприятием).

Согласно п 4 Правил, выводы, полученные на основе анализа, проведенного в соответствии с Правилами, могут быть (кур-

сив мой - С. В.) использованы в соответствии с законодательством в процессе производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов предпринимательской деятельности, а также при оценке их платежеспособности, т. е. не являются обязательными для применения в указанных случаях. Это обстоятельство, а также отсутствие в Законе о несостоятельности легальных критериев устойчивой неплатежеспособности ставят под сомнение единообразный подход при определении неплатежеспособности субъекта предпринимательской деятельности как критерия экономической несостоятельности.

Следует отметить, что вышеперечисленные признаки являются экономическими показателями, а экономическая несостоятельность имеет не только экономическое, но и юридическое значение. Следовательно, в законодательстве необходимо предусмотреть критерии несостоятельности, имеющие юридическое содержание, которые применялись бы в совокупности с экономическими показателями.

Признаки несостоятельности, используемые в Законе о несостоятельности, можно подразделить на две группы В первую группу входят признаки, служащие основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве. Так, в соответствии со ст. 7 Закона о несостоятельности дело о банкротстве может быть возбуждено по заявлению должника при наличии следующих признаков несостоятельности:

1) неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;

2) наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

При наличии одного из указанных признаков должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве. В ст. 8 Закона о несостоятельности приводится перечень признаков, при наличии которых должник обязан подать заявление о своем банкротстве В частности, такая обязанность возникает в случаях, когда:

- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредито-

рами либо прекращению деятельности должника - юридического лица,

- органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

- органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

■- выявлено обстоятельство, предусмотренное ч. 1 ст. 247 Закона В соответствии со ст. 10 Закона о несостоятельности дело о

банкротстве может быть возбуждено по заявлению кредитора при

наличии следующих признаков:

- неплатежеспособность должника имеет или приобретает устойчивый характер, и это обстоятельство достоверно известно кредитору;

- применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение одного месяца за неимением имущества, либо выявление в процессе принудительного исполнения, что должник не обладает имуществом, достаточным для удовлетворения предъявленных к нему требований;

неисполнение должником платежного обязательства в течение срока, установленного кредитором для погашения задолженности, по истечении которого кредитор намерен подать заявление кредитора. Продолжительность срока, установленного кредитором для погашения задолженности, по истечении которого он намерен подать заявление кредитора, не может быть менее одного месяца;

- невыплата денежных средств кредитору (кредиторам) по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в течение срока, предусмотренного законодательством или устанавливаемого в соответствии с ним;

- неплатежеспособность должника, умышленно вызванная деянием должника - индивидуального предпринимателя и (или) деянием физического лица, являющегося заинтересованным лицом в отношении должника, за которые они привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законом;

- утаивание или растрата имущества должника либо совершение иных действий должником - индивидуальным предпринимателем или заинтересованным лицом в отношении должника, в результате которых должник стал неплатежеспособным;

- недостаточность стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов (ст. 247 Закона);

- сообщение должником кредитору, в хозяйственный суд или в средствах массовой информации о своей неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, в том числе согласно ст. 255 Закона.

Указанные признаки служат формальными основаниями для подачи заявления в хозяйственный суд о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве. Их наличие не означает собственно несостоятельности, а лишь свидетельствует о неплатежеспособности должника. Только в ходе судебного разбирательства устанавливается природа неплатежеспособности, т. е. признаки, необходимые и достаточные для констатации экономической несостоятельности должника (вторая группа признаков). К таким признакам относятся:

1) неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер;

2) неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер.

Эти признаки, как было указанно выше, не очевидны. Они уточняются в ходе производства по делу о банкротстве либо объявляются самим должником, которому они заранее известны.

Закон о несостоятельности при определении названных признаков не отличается последовательностью. Одни и те же признаки несостоятельности (неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер и неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер) являются одновременно признаками, служащими основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, и признаками, свидетельствующими о несостоятельности должника.

Отметим, что в юридической литературе признаки первой группы называются внешними, а признаки второй группы - сущностными. В законодательстве некоторых стран указывается еще один признак несостоятельности - стечение или совокупность кредиторов у одного должника . Закон о несостоятельности не содержит указания на этот признак, поскольку последний вытекает из смысла и цели конкурсного производства (распределение имущества

' Понондопуло 1). Ф Конкурсное право Правовое регулирование несосктслшосги (банкротства): Учеб. пособ.- М.. Юрнсп.. 2001. -С". 15

" [ражчанскосн горювосправоканнга.шстнчсскнчюсутарств, Подрсд I .Л Васильева М.: Международные отношения. 1ЧЧ.Т.-С. 449

должника между несколькими кредиторами в очередности, установленной законом) Следует согласиться с тем, что наличие у должника одного кредитора не препятствует возбуждению производства по делу о банкротстве, но решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства должно приниматься хозяйственным судом только при наличии двух и более кредиторов. В противном случае принудительное взыскание производится не в рамках процедуры производства по делу о банкротстве (оно подлежит прекращению), а в ходе искового производства

При определении наличия признаков несостоятельности принимается во внимание состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей (ст. 4 Закона о несостоятельности). Разграничивая понятия денежное обязательство и платежное обязательство, ст. 1 Закона о несостоятельности на самом деле смешивает их. Исходя из определения платежного обязательства последнее включает в себя помимо обязательных платежей, основанием возникновения которых является императивное предписание закона, денежное обязательство, которое, в свою очередь, возникает из договора или по другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Вопрос о субъектах,которые могут быть признаны несостоятельными, четко решен в ГК. К ним относятся:

1) индивидуальные предприниматели, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности;

2) коммерческие организации, за исключением казенных предприятий;

3) некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов либо благотворительных или иных фондов.

Термин «процедуры банкротства»,которыми оперирует Закон о несостоятельности носит условный характер, т. к процедурой банкротства в собственном смысле является только конкурсное производство и его упрощенные разновидности- процедура банкротства ликвидируемого должника-юридического лица и процедура банкротства отсутствующего должника. Эти процедуры в отличие от остальных применяются к должнику, признанному бан-

' Помои |оп\ ю В. Ф Ука) соч - С". 17

кротом. Конкурсное производство является основной, но не единственной процедурой банкротства, т. е. Закон о несостоятельности предусматривает так называемую «множественность процедур»1

В современной системе законодательства значительное место заняли восстановительные процедуры В соответствии со ст. 12 Закона о несостоятельности при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются такие процедуры банкротства, как защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение и иные, предусмотренные Законом о несостоятельности, в частности, процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника, т е упрощенные процедуры банкротства.

При рассмотрении дела о банкротстве должника -индивидуального предпринимателя могут применяться конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные Законом о несостоятельности, например, процедура банкротства отсутствующего должника.

Каждая из указанных процедур имеет свою цель, реализуемую антикризисным управляющим под контролем кредиторов и хозяйственного суда, содержание и сроки реализации.

§ 2. Природа и система шконодательсгва об экономической несостоятельности (банкротстве)

Первоначально законодательство о несостоятельности зародилось как законодательство о несостоятельности физических лиц. Лишь в начале XX в. в нем появились нормы о несостоятельности юридических лиц.

В дореволюционной России действовал Устав о банкротах 1800 г, а затем Устав о несостоятельности 1832 г Они различали несостоятельность торговую и неторговую.

Законодательство советского периода также содержало нормы о несостоятельности, однако в разные периоды в них вкладывалось разное содержание. Единой была цель законодательства о несостоятельности - защита интересов трудящихся и государства

1 ПшюндонудоВ Ф. Указ соч.-С 26. 152

в производстве по делам о несостоятельности, в то время как дореволюционное законодательство служило интересам кредиторов. «Конкурсное законодательство советского периода представляло собой аномалию конкурсных отношений, поскольку защищало не законные интересы кредиторов и должника, а общий хозяйственный результат, что совершенно не свойственно нормальному конкурсному праву»

Усиление командно-административных начал в экономике нивелировало значение института несостоятельности. Даже если в некоторых нормативных актах содержались нормы о несостоятельности как основании для прекращения деятельности юридического лица , они не могли быть реализованы из-за отсутствия соответствующих процессуальных норм.

В начале девяностых годов появилось осознание необходимости законодательного закрепления института банкротства как неотъемлемого элемента рыночной экономики. Первым шагом в этом направлении было принятие Закона 1991 г. К сожалению, данный Закон оказался неэффективным в силу своей схематичности, недоработанности, неясности и противоречивости. В Законе 1991 г. лишь поверхностно освещались многие области, которые требовали подробного правового регулирования, а также не определялись специальные процессуальные особенности судопроизводства по делам об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования .

Ныне действующий Закон о несостоятельности был принят 18 июля 2000 г. и вступил в силу в соответствии с ч. 1 ст. 259 данного Закона 12 февраля 2001 г. Он содержит почти в пять раз больше статей по сравнению с Законом 1991 г. и соответственно достаточно подробно регулирует отношения, возникающие в случае несостоятельности определенных в законодательстве лиц. Не взирая на то, что Закон о несостоятельности является нормативным правовым актом прямого действия, в целях его реализации

1 Гслкжнна М. В. Конкурсное право: Теория и практика иссостйтоьност (банкрогсгва) -М. Дело. 2002. С. 67

См.. например, п. 36 Устава Всесою того банка финансирования каншальныч в'южс-нпй (СгройбанкаСССР)//СП СССР. - 1964 - № IЧ. - С'1 122.

Более подробно об ним см.: Вабищевич С. С. I [равовыс проблемы банкрогсгва субъек-юв \о)яис1 новация // I |равовое обеспечение жономическои реформы в Республике Беларусь /11од общ. ред. В. Г. 1'ичнни. - Ми.. 2000. - СМ 27 - 130

был принят ряд специальных нормативных правовых актов (упомянутые в § 1 Правила, а также нормативные правовые акты об управляющем, см. § 4). Вместе с тем процедуры банкротства банков, сельскохозяйственных организаций, градообразующих организаций и других категорий должников требуют более качественного правового обеспечения. Поскольку Закон о несостоятельности уделяет этим вопросам совсем немного внимания, необходимо принятие дополнительных нормативных правовых актов на уровне Закона.

В целом законодательство о несостоятельности должно быть представлено в наибольшей степени законодательными актами, а не иными актами законодательства. Даже в странах общего права источниками правового регулирования отношений несостоятельности всегда были и остаются законы. Законодательство о несостоятельности регулирует последствия неисполнения обязательств (обязанностей), уже урегулированных законом (например, ГК). Следовательно, правовое регулирование этих последствий посредством иных актов законодательства (постановлений, приказов, инструкций и т. д.) способно создать ситуацию, когда такой акт не будет действовать как противоречащий закону Нередко принятые нормативные правовые акты низшего уровня порождают двойной подход в отношении некоторых вопросов несостоятельности, например, при определении признаков несостоятельности.

Законодательство о несостоятельностиявляется комплексным по своей природе, т. к. включает нормы частного и публичного права. Оно регламентирует отношения между неплатежеспособным должником и его кредиторами посредством специальных материальных и процессуальных норм. Систему данного законодательства составляют нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно подразделить на общие (ГК, ХПК и т. д.) и специальные (Закон о несостоятельности, Положение об управляющем и т. д.).

В целом законодательство о несостоятельности необходимо для «развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдению правил делового оборота в области финансового управления, а также предназначено для того, чтобы

1 Попондопую В. Ф Ука). соч. - С. 53. 154

содействовать реконструкции неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка. Таким образом, оно является важной составляющей законодательной базы рыночной экономики либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что в конечном итоге способствует экономическому развитию страны» .

Целямизаконодательства о несостоятельности являются:

- защита имущества должника в интересах кредиторов и его распределение в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения их требований;

- удовлетворение требований кредиторов посредством реализации имущества должника либо использование отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств, уступки требования должника и т. д. при наличии реальной возможности восстановления его платежеспособности;

- максимальное использование существующих способов «спасения» должника посредством применения реорганизационных процедур;

- обеспечение механизма рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении несостоятельным должником и аннулирования неправомерных сделок

Законодательство, преследующее такие цели и создающее основу для их достижения, обеспечивает интересы и должников, и кредиторов.

§ 3. Особенности произволе! ва по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)

Дела о несостоятельности относятся к подведомственности хозяйственного суда, правовой формой деятельности которого является хозяйственный процесс, осуществляемый в соответствии с нормами ХПК Возникает вопрос, к какому виду судопроизвод-

' ДокторМанфред Ьадьн. Генри 11 Шиффман. Реформа икона онссостоятетыюстн гля Жономик неречолпоц) периода- сравнение перспектив исподыовання ра< шчнмх гакоиов // Ьаггервордскнй ж\рнал по межчу народным банковским и финансовым иконам - 1996. -январь февраль.

ства они относятся: исковому, административному, особому? ХПК, в отличие от ГПК, не выделяет специальные разделы о производстве по делам, возникающим из административных отношений и об особом производстве. В гл. 21 «Особенности производства по отдельным категориям дел» в отношении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, прямо указано, что они рассматриваются хозяйственным судом в порядке, предусмотренном ХПК, т. е. в исковом порядке. Однако в ХПК, наряду с терминами «иск», «спор», используются термины «дела», «заявления» и т. д. Кроме того, имеются специальные нормы, посвященные особому производству по отдельным категориям дел, прежде всего по делам о несостоятельности. Последние рассматриваются хозяйственным судом в порядке, предусмотренном ХПК, с особенностями, установленными специальным Законом о несостоятельности (ст. 171 ХПК, ст. 5 Закона о несостоятельности)

Исходя из этого, многие авторы делают вывод, что ХПК (косвенно) выделяет виды судопроизводства . По мнению В С. Белых, дела о несостоятельности нельзя рассматривать в порядке искового производства, равно как и нельзя использовать при рассмотрении этой категории дел такие термины, как «истец», «ответчик», «исковое заявление». С позиций науки процессуального права более корректным является употребление терминов «заявитель», «должник», «заявление».

В производстве о несостоятельности хозяйственный суд констатирует юридические факты - несостоятельность неплатежеспособного должника либо, наоборот, его платежеспособность. Следовательно дела о несостоятельности относятся к сфере особого производства В ходе производства по этим делам должник может оспаривать требования кредиторов, т. е. существует вероятность спора о праве. Кроме того, кредиторам и должнику предоставлено право обжалования действий антикризисного управляющего, т е. может возникнуть административный спор. Однако эти обстоятельства, по мнению некоторых авторов, не влияют на природу производства по делам о несостоятельности как особого и допускаются из соображений практического удобства .

' Ьелыч В. С. Правовые основы банкротства юрнтнческнх пик - 1'катеринбурк 1996.-С. 43: Потки шопу до В. Ф Указ соч -С 74.

11!ер1НС1ювич Г. Ф. Ука». соч.-С. 95; ЧиркуноваГ. в. Правовая природаиротнодсчва по делам о несостоятельное! и (банкроте! ве) граждан// Правоведение 2000. -№3. -С.214.

Дела о несостоятельности как одна из разновидностей дел особого производства проходят через те же стадии хозяйственного процесса, что и споры, разрешаемые в порядке искового производства: возбуждение дела, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство; пересмотр судебных актов, не вступивших в законную силу; пересмотр в порядке надзора; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам; исполнение судебных актов.

В юридической литературе производство по делам о несостоятельности разделяется на две стадии, разбирательство в хозяйственном суде и процедура банкротства. На первой стадии устанавливается факт несостоятельности или платежеспособности должника, на второй - принятый судебный акт исполняется.

В. Ф. Попондопуло предлагает разделить первую стадию на три отдельные стадии: возбуждение, подготовку к разбирательству и разбирательство дела о несостоятельности". Поскольку именно на этих стадиях проявляется специфика дел о несостоятельности, рассмотрим их более подробно.

В соответствии со ст. 33 ХПК дела о несостоятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства должника - индивидуального предпринимателя. Ч. 2 ст. 19 Закона о несостоятельности содержит запрет на передачу таких дел на рассмотрение третейского суда, не упоминая при этом общие суды. Как известно, критериями разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами является субъектный состав и содержание спорного правоотношения.

Специфика подведомственности дел о несостоятельности проявляется в том, что ни один из указанных критериев сам по себе роли не играет, поскольку в качестве кредиторов могут выступать лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (субъектами хозяйствования), а в качестве должника - юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями. Следовательно, дела о несостоятельности относятся к подведомственности хозяйственных судов независимо от статуса и характера деятельности, осуществляемой должником или кредиторами. Эти

| Арбигражныйпроцесс:Учеб /Полрел. В. В. Яркова -М. Юристъ, 1998.-С.263. 11о11онлои>1ю В.Ф. Указ. соч. -С 85.

дела являются примером исключительной подсудности, т. е. рассматриваются только по месту нахождения или по месту жительства должника.

В соответствии со ст. 6 Закона о несостоятельности правом на подачу заявления в хозяйственный суд о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают сам должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренном законодательством При этом право на подачу заявления кредитора о признании должника несостоятельным имеют лица, признаваемые в качестве конкурсных кредиторов. К ним Закон о несостоятельности относит кредиторов по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представителя работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Правом на обращение в хозяйственный суд в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы (ч. 2 ст. 6 Закона о несостоятельности). К иным лицам, о которых идет речь в ст. 6 относятся ликвидационная комиссия, собственник имущества должника унитарного предприятия, учредитель (участник) должника, государственные органы.

Право на обращение в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве должника является разновидностью права на обращение в суд за судебной защитой. Реализация последнего зависит от определенных условий - предпосылок права на обращение в суд за судебной защитой. Материальными и процессуальными предпосылками права на обращение в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве должника являются условия, предусмотренные ХПК и ст. 7, 10 Закона о несостоятельности.

Основанием возбуждения дела о несостоятельности является заявление о признании должника несостоятельным, поданное уп-равомоченным лицом Требования к форме и содержанию такого заявления установлены ст. 23 - 30 Закона о несостоятельности.

Хозяйственный суд обязан принять к производству заявление о банкротстве должника, поданное с соблюдением вышеперечисленных требований, после чего в течение пяти дней выносится определение о возбуждении производства по делу о банкротстве (ст. 31 Закона о несостоятельности). С этого момента:

1) по ходатайству руководителя должника, временного управляющего или иных лиц приостанавливается в общем или хозяйственном суде либо ином государственном органе производство по делу, связанному с взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества должника;

2) приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника, по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов;

3) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника - юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава учредителей (участников).

В целях принятия перечисленных мер определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника направляется в банки и небанковские кредитно-финансовые организации, с которыми должник заключил договоры об открытии банковского счета, а также в общий суд, хозяйственный суд, соответствующим судебным исполнителям, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Основания для возвращения заявления о банкротстве установлены ст. 32 Закона о несостоятельности и ст. 126 ХПК. Хозяйственный суд может также отказать в принятии заявления о банкротстве должника по основаниям, предусмотренным ст. 125 ХПК.

Подготовка дела к судебному разбирательству - обязательная самостоятельная стадия хозяйственного процесса, проводимая независимо от категории дела в целях его правильного рассмотрения и принятия законного и обоснованного решения. Данная стадия

начинается с момента возбуждения дела о банкротстве должника и проводится в соответствии со ст 130-132 ХПК с особенностями, установленными ст. 43 Закона о несостоятельности.

Специфика подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству заключается в следующих действиях судьи, совершаемых на этой стадии:

1) установление круга лиц, участвующих в деле. К таковым относятся должник, управляющий (временный управляющий), конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы, местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника - юридического лица, прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению и в иных случаях, предусмотренных законодательством, орган государственного управления по делам о банкротстве, в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, иные лица, например, ликвидационная комиссия или собственник имущества должника -унитарного предприятия (ст. 247). Поскольку банкротство должника затрагивает интересы не только перечисленных, но и других лиц, Закон о несостоятельности предоставляет им право участия в хозяйственном процессе по делу о банкротстве. Это представитель работников должника, участник (учредитель) должника -юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, их представители, иные лица в случаях, предусмотренных ХПК, Законом о несостоятельности. Помимо лиц, участвующих в деле, в судебном процессе могут участвовать свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, представители (ст. 49 ХПК), Национальный банк- при банкротстве банков, если заявление о банкротстве подано другим лицом (ст. 213 Закона о несостоятельности), иные лица в случаях, предусмотренных ХПК и Законом о несостоятельности. Права и обязанности лиц, участвующих в деле, и иных участников судебного процесса определены соответствующими нормами ХПК;

2) определение круга доказательств. В этих целях ч. 2 ст. 43 Закона о несостоятельности предоставляет хозяйственному суду право назначать экспертизу, в том числе по собственной инициативе;

3) принятие мер по обеспечению требований кредиторов. Закон о несостоятельности предусматривает дополнительные по сравнению со ст. 85 ХПК обеспечительные меры: обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам, принять иные меры,

направленные на обеспечение сохранности имущества должника. В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона о несостоятельности меры по обеспечению требований кредиторов применяются соответственно до момента возбуждения конкурсного производства и назначения управляющего, или до момента утверждения хозяйственным судом мирового соглашения, или до момента принятия хозяйственным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве;

4) проверка обоснованности возражений должника. Хозяйственный суд обязан рассмотреть возражения должника, если они заявлены по требованиям кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов (ч. 2 ст. 42 Закона о несостоятельности). Напомним, что в данном случае суд рассматривает спор о праве. Закон о несостоятельности не устанавливает правил его рассмотрения (сроки рассмотрения, вид судебного акта, принимаемого (выносимого) по результатам рассмотрения; возможность обжалования), что может увеличивать срок рассмотрения дела о банкротстве. Судебное разбирательство по делам о банкротстве осуществляется в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в хозяйственный суд, и может быть отложено на срок не более двух месяцев. Особенность этой стадии проявляется также в том, что Закон о несостоятельности (ч. 5 ст. 46) предусматривает дополнительные по сравнению со ст. 94 ХПК основания для отложения рассмотрения дела, прекращения производства по делу;

5) постановление и объявление решения по делу о несостоятельности. В соответствии со ст. 45 Закона о несостоятельности хозяйственный суд по результатам рассмотрения дела о банкротстве принимает (выносит) либо решение о банкротстве с санацией должника, либо решение о банкротстве с ликвидацией должника, либо определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Особенности состава и порядка распределения судебных расходов по делу о банкротстве определены ст. 49 Закона о несостоятельности. В состав указанных расходов помимо обычных включаются расходы на выплату вознаграждения управляющему. Все судебные расходы возмещаются за счет должника и покрываются за счет его имущества вне очереди без предварительного внесения на депозитный счет хозяйственного суда.

Если хозяйственный суд выносит определение о прекращении

производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием оснований для возбуждения конкурсного производства (ст 41 Закона о несостоятельности), судебные расходы относятся на кредиторов, подавших в хозяйственный суд заявление о банкротстве должника, и распределяются между ними пропорционально их требованиям

§ 4. Правовое положение участников протводства но делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

Характеризуя общие вопросы производства по делам о несостоятельности, необходимо остановиться на правовом положении таких его участников, как антикризисный управляющий, должник, кредиторы.

Как отмечалось выше, законодательство о несостоятельности преследует определенные ключевые цели, но при этом оно дает лишь основу для их достижения. Реализовать Закон соответствующим образом должен (призван) антикризисный управляющий.Институт управляющих является одним из основных элементов современной системы несостоятельности.

Антикризисный управляющий назначается хозяйственным судом для реализации целей некоторых процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с Законом о несостоятельности (далее - управляющий). Управляющим могут быть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и юридические лица.

Физическое лицо и руководитель юридического лица - управляющего должны иметь высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Управляющий действует на основании лицензии управляющего, выдаваемой Департаментом по санации и банкротству Минэкономики Республики Беларусь (далее - Департамент) В соответствии с п. 4 Положения о порядке лицензирования деятельности управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденного Постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 10 ,

1 Национальный реесгрнравоиыч амон Рсспчп'шки Ьаюрчсь. - 2002 №21 162

лицензия выдается физическому лицу, аттестованному Департаментом на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, и получившему соответствующий аттестат управляющего, или юридическому лицу, руководитель которого также аттестован и получил аттестат

Порядок организации подготовки физических лиц и проведение их аттестации на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, определен Положением об аттестации физических лиц на их соответствие требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденным Постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 91.

Лицензии управляющих подразделяются на три категории в соответствии с категорией аттестата и действуют в течение пяти лет Лицензия категории «А» дает право на осуществление деятельности в качестве управляющего в производстве по делу о банкротстве должника, имеющего численность работников до ста человек, лицензия категории «В» - в производстве по делу о банкротстве должника, имеющего численность работников до 1000 человек, лицензия категории «С» - в производстве по делу о банкротстве должника без ограничения численности работников.

Закон о несостоятельности определяет права, обязанности и ответственность управляющего (ст. 75, 76, 83). Управляющий получает вознаграждение за свою деятельность в порядке, предусмотренном ст. 77 Закона о несостоятельности, - за каждый месяц осуществления своих полномочий. Размер вознаграждения определяется хозяйственным судом по предложению собрания кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности.

Вопрос о правовом статусе управляющего в юридической литературе носит дискуссионный характер. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой управляющего нельзя рассматривать как представителя кого-либо из участников дела о банкротстве, т. к. он сам в соответствии со ст.20 Закона о несостоятельности является лицом, участвующим в деле о банкротстве . Ст. 183 ГК прямо указывает, что управляющий при осу-

Наши рекомендации