Стадии процедуры несостоятельности (банкротства) и формирование конкурсной массы

Нейтральность процедуры Наблюдение, как указывает ст.2 Закона о несостоятельности, представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Данная процедура длится не белее чем семь месяцев с даты поступления заявления, открывающего дело.2

В России Закон о несостоятельности предусматривает, что открытие судебного производства по делу о несостоятельности, как юридического лица, так и гражданина влечет по общему правилу введение единой предусмотренной законом процедуры, а именно процедуры наблюдения. Иными словами, ни должник, ни кредиторы не вправе при подаче в арбитражный суд заявления о банкротстве настаивать на открытии и дальнейшем течении конкурсного процесса в русле определенной избранной ими процедуры, что позволяет отнести наш закон к третьей модели правового регулирования открытия дела о банкротстве.

Таким образом, наблюдение, по сути, открывает дело о банкротстве, является его первой стадией, нейтральной с точки зрения уклона банкротного процесса. Оно оставляет возможность для выбора участниками производства варианта дальнейшего движения дела: либо это будет попытка восстановить финансы предпринимателя-должника, что повлечет введение финансового оздоровления или внешнего управления, либо процесс пойдет по пути ликвидации бизнеса, что будет поводом к открытию конкурсного производства.

Законодательное определение этой процедуры банкротства позволяет заключить, что это, во-первых, меры по сохранности имущества должника, во-вторых, меры по установлению истинного финансового состояния должника, в-третьих, установление числа кредиторов и размера их требований и, наконец, в-четвертых, проведение первого собрания кредиторов.

Меры по сохранности имущества должника в период наблюдения включают:

установление возможности предъявления имущественных претензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника, а также приостановление производств в судах по искам о взыскании денег;

введение запрета удовлетворять требования о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников;

установление запретов органам управления наблюдаемого юридического лица совершать определенные сделки без согласия временного управляющего, принимать названные в законе решения ;

отстранение арбитражным судом руководителя должника от должности в случае нарушения им банкротного законодательства и др.1

Меры по установлению истинного финансового состояния должника представляют собой анализ корпоративных финансов должника (бухгалтерской отчетности, показателей рентабельности, структуры затрат, генерации денежного потока, налогового долга, возможности снижения затрат на обслуживание полученных банковских кредитов и т.д.). Это входит в обязанности временного управляющего и главным образом направлено на решение вопроса, в состоянии ли должник восстановить в будущем свою платежеспособность.

Закон предписывает, что не позднее, чем за десять дней до даты окончания процедуры наблюдения должно быть созвано и проведено первое собрание кредиторов. Организует и проводит собрание временный управляющий, обязанный проделать до этого времени всю подготовительную работу: выявить известных и обнаруженных из документации должника кредиторов, уведомить их о введении наблюдения, проанализировать корпоративные финансы должника, сформировать реестр кредиторов, подготовить и провести рассылку приглашений к участию.

От круга вопросов, выносимых на разрешение участников первого собрания, зависит дальнейшее движение дела о банкротстве и судьба должника. В частности, кредиторы решают, какая процедура будет введена в последующем: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство или, быть может, должник заключит с ними мировую сделку. Здесь же выясняется, на какой срок контрагенты должника желают ввести соответствующую процедуру. Далее собрание определяет требования к управляющему, который будет назначен на последующей стадии процесса, а также выбирают саморегулируемую организацию, представляющую кандидатов на этот пост. Наконец, участники собрания принимают решение о формировании комитета кредиторов.1

Решение собрания представляется в суд, который обязан подчиниться мнению кредиторов, ходатайствующих о введении финансового оздоровления или внешнего управления, и назначить соответствующую процедуру. То же правило действует и в отношении конкурсного производства. Исключение предусмотрено для случая, когда кредиторы ходатайствуют перед судом о введении внешнего управления или конкурсного производства, а учредители должника или собственник его имущества настаивают на введении финансового оздоровления. Если последние представляют банковскую гарантию, покрывающую риски кредиторов не получить должное, суд может проигнорировать решение собрания и ввести процедуру финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. По своей направленности оздоровление представляет собой процедуру реабилитационного (реорганизационного), а не ликвидационного характера. Максимальный срок, на который может быть введено финансовое оздоровление, - два года.1

Процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт несостоятельности неизвестна иностранным законодательствам и представляет собой специфику исключительно российского законодательства о банкротстве. Вместе с тем в литературе отмечается, что финансовое оздоровление имеет некоторое сходство с германской моделью самоуправления.

По замыслу законодателя, предназначение финансового оздоровления может быть сведено к следующему. В отличие от внешнего управления - процедуры, наиболее близкой к рассматриваемой и также направленной на восстановление платежеспособности должника, финансовое оздоровление подразумевает, что восстанавливать платежеспособность будет сам должник (единолично или при помощи третьих лиц) по им же утвержденному плану, а не внешние субъекты (арбитражный управляющий и кредиторы) в соответствии с тем видением развития бизнеса банкрота, которое могло бы, по их мнению, вывести его собственные корпоративные финансы из кризисного состояния. При этом должник берет на себя и тот риск, который проистекает из его самостоятельности в данном вопросе: если оздоровить бизнес не удастся, кредиторы получат причитающееся им из предоставленного должником или третьими лицами обеспечения, причем последнее не может выражаться в имуществе должника, ибо таковое и в силу закона уже составляет основу минимальной гарантии кредиторов.

Иными словами, идея состоит в использовании неоспоримых качеств собственников должника, - они являются субъектами, наиболее сведущими в той отрасли экономики, в которой действует должник, хорошо ориентируются в его финансах, способны учесть предшествующий отрицательный опыт ведения дел.

По общему правилу финансовое оздоровление вводится арбитражным судом, если с необходимостью его введения согласились кредиторы п.1 ст.75 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Однако Закон знает два случая исключений из данного правила.

Во-первых, финансовое оздоровление может быть введено судом, когда собрание кредиторов не приняло никакого решения о дальнейшей, следующей за наблюдением процедуре банкротства п.2 ст.75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Условием в данном случае является то, что инициаторы оздоровления по-прежнему поддерживают собственную инициативу и предоставили необходимое обеспечение.

Во-вторых, даже если кредиторы ходатайствуют о введении внешнего управления или открытии конкурсного производства, то и в этом случае финансовое оздоровление может быть введено против их воли. Условие в этой части - предоставление не любого допустимого обеспечения, а его строго определенной формы - банковской гарантии, превышающей суммарный объем долга всем известным кредиторам минимум на 20% п.3 с.75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Единственное, что здесь остается отметить - процедура финансового оздоровления может быть введена и в ситуации, когда обеспечение исполнения должником требований кредиторов не представлено в принципе, но собрание кредиторов соглашается на такой вариант

Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев ст.93 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Цель введения процедуры внешнего управления прямо обозначена в самом законодательном определении - организовать применение к неисправному должнику тех мер, которые привели бы к излечению финансовой составляющей его деятельности, восстановили бы его положение на рынке и привели бы к погашению требований всех кредиторов.

Внешнее управление, как и процедура финансового оздоровления, представляет собой разновидность реабилитационных (реорганизационных) процедур банкротства, направленных на спасение бизнеса должника, а не на его ликвидацию. Принципиальное отличие между ними выражается в ответе на вопрос, кто, какой субъект будет выступать организующим финансовую реабилитацию предприятия должника: в случае с финансовым оздоровлением, как уже указывалось, им будет выступать сам должник, его менеджмент; в случае с рассматриваемой процедурой это будут внешние субъекты: кредиторы и, главным образом, внешний управляющий.

Наряду с отстранением действующего руководства должника от ведения делами, о котором говорилось выше, еще одним, наиболее принципиальным последствием введения внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

В соответствии со ст.95 Закона о несостоятельности мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

В итоге внешний управляющий оказывается в ситуации, когда он может спокойно рассчитать и выполнить финансовый план выведения бизнеса должника из кризиса. Итак, основное предназначение института моратория состоит в том, чтобы определенным образом стабилизировать финансовое положение санируемого предприятия, дать внешнему управляющему и кредиторам возможность спрогнозировать его денежные потоки, спланировать ход восстановления платежеспособности.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Так законодатель определяет эту процедуру в ст.2 Закона о несостоятельности.

В текстах правовых актов и юридической литературе словосочетание конкурсное производство употребляется в двух значениях.

В широком значении конкурсное производство отождествляется с процессом урегулирования обязательств несостоятельного должника в целом, в какой бы форме, с применением какой бы процедуры он ни проходил.

Формированию конкурсной массы, под которой понимается имущество должника, предназначенное с момента объявления о несостоятельности к удовлетворению всех его кредиторов, заявивших свои претензии, служат следующие действия, на совершение которых законодатель уполномочивает (обязывает) конкурсного управляющего:

инвентаризация и оценка имеющихся активов;

предъявление к третьим лицам требований о взыскании задолженности перед должником;

заявление отказов от исполнения договоров должника;

поиск, выявление и возврат имущества банкрота, находящегося у третьих лиц ;

предъявление исков о признании недействительными сделок об истребовании имущества должника у третьих лиц, о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника лиц, обязанных нести такую ответственность;

уведомление собственника имущества, изъятого из оборота, но находящегося при открытии конкурсного производства у должника, о необходимости его принятия или закрепления за другими лицами;

передача объектов социальной и коммунальной инфраструктуры соответствующему муниципальному образованию и ряд др.1

Составление пассива, под которым понимается совокупность требований к несостоятельному должнику, подлежащих удовлетворению из конкурсной массы, производится по общим правилам включения кредиторов в реестр требований, но с двумя важными особенностями.

Во-первых, открытие рассматриваемой процедуры требует от конкурсного управляющего произвести специальную публикацию, адресованную кредиторам и содержащую известие о том, что их контрагент официально признан банкротом. При этом в данной публикации указывается на возможность предъявления теми из кредиторов, кто ранее не был включен в реестр требований и не участвовал в процедурах банкротства на ранних стадиях конкурсного процесса, своих денежных претензий к должнику. Срок предъявления претензий ограничен двумя месяцами с даты публикации, после чего реестр закрывается.

Во-вторых, с момента открытия процедуры срок исполнения всех возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим . Иными словами, если на момент объявления должника банкротом последний находится в состоянии задолженности кому-то из своих контрагентов, но обязательство еще не является просроченным (например, взят кредит в банке со сроком погашения, приходящимся на период через несколько месяцев или, быть может, даже лет от даты открытия конкурсного производства), оно юридически признается наступившим.

Обе названные особенности конкурсного производства введены законодателем, чтобы обеспечить, учитывая заключительный и ликвидационный характер рассматриваемой процедуры, интересы максимально возможного числа кредиторов несостоятельного должника.

В настоящее время в Российской Федерации получило широкое распространение практика привлечения к уголовной ответственности конкурсных управляющих за присвоение и растрату конкурсной массы. В связи с тем, что кредиторы, включенные в реестр требований, зачастую о положении дел, в том числе о место нахождении конкурсной массы и ее реализации узнают на собраниях кредиторов, а также в связи с длительностью процедуры конкурсного производства, недобросовестные управляющие лично или в составе группы по предварительному сговору, как правило с собственником имущества, используют данную ситуацию в своих целях. Конкурсную массу выводят из перечня имущества собственника либо до стадии конкурсного производства, либо на стадии конкурсного производства.

Так, например, в мае 2011 года Т., являясь на период конкурсного производства руководителем ООО «З», осознавая, что имеет доступ к вверенному ему имуществу ООО «З», находясь по адресу:..., реализуя свои административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции, действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью поиска места неправомерного сбыта имущества ООО «З», обратился к знакомому Я. с просьбой о подыскании лица, которое примет на себя обязательства по ответственному хранению имущества ООО «З», а именно станка заточного для ленточных пил IRM (Латвия) 1996 года выпуска стоимостью 43 000 рублей, убедив его, что действует с целью обеспечения его сохранности. Я., не осведомленный о преступных намерениях Т., на его предложение согласился и подыскал индивидуального предпринимателя С. (далее по тексту: ИП С.). Т., осознавая, что не имеет полномочий распоряжаться имуществом ООО «З» без согласия залогового кредитора ООО «Б», обратился к ранее незнакомому С. с предложением приобрести имущество ООО «З», убедив последнего в законности отчуждения ему имущества ООО «З». При этом Т. осознавал, что он, отчуждая имущество ООО «З», не намеревается принимать меры к сохранности имущества ООО «З» и в соответствии с Положением в установленном порядке осуществлять реализацию имущества ООО «З» единым лотом с внесением вырученных от фактической реализации имущества денежных средств на расчетный счет и кассу предприятия. С., не осведомленный о преступных намерениях Т., на его предложение согласился. 24 мая 2011 года С., написав расписку, содержащую ложные сведения о принятии им обязательств по хранению станка заточного для ленточных пил IRM (Латвия) 1996 года выпуска, передал Т. денежные средства за него в сумме 10 000 рублей, считая, что фактически с 24.05.2011 года по ранее достигнутой устной договоренности с Т. данное оборудование находится в его собственности. Денежные средства в сумме 10 000 рублей, полученные от реализации имущества ООО «З» Т. ни на расчетный счет ООО «З» №..., открытом в ОАО КБ «Эллипс банк», ни в кассу предприятия не внес, распорядившись ими по собственному усмотрению.

Следующее мероприятие конкурсного производства - погашение требований кредиторов. Таковое построено на двух основных началах: очередности и соразмерности.

Очередность удовлетворения требований кредиторов предусмотрена ст.134 Закона о несостоятельности. Так называемые текущие обязательства банкрота:

а) судебные расходы;

б) расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему;

в) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

г) требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;

д) задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

е) иные связанные с проведением конкурсного производства расходы подлежат погашению вне очереди.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Начало соразмерности расчетов сформулировано в п.3 ст.142 Закона о несостоятельности, согласно которому при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

И, наконец, завершающим мероприятием, подлежащим реализации в отношении банкрота - юридического лица, выступает его ликвидация. Как говорит Закон, основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника является определение суда о завершении конкурсного производства. При этом конкурсный управляющий обязан в течение пяти дней с даты его получения представить текст определения в регистрирующий орган (соответствующий территориальный орган системы Федеральной налоговой службы РФ, на которую возложены функции по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а последний - в тот же срок с даты получения должен учинить запись о ликвидации.

Кроме того, на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Таким образом, действующим законодательством различаются следующие стадии банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление (или санация предприятия), внешнее управление и конкурсное производство. На любой из указанных стадий, вплоть до принятия судом решения о признании должника банкротом и исключении записи об организации-должнике из реестра юридических лиц может быть заключено мировое соглашение. Условия мирового соглашения могут быть совершенно различными, исходя из того компромисса, который достигли, заинтересованные лица: это может быть и рассрочка/отсрочка погашения долгов, и частичное прощение долга, и новация долгового обязательства в иное обязательство.

Решение о признании должника банкротом принимается только судом на основании отчетов арбитражного (конкурсного) управляющего и решений собраний кредиторов.

Центральной фигурой в деле о несостоятельности является арбитражный управляющий, который, в зависимости от стадии банкротства, может быть временным, административным, конкурсным управляющим. В качестве арбитражного управляющего на утверждение суда представляются три кандидатуры из числа членов саморегулирующейся организации арбитражных управляющих (СРО). В настоящее время каждый арбитражный управляющий обязан состоять в одной из саморегулирующихся организаций арбитражных управляющих (СРО).

Заключение

Таким образом, банкротство широко распространенная проблема, с которой сталкиваются в процессе деятельности индивидуальные предприниматели и юридические лица. Процедура банкротства обычная процедура в нашей стране, в том числе на государственном уровне разработаны различные способы оказания помощи организациям, которые столкнулись с данной проблемой.

В данной работе изучены проблемные вопросы о делах, решение которых могли бы способствовать предупреждению несостоятельности и банкротства, а как следует, сохранению правоспособности юридических лиц. В том числе рассмотрены различные стадии процедуры несостоятельности (банкротства), а также порядок формирования конкурсной массы на различных стадиях процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Изучено действующее законодательство РФ, которое устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Таким образом, действующее законодательство РФ обязало учредителей (участников, собственников имущества) организации-должника принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, осуществлять досудебную санацию, то есть меры по восстановлению платежеспособности организации-должника в целях предупреждения его банкротства,, в том числе и путем предоставления организации-должнику необходимой финансовой помощи.
Список используемой литературы

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 22.11.2016)-Режим доступа:www.consultant.ru

2. Гражданский кодекс Российской Федерации 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

3. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

4. Безбородова Т.И. Взаимодействие органов финансового контроля при признании должника банкротом // Юрист. - М.: Юрист, 2010, № 6. - С. 44-49

5. Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Особенная часть / Н. Л. Бондаренко. – Минск: Тетралит, 2015. – 159 с.

6. Гражданское право: учебник / [В. А. Бессонов и др.]. – Москва: Форум: Инфра-М, 2015. – 783 с.

7. Гражданское право России. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин. – Москва: Юрайт, 2015. – 503 с.

8. Гражданское право в схемах: учебное пособие / Ю. Ф. Беспалов, П. А. Якушев, 2015. – Москва: Проспект – 291 с.
9. Генкин А.С. О некоторых экономических аспектах совершенствования законодательства в области несостоятельности (банкротства) // Предпринимательское право, 2010, № 3
10. Егоров Д.В. Характер и сущность полномочий арбитражного суда в деле о несостоятельности (банкротстве) должника // Исполнительное право, 2009, № 4

11. Нигаматзянов Т.Т. Актуальные вопросы применения Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) // Право и экономика, 2009, № 1

1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

2 Гражданский кодекс Российской Федерации 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

2 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ-Режим доступа:www.consultant.ru

Наши рекомендации