Требования к профессиональным компетенциям выпускника
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра банковского дела
Краткий конспект лекций
По дисциплине «Организация деятельности банков»
Раздел «Организация деятельности коммерческих банков»
Для студентов дневной и заочной формы обучения специальности
«Финансы и кредит»
Краткий конспект лекций подготовлен доцентами кафедры банковского дела кандидатами экономических наук Купчиновой О.В. и Петрашко Г. Н.
Рассмотрен и рекомендован к использованию кафедрой банковского дела.
Введение
Дисциплина «Организация деятельности коммерческих банков» изучает теорию и практику организации деятельности банков и Национального банка Республики Беларусь, систему законодательных правовых актов, локальных правил и процедур, регламентирующих создание коммерческих банков, проводимые ими операции по формированию ресурсов и их эффективному размещению, функционирование Национального банка Республики Беларусь как целостной, органичной системы в рамках мирового сообщества центральных банков.
Успешное изучение дисциплины должно осуществляться в взаимосвязи с другими предметами. Базовыми дисциплинами для освоения курса «Организация деятельности коммерческих банков» являются: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Национальная экономика Беларуси», «Международная экономика», «Финансы и финансовый рынок», «Деньги, кредит, банки».
Курс «Организация деятельности коммерческих банков» непосредственно связан с такими специальными дисциплинами, как «Экономика организации (предприятия)», «Организация и финансирование инвестиций», «Анализ и аудит деятельности банка» и др.
Цель дисциплины - формирование у студентов комплексного представления о функционировании банковской системы Республики Беларусь и приобретение теоретических знаний и практических навыков осуществления банковских операций в Республике Беларусь с целью определения направлений их совершенствования.
Рыночные трансформации, происходящие в экономике страны, диктуют необходимость углубленного изучения актуальных вопросов банковской деятельности, решение которых требует консолидации усилий науки и банковской практики. Программой учебного курса предусматривается изучение теоретических основ банковского бизнеса, особенностей формирования и функционирования банков Республики Беларусь. Значительное внимание уделяется вопросам осуществления банковских операций в условиях кризисных изменений рынков.
Задачи учебной дисциплины:
- научить анализировать банковские операции в условиях глобализации кредитно-финансовых отношений и кризисных изменений международных рынков;
- тренировать студентов на примерах различных практических ситуаций по организации банковского кредитования и осуществления расчетных операций банков;
- совершенствовать знания о действующей международной практике организации банковского бизнеса;
- научить основным правилам осуществления банковских операций и методам управления и минимизации банковских рисков.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
- законодательную и нормативную базу, регулирующую банковскую деятельность;
- основные правила и процедуры, определяющие порядок проведения балансовых и внебалансовых банковских операций;
- методику исчисления нормативов безопасного функционирования банков;
- концептуальные основы денежно-кредитной политики;
- сущность трансмиссионного денежного механизма, методы денежно- кредитного регулирования;
- систему управления со стороны государства банковскими рисками;
- действующие критерии для оценки работы коммерческого банка;
- порядок регулирования деятельности банка и принятие превентивных мер и мероприятий санации.
уметь:
- использовать полученные в процессе изучения дисциплины знания на практике;
- применять действующие нормативные акты;
- оценивать риски проводимых банковских операций;
- анализировать современные проблемы денежно-кредитной сферы и финансового рынка;
- использовать предлагаемый инструментарий монетарной политики и банковского надзора в практике банковского регулирования;
владеть:
- методиками расчета активов и пассивов банка;
- исчислением нормативов безопасного функционирования банков;
- методами оценки кредитоспособности кредитополучателей;
- оценкой рисков при проведении банковских операций и способами их выявления и минимизации;
- методикой составления финансовой отчетности банка.
Требования к социально-личностным компетенциям выпускника:
- быть способным к социальному взаимодействию;
- обладать способностью к межличностным коммуникациям;
- быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);
- уметь работать в команде и глубоко осознавать общегражданские цели своей профессиональной деятельности.
Требования к профессиональным компетенциям выпускника.
- Выпускник должен быть способным:
организационно-управленческая деятельность:
- взаимодействовать со специалистами смежных профилей;
- разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;
- готовить доклады, рефераты, материалы к презентациям;
- владеть современными средствами телекоммуникаций;
учетно-аналитическая деятельность:
- знать и применять законодательные и нормативные акты по вопросам учета, отчетности, анализа и контроля;
- владеть теоретическими основами анализа хозяйственной деятельности, его методами, приемами и методиками;
- знать принципы и методы организации анализа деятельности банка;
- уметь систематизировать учетно-аналитические и статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности банка и его подразделений;
- уметь разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы банка и его отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной, макроэкономической ситуации и законодательства;
контрольно-ревизионная, аудиторская деятельность:
- знать и владеть методами и приемами комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности банков и их потенциального банкротства;
производственно-хозяйственная деятельность:
- принимать участие в разработке нормативов для оперативно-календарного планирования;
научно-исследовательская деятельность:
- разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований в области теории, методологии, методики и организации экономического анализа и аудита в банках;
- собирать обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, выбирать оптимальные методы и средства решения научно- исследовательских задач;
- проводить самостоятельные научные исследования, связанные с проблемами банковского бизнеса, анализа и аудита банков в Республике Беларусь;
инновационная деятельность:
- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития банковского сектора, инновационным технологиям, проектам и решениям;
- разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;
- применять методы анализа и организации внедрения инноваций.
В ходе преподавания дисциплины «Организация деятельности коммерческих банков» рекомендуется использовать педагогические методики и технологии, способствующие формированию необходимых академических, профессиональных, экономических и социально-личностных компетенций будущих специалистов. В их числе следующие общие технологии обучения:
– элементы проблемного обучения (проблемное изложение материала лекции);
– коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты, мозговой штурм, круглые столы и другие формы и методы), реализуемые на практических занятиях;
– игровые технологии, в рамках которых слушатели участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх и др.;
– элементы учебно-исследовательской деятельности, творческого подхода, реализуемые на практических занятиях и при самостоятельной работе;
—компьютерные технологии, предполагающие широкое использование Интернет-ресурсов и мультимедийных программ, которые позволяют интенсифицировать и активизировать подготовку к выполнению задания, эффективно организовать и спланировать самостоятельную работу.
В качестве методов обучения рекомендуется проведение семинарских и практических занятий с организацией деловых игр, решением задач и тестов, выполнением контрольных заданий, самостоятельной работы, текущего и итогового контроля за ее выполнением.
При изучении дисциплины предлагается использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии, адекватные компетентному подходу в подготовке специалиста (вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методические комплексы, модульные и рейтинговые системы обучения, тестовые и другие системы оценки уровня компетенций студентов).
Примерный тематический план дисциплины