Особенности организации денежно-кредитного регулирования в зарубежных странах

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банка-ми, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Центральные банки зарубежных стран выполняют важную роль в системе мер государственного воздействия на экономику благодаря своей относительной самостоятельности при решении вопросов регулирования денежной эмиссии, деятельности кредитно-банковских институтов, при проведении валютной политики. В последние десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную эволюцию под влиянием изменений условий воспроизводства общественного капитала, и, прежде всего, углубления процесса интернационализации хозяйственных связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка. В результате изменился характер денежно-кредитной политики: она стала приоритетной в макроэкономическом регулировании и ориентированной преимущественно на методы косвенного воздействия. Первоочередными целями денежно-кредитной политики стали ограничение роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов.

Главный орган, разрабатывающий кредитно-денежную политику США, называется Комитетом по операциям на открытом рынке ФРС. Формально в его обязанности входит разработка монетарной политики, стимулирующей сразу четыре направления: •стабильность цен; •экономический рост; •полную занятость; •устойчивость внешних платежей и международной торговли.

ФРС использует три основных методов воздействия на финансовую систему страны. Первый и теоретически самый слабый – это ежедневный выкуп на открытом рынке определённого количества облигаций. Формы и условия при этом бывают разными, но в зависимости от объёма такой операции на рынок приходит больше или меньше денег, что решает проблемы с текущей ликвидностью.

Более серьёзное средство– это так называемая «целевая процентная ставка по федеральным фондам». Всякий банк, когда в нём открывается депозит, обязан определённую часть этого депозита (на данный момент для большинства банков США она составляет 10%) в качестве резерва размещать на счетах своего окружного ФРБ. Эти деньги и составляют «федеральные фонды» – но иногда они оказываются излишними. Поэтому банки обычно дают свои избыточные резервы в кредит овернайт (то есть на 1 день) другим банкам, у которых, наоборот, наблюдается дефицит мгновенной ликвидности. Вот, именно процент по этому самому кредиту, овернайт и регулируется «целевой ставкой по федеральным фондам». Есть у ФРС ещё одна ставка – дисконтная. По этой ставке коммерческие банки могут получить у ФРС экстренную ликвидность в рамках так называемого «дисконтного окна».

Кроме кредитов банкам, другим важным средством стал выкуп разнообразных ипотечных облигаций. Эта мера позволяет банкам и фирмам избавиться от «плохих активов» на своих балансах, взамен снабжая их или ликвидностью (если имеет место выкуп), или надёжными бумагами (если проводится обмен на казначейские облигации).

Однако потребители и корпорации обременены гигантскими долгами, накопленными в эпоху процветания. Соответственно невозможность перекредитоваться порождает не только сжатие спроса, но и рост доли потенциально неплатёжеспособных заёмщиков. Как следствие последнего финансового кризиса потребительский и коммерческий кредит рухнул: темп его годового сжатия не имеет аналогов за все 63 года наблюдений ФРС, качество заемщиков существенно снизилось.

В таких условиях можно предположить высокую вероятность «ситуативного» сценария развития событий. Есть риск, что на фоне притока спекулятивных денег начнет расти инфляция издержек и ФРС начнет искать способы изъятия избыточной ликвидности из финансовой системы.

В Европе главной особенностью является склонность Европейского центрального банка (ЕЦБ) к продефляционной политике. Его базовая ставка самая высокая из важнейших регионов. Это объясняется тем, что ЕЦБ находится под преобладающим влиянием Германии, в лице своего центрального банка (Дойче Бундесбанка) традиционно борющейся именно с инфляцией, как главной опасностью. Другая особенность Евросоюза: крайняя неоднородность его состава, что делает задачу центрального банка особенно сложной. Так, в 2000 г., ЕЦБ ослабил монетарную политику, спасая Германию от экономического спада, что вызвало надувание жилищных пузырей в Южной Европе. Когда же в 2004–2006 годах центральный банк стал ужесточать политику, пузыри стали лопаться, породив серьёзные проблемы в этом регионе. Исходя из вышесказанного, вероятно, ставки останутся в целом на прежнем уровне (возможны мелкие локальные движения). Предположительно текущие проблемы будут разрешаться прямым снабжением банков ликвидностью или введением каких-то новых инструментов денежного регулирования. ЕЦБ выступает против какого-либо вмешательства МВФ. Прослеживается пассивная монетарная стратегия в надежде на то, что проблемные страны еврозоны постепенно самостоятельно будут выбираться из своих долговых ям.

Великобритания, не входящая в Еврозону, также имеет свои проблемы и особенности: дефицит госбюджета, самый большой из развитых стран, а также чрезмерную долю финансового сектора в ВВП. Всё это заставляет Банк Англии делать упор на программу выкупа облигаций ради удержания процентных ставок на сравнительно низких уровнях – рост последних может стать катастрофой для бюджета, ипотеки и многочисленных финансовых активов. Долг домохозяйств в Британии достигает 160%: их реального располагаемого дохода, поэтому Банк Англии сохраняет учетную ставку на отметке 0,5.

В Японии дефляционный кризис начался в конце 1980-х годов, поэто-му ставка центрального банка давно держится около нуля. Правительство Японии много лет проводит политику дефицитного финансирования и сти-мулирования спроса и из-за этого государственный долг достиг 200% ВВП. При этих обстоятельствах, рост процента на рынке может привести к реаль-ному суверенному дефолту. В стране есть проблемы со старением населения и вытекающие из этого трудности пенсионных фондов, которые в Японии традиционно являются главными инвесторами, в том числе и в казначейские облигации. Соответственно, теперь спрос на казначейские облигации крайне низок. Это означает, что возможности фискального стимулирования предельно ограничены. Следовательно, на Банк Японии возлагается дополнительное бремя: он должен обеспечивать максимально большую ликвидность и самые низкие ставки.

Мощный экономический рост Китая в последние годы стимулировался в основном экспортом в США и Западную Европу. С началом кризиса с внешнеторговыми потоками стали снижаться по объему. Для социального благополучия необходимо поддерживать высокий уровень экономического роста и перетока народонаселения из села в город, поэтому там началась масштабная денежная эмиссия, которая в определенные периоды была сопоставима по размеру с ВВП страны за тот же период. На какое-то время это породило всплеск внутреннего спроса. Однако впоследствии оказалось, что банки выдали большой объем «плохих» кредитов (т.е. таких, возврат которых под сомнением), а избыточная ликвидность попала на спекулятивные рынки, породив пузыри на фондовом рынке и в недвижимости. Центральный банк начать ужесточать монетарную политику: была поднята норма резервирования для коммерческих банков, ужесточены условия выдачи кредитов и т.д.

Если рост мировой экономики после кризиса не будет уверенным, власти КНР, вероятно, скорректируют модель развития своей экономики и путем ревальвации юаня, а также переведут развитие на рост внутреннего потребления.

Наши рекомендации