Классификация налоговых платежей
Классификация налогов – это группировка налогов по разл. признакам. Созданные в различных странах налоговые системы включают различные виды налогов, которые группируют по разным признакам. В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются: по способу взимания; уровню управления; принадлежности к звеньям бюджетной системы; назначению; принципам построения; срокам уплаты. В зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, они делятся на подоходно–поимущественные, в современном понимании - прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, акцизы и другие налоги). В налоговых системах развивающихся стран и стран с перех. эк-кой косвенные налоги обычно занимают доминирующее положение – от 50 до 70% доходов бюджета, в РБ – 50–55% (на долю прямых налогов в нашей стране приходится 25–30%). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налог на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные, которыми облагается имущество, учитывающие среднюю, а не действительную доходность плательщика, и личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика. РБ является унитарным государством, т.е. бюджетная система имеет два основных звена: общегосударственный и местные бюджеты. Соответственно различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные налоги поступают в бюджет центр. органов власти, а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов. В соответствии с НК в РБ в 2011 г. действуют следующие местные налоги и сборы: налог за владение собаками (глава 30 НК РБ); курортный сбор (глава 32 НК РБ); сбор с заготовителей (глава 33 НК РБ).Местные органы власти не имеют права вводить налоги, не предусмотренные НК РБ. При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления могут определять следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом; порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы и основания для их использования. По назначению использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким–либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления в фонд социальной защиты населения или отчисления в целевые фонды). По принципам построения выделяют следующие налоги: прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход; регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого % с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход; пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины). По степени периодичности уплаты: разовые; периодично–календарные, которые подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные. По источнику, к которому относятся налоги, отчисления и сборы: I. Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг по факту ее получения (косвенные, оборотные налоги): налог на добавленную стоимость; акцизы. II. Платежи, включаемые в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг): отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; отчисления в фонд социальной защиты населения; земельный налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; экологический налог; отчисления в инновационный фонд; налог на недвижимость. III. Платежи, уплачиваемые из валовой прибыли: налог на прибыль.
16.Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.В 1992г была введена в действие новая, ориентированная на рынок система налогообложения. Ее основу составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ», а также спец-ые акты налогового законодательства. Налоговая система РБ включает общереспубликанские и местные налоги и сборы. Из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему РБ, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость (имущество). Налоговая система неоднократно корректировалась. В 2006-2011 были отменены ряд налогов (чрезвычайнsq налог, налог с пользователей автомобильных дорог и др).Налоговый кодекс –это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. С 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу. Т.о, налоговая система РБ включает 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик уплачивает только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги (белорусская налоговая система практически не отличается от таковой в европейских странах). Доходы физических лиц облагаются подоходным налогом, ставка которого составляет 12%. По каждому налоговому платежу устанавливается состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций. Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики РБ на современном этапе. Все другие налоги, сборы (пошлины), предусмотренные Особенной частью Налогового кодекса, уплачиваются плательщиками только в разовых случаях либо при осуществлении ими отдельных видов деятельности. К ним относятся: сбор с заготовителей, акцизы, налог на добычу природных ресурсов, налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, оффшорный сбор, гербовый сбор, консульский сбор, государственная пошлина. Одними из основополагающих принципов в работе белорусской системы налогообложения в настоящее время являются построение максимально простой и понятной системы налогообложения, создание условий, необходимых для эффективного развития деловой среды. В ходе выполнения своих основных функций налоговая система призвана обеспечивать максимально возможное сокращение дефицита государственного бюджета, давая широкий простор развитию рыночных форм хозяйствования. Современная финансовая наука и практика для оценки размера налогового давления на экономику оперирует главным образом показателем «налоговая нагрузка на экономику», который рассчитывается как отношение суммы уплачиваемых в стране налогов к ее валовому внутреннему продукту (ВВП). С помощью этого показателя определяется граница вмешательства государства в перераспределение ВВП. О размерах налогового бремени нет единых мнений среди финансистов, экономистов, политиков. Одни называют 35–40%, другие – 55–60%, третьи – 75–80%, имея в виду отношения всей суммы налоговых сборов к ВВП. Снижение налогового бремени ведет к росту численности богатых налогоплательщиков и не снижает массу налоговых платежей при оптимальном расчете ставок и высокой собираемости налогов. Одним из существенных нововведений, касающихся налога на прибыль, помимо уменьшения ставки налога с 24 до 18%, является отмена традиционной льготы по финансированию капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства. Индикатор налоговая ставка отражает величину налоговой нагрузки на предприятие и выра-жается в процентах от его коммерческой прибыли. Совокупная налоговая ставка, приходящаяся на среднестатистическую компанию в Беларуси, составляет 63%. Это выше среднего мирового показате-ля – 47,8%. По данному показателю Казахстан находится на 41 месте, размер общей ставки налогоо-бложения – 28.6%, по которой Казахстан входит в тройку первенства по странам СНГ. В Российской Федерации этот показатель равен 47%. (Система электронного налогового декларирования существует в Беларуси с 01.04.2009). По-прежнему центральное место в структуре доходов, контролируемых налоговыми органами, занимает налог на добавленную стоимость (НДС).