Пути минимизации налоговых платежей

Опытный предприниматель имеет возможность минимизировать налоговые платежи, оставаясь в рамках закона. Такая возможность есть, и ее реализация зависит от компетентности предпринимателя и его финансистов. Цивилизованный предприниматель не позволит себе пойти на неуплату налогов, т. е. на нарушение налогового законодательства, влекущее за собой экономическую, административную и даже уголовную ответственность.

Рассмотрим наиболее распространенные пути, обеспечивающие эффективную деятельность предприятия в налоговой сфере.

Кадровое обеспечение налогового учета и планирования. До последнего времени налоговая обязанность возлагалась на бухгалтера (бухгалтерию) предприятия. Однако становится ясно, что даже самый квалифицированный бухгалтер при самом высоком уровне материального вознаграждения не в состоянии справляться со все возрастающим объемом бухгалтерского, управленческого и налогового учета. Переход к международным стандартам, постепенно осуществляемый в России, предусматривает выделение налогового учета в самостоятельный вид учета. Задача налогового учета состоит в том, чтобы определить данные для составления налоговых деклараций и прочей налоговой отчетности в соответствии с требованиями законодательства по налогам. Эти данные во многом носят расчетный характер и не связаны непосредственно с операциями на счетах бухгалтерского учета.

Техническое оснащение. Оно касается, прежде всего, информационного и технического обеспечения функции налогового учета и планирования средствами вычислительной и прочей оргтехники. Затраты на технику и ее программное обеспечение ¾ не та статья расходов, на которой следует экономить.

В настоящее время сформировался обширный рынок программных продуктов для ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях разных масштабов и сфер деятельности. Расширяется перечень и усиливается поток периодических изданий, содержащих различную информацию о налогах и консультации по этой теме.

Повышение квалификации. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда большой объем текущей работы, регулярные авралы со сдачей квартальной и годовой отчетности не оставляют у работников экономических служб времени и сил на повышение своего профессионального уровня. Предприниматель обязан проявить об этом заботу ¾ дать работникам возможность получить новые знания и дополнительную информацию. Если предприниматель, несмотря на занятость, сам будет повышать свою квалификацию, то это лишь приведет к лучшему взаимопониманию с финансистами, повысит общую эффективность работы.

Внедрение оперативного контроля за состоянием налогового учета на предприятии и за взаимоотношениями с налоговыми органами. При возникновении претензий по уплате налогов, спорных ситуаций необходимо не только оперативно их разрешать, но и, не откладывая дело «на потом», принимать меры по недопущению их повторения. Если уровень квалификации работников экономических служб не позволяет разобраться в лабиринтах многочисленных нормативных документов и их взаимосвязях, то целесообразнее оперативно обратиться в аудиторскую или консалтинговую фирму для получения консультаций.

Такое обращение особенно актуально для предприятий, которые должны представлять годовой отчет в налоговую инспекцию с обязательным аудиторским заключением (речь идет о предприятиях с определенными объемом выручки и суммами активов баланса, банках, инвестиционных компаниях, акционерных обществах открытого типа, предприятиях с иностранным участием).

Аудитор в процессе проверки должен прежде всего установить и зафиксировать в своем заключении достоверность финансовых и хозяйственных операций и правильность их отражения в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными документами, действующими в Российской Федерации. Аудиторское заключение должно сводить до минимума всякие информационные риски в первую очередь для внешних пользователей финансовой отчетности. Когда руководство предприятия пытается решать свои налоговые проблемыв процессе аудиторской проверки, то это не только свидетельствует о недобросовестной постановке текущей финансовой деятельности, но и затрудняет достижение позитивного результата в своевременно не решенном вопросе.

Формирование учетной политики предприятия. В учетной политике, документально оформляемой приказом директора, должны быть раскрыты избранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета. К ним относятся порядок погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции (работ, услуг), методы определения выручки от реализации продукции и многое другое. Предприниматель-руководитель должен со всей ответственностью подойти к разработке данного приказа, ибо в нем закладываются основы для расчета практически всех налогов и именно с изучения этого документа начинаются проверки налоговых инспекций и аудиторов.

Насколько серьезными могут оказаться последствия непродуманных в учетной политике действий, можно показать на следующем примере. В 1995 г. предприятиям было разрешено использовать один из двух методов определения выручки от реализации продукции ¾ по оплате продукции (работ, услуг) или по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.

Если предприятие имеет дело с недисциплинированными плательщиками (независимо от причин, обусловливающих эту недисциплинированность) и выбрало вариант учета реализации по отгрузке, то оно ставит себя в положение должника перед государством по НДС и налогу на прибыль при отгрузке продукции (выполнении работ, услуг) независимо от поступления реальных денег от потребителя. Выбор метода реализации по отгрузке приводит в данном случае к необоснованному отвлечению в бюджет собственных средств предприятия.

Вместе с тем если, например, предприятие экспортирует продукцию и его зарубежный партнер своевременно выполняет обязательства по оплате, то в условиях инфляции для него целесообразнее переход к варианту реализации продукции по отгрузке. Это приведет к снижению фактических платежей по налогу на прибыль.

С какой бы стороны мы ни подошли к налоговой проблеме, всюду сталкиваемся с необходимостью разнообразных знаний, качественной работы, неослабного контроля и строжайшей ответственности предпринимателей.

ГЛАВА 10. РИСК В БИЗНЕСЕ

Риск является неотъемлемым атрибутом рыночной деятельности. Каждая фирма стремится добиться увеличения прибыли посредством оптимальных решений минимизации риска.

Заметим, что риск присутствовал и в командной экономике, но он был связан с невыполнением государственного заказа, нарушением договоров поставки, необеспеченностью транспортом, ресурсами и т. д. Ответственность за все это можно было переложить на вышестоящую организацию, а потери компенсировать из министерских фондов. В рыночной экономике государство не несет ответственности по обязательствам предприятий. Поэтому последствия риска ложатся на самого предпринимателя.

Риск, как известно, ¾ это вероятность возникновения убытков или снижения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Усиление риска ¾ это оборотная сторона свободы предпринимательства, своеобразная за нее плата. По мере развития рыночных отношений в России усиливается конкуренция. Чтобы выжить в этих условиях, нужно решаться на внедрение технических и других новшеств и на смелые, нестандартные действия, а это увеличивает риск. Приходится смириться с неизбежностью риска, научиться прогнозировать его, оценивать и не переходить допустимые пределы. Вместе с тем практика показывает, чточем выше уровень риска, тем значительнее в случае успеха будет прибыль.

Виды рисков

Известны следующие виды предпринимательского риска. Производственный риск связан с производством продукции, товаров, услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди причин возникновения такого риска ¾ уменьшение размеров производства, рост материальных и других затрат, уплата повышенных процентов, отчислений, налогов и др.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Истоки коммерческого риска ¾ снижение объема реализации вследствие, например, изменения конъюнктуры, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, рост издержек обращения.

В условиях России особенно важенфинансовый риск, который возникает в сфере связей предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Финансовый риск деятельности фирмы обычно измеряется отношением заемных средств к собственным: чем больше результат, тем больше предприятие зависит от кредиторов. Тем выше и финансовый риск, поскольку ограничение или прекращение кредитования, ужесточение условий кредита влечет обычно остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т. п.

В обязанности финансового менеджера входит обеспечение снижения всех видов риска, а не только финансового, поскольку между различными сферами деятельности предприятия не существует четких границ.

Большинство крупных западных фирм имеет в штате специального менеджера по риску. Он разделяет ответственность за рискованные решения с другими менеджерами фирмы, заведующими той или иной сферой деятельности предприятия. Большинство вопросов менеджер по риску решает вместе с маркетологом, с менеджером, ответственным за кадровую работу, с инженером по технике безопасности.

Выбор приемлемой степени риска зависит от того, на что настроен руководитель. Руководители консервативного типа, не склонные к новациям, обычно стараются уйти от любого риска. Гибкие руководители стремятся к более рискованным решениям, если уверены в профессионализме исполнителей.

Готовность менеджера идти на риск обычно формируется под воздействием результатов практической реализации прошлых аналогичных решений, принятых в условиях неопределенности. Понесенные потери диктуют выбор осторожной политики, успех же побуждает к риску.

Большинство людей предпочитает малорискованные варианты действий. Вместе с тем отношение к риску во многом зависит от величины капитала, которым располагает предприниматель.

В ходе оценки альтернативных вариантов решений менеджеру приходится прогнозировать возможные результаты. При этом решение принимается в условиях определенности, когда руководитель достаточно точно оценивает результаты каждого из альтернативных вариантов решения. Примером могут служить инвестиции в депозитные сертификаты и государственные облигации, когда имеется государственная гарантия и точно известно, что на вложенные средства будет получен оговоренный в условиях процент.

К принимаемым в условиях риска относятся решения с известной вероятностью получения любого результата. Это происходит в условиях неопределенности, когда нельзя оценить вероятность возможных результатов. Если требующие анализа и учета факторы весьма сложны, а достоверной или достаточной информации о них нет, то вероятность того или иного результата предсказать более или менее точно нельзя. Неопределенность характерна и для многих решений, принимаемых в быстро меняющихся обстоятельствах. Эта ситуация весьма знакома российским предпринимателям.

Здесь менеджер может попытаться получить дополнительную информацию, еще раз проанализировать проблему и, следовательно, учесть ее новизну и сложность, сочетая эту информацию и анализ с накопленным опытом, интуицией. Полезно привлечь к работе специалистов для составления экспертных оценок.

Возможно также действовать в точном соответствии с прошлым опытом и интуицией, особенно если нет времени на сбор дополнительной информации или если затраты на нее чересчур высоки.

Особое значение здесь приобретет анализпредпринимательского риска, который начинается с выявления его источников и причин. По источнику возникновения различают риск хозяйственный, связанный с личностью человека, обусловленный природными факторами.

По причине возникновения целесообразно выделить риск, являющийся следствием неопределенности будущего, непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации.

В известном смысле во всех этих случаях риск, так или иначе, связан с состоянием информационной обеспеченности решения.

Риск, как правило, измеряют как вероятность определенных потерь. Каждый предприниматель устанавливает для себя приемлемую степень риска.

Наши рекомендации