Тема 9. анализ экономических результатов и оценка эффективности деятельности предприятия

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:
1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
3. Анализ уровня среднереализационных цен.
4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
5. Анализ рентабельности деятельности предприятия.
6. Анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.

Анализ состава и динамики балансовой прибыли

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы

Для проведения анализа балансовой прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую табл. 19

Таблица 19

Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли

Показатель Базисный период Отчетный период Абсолютное отклонение Темп изменения, %
тыс. рублей удельный вес % тыс. рублей удельный вес % тыс. рублей удель-ный вес %
Прибыль от продаж              
Сальдо от операционных доходов и расходов              
Сальдо вне- реализационных доходов и расходов Сальдо чрезвычайных доходов и расходов              
Прибыль балансовая              

тема 9. анализ экономических результатов и оценка эффективности деятельности предприятия - student2.ru

Рис.6 . Схема факторного анализа балансовой прибыли

Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности

Дальнейший анализ заключается в детальном анализе отдельных составляющих балансовой прибыли.

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг). Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции (РП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi), и уровня среднереализационных цен (Цi).

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок., используя данные, приведенные в таблице 20

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Таблица 20

  Показатель   План План, пересчитанный на фактический объем продаж   Факт
Выручка от реализации продукции (без НДС,акциза) (РП) РПпл РП усл РП ф
Полная себестоимость реализованной продукции (С) Спл С усл. Сф
Прибыль от реализации продукции (П) Ппл П усл Пф

Для расчета влияния перечисленных факторов необходимо пересчитать выручку от реализации отчетного года по плановым продажным ценам и показатель затрат на производство по фактически реализованной продукции в отчетном году по плановой себестоимости объектов реализации. Рассмотрим влияние на изменение прибыли от реализации продукции каждого из четырех названных факторов:

1. Влияние изменения продажных цен устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах; ΔПц =РПф.-РП усл.

2. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж; ΔПс =Сф.-Сусл.

3. Влияние объема и структуры продукции на сумму прибыли определим, если сравним сумму прибыли плановую и условную. ΔП(рп,уд)=Ппл.-П усл.

Обобщим результаты анализа.

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении себестоимости сумма прибыли уменьшается и наоборот.

Цены на продукцию и прибыль находятся в прямой зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Тогда ΔПф-Ппл=ΔПц +ΔПс+ ΔП(рп,уд)

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от 3-х факторов: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Сi) и среднереализованных цен (Цi). Факторая модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

П =РПi (Цi – Ci)

Данные анализа показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким – недовыполнен, и какие факторы оказали положительное влияние, а какие – отрицательное и в какой степени.

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Затем необходимо проанализировать уровень среднереализационных цен.

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализованной продукции, рынки сбыта, коньюнктура рынка, инфляционные процессы.

Наши рекомендации