Оценка уровня эффективности производства и управления
Для оценки уровня эффективности производства и управления используется метод динамических нормативов эффективности.
Сущность оценки эффективности по динамическим нормативам заключается в следующем. Известно, что повышение эффективности производства состоит прежде всего в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него. Эффективность производства растет, если темпы роста показателей результатов опережают темпы роста показателей затрат и ресурсов производства. Так, повышение производительности труда обеспечивается при темпе роста объема выручки, опережающем темп роста численности работающих, улучшение использования производственных фондов достигается, если объем продукции растет более быстрыми темпами, чем стоимость фондов. При этом повышение фондовооруженности будет достигнуто при более быстром увеличении стоимости фондов по сравнению с численностью работающих.
Упорядочение первичных показателей результатов, затрат и ресурсов по приоритетам темпов их роста представляет собой систему динамических нормативов эффективности. Набор показателей, с помощью которых задаются эти нормативы, носит название нормативной системы показателей (НСП).
Показатели, включаемые в НСП, и характер их упорядочения зависят от специфики хозяйственной деятельности.
При этом необходимо установить рациональные соотношения (приоритеты) темпов роста, то есть установить нормативные ранги.
Для определения нормативных темпов роста используются показатели, рассчитанные на основании сравнения задания и базового уровня значения показателя, достигнутого к началу прогнозируемого периода. На основании этих показателей определяется уровень эффективности производства, заложенный в прогноз. Эффективность же управления определяется не по приросту частных показателей, а по изменению этого прироста от периода к периоду. При этом наиболее эффективное управление достигается тогда, когда темпы темпов роста показателей результатов опережают темпы темпов роста показателей затрат и ресурсов. Другими словами, оценка эффективности управления отражает тенденцию изменения показателей, насколько замедлился или увеличился рост показателей, либо сократилось (изменилось) снижение их уровней. Управление эффективно, если в каждом периоде работникам управления удается не только сохранить достигнутые положительные тенденции в развитии предприятия, но и исправить негативную тенденцию изменения другой части показателей.
Уровни эффективности производства и управления определяются по формулам коэффициентов ранговой корреляции Кэнделла, Спирмена и по результирующему коэффициенту.
Коэффициент ранговой корреляции Кэнделла:
(19)
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена:
(20)
где: - число нарушенных нормативных отношений темпов роста i-ых показателей;
n - число показателей в нормативной системе;
уi - разность рангов i-го показателя в фактическом и нормативном упорядочении темпов роста.
Результирующий коэффициент:
Кp=[(1+Кэ)+(1+Кк)]:4 (21)
Значения Кэ и Кк изменяются от -1 до +1. Оценка «+1» соответствует деятельности с наивысшей эффективностью, при «-I» происходит ухудшение абсолютно всех соотношений показателей. Нулевую оценку эффективности получает деятельность предприятия, приведшая к улучшению (ухудшению) половины показателей.
Значения Кp изменяются от 0 до 1. Значение Кp = 0,5 соответствует середине шкалы оценок Кэ и Кк.
Расчеты величин и выполняются в форме таблицы (таблица 5)
Показатели вписываются в таблицы в порядке убывания нормативных рангов. Нормативные ранги, как было сказано выше, присваиваются показателям, исходя из рациональных соотношений темпов роста. Фактические ранги присваиваются по принципу: первый - показателю, имеющему наибольший темп роста, второй - показателю, с темпом меньшим, чем у первого показателя, но более высоким, чем у всех оставшихся и так далее. Число перестановок (нарушенных нормативных соотношений) определяется следующим образом. Для каждого показателя из графы 5 табл.5 подсчитывается количество показателей, которые должны по нормативу идти после него, то есть иметь менее значимый ранг, а фактически находятся впереди.
Таблица 5
Расчет уровня эффективности производства
Наименова-ние | Базо | Прог- | Темп | Ранги | Число | Раз- | Квад- | ||
ние показа- | вый | нози- | роста | (приор | ри- | переста- | ность | рат | |
теля* | период | руемый | % | теты) | новок | рангов | разнос-ности | ||
период | (гр.3 : | темпо | в | показате- | (гр.5 - | ти ран- | |||
гр.2) | роста | лей (mi) | гр.6) (Уi) | гов (Уi2) | |||||
Фак- | нор- | ||||||||
ти- | ма- | ||||||||
чес- | тив- | ||||||||
кие | ные | ||||||||
Выручка | |||||||||
др.показатели | |||||||||
Прибыль | |||||||||
Количество единиц продукции | |||||||||
Расчет уровня эффективности управления производится в таблице аналогичной формы, несколько меняется только содержание граф 2, 3, 4.
Таблица 6
Фрагмент таблицы по расчету уровня эффективности управления
Темпы роста, % | Темпы темпов роста, % (гр.З : гр.2) | |
в базовом периоде | в прогнозируемом периоде | |
В графу 3 табл.6 переносятся данные графы 4 табл. 5, а в графу 2 табл.6 заносятся данные, фактической динамики предыдущего периода.
По результатам расчетов делаются выводы, дается оценка уровню эффективности производства и управления, указываются факторы отрицательно и положительно повлиявшие на уровень эффективности, какие негативные тенденции (благодаря эффективному управлению) стали замедляться, а положительные - нарастать. Следует также установить причину значительных расхождений между уровнем эффективности производства и уровнем эффективности управления.
1 Следует иметь в виду, что «хорошее» значение точки безубыточности не гарантирует эффективности проекта, т. к. при определении точки безубыточности в величины Зс и 3v обычно не включаются выплата на компенсацию инвестиционных затрат, процентов по кредитам и т. д.
* не менее 8 показателей