Анализ чувствительности. Проверка устойчивости
Анализ чувствительностипризван дать точную оценку того, насколько сильно изменится эффективность проекта при определенном изменении одного из исходных параметров проекта. Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации проекта..
Анализ чувствительности проекта может применяться в двух случаях:
1. Для определения факторов, в наибольшей степени оказывающих влияние на результатыпроекта. Решение подобной задачи имеет следующую последовательность:
· определяются наиболее значимые факторы,
• определяется их наиболее вероятное (базовое) значение,
• рассчитывается показатель ЧДД при базовых значениях,
• один из факторов изменяется в определенных пределах и рассчитывается ЧДД при каждом новом значении этого фактора
• предыдущий шаг повторяется для каждого фактора,
• все необходимые расчеты сводятся в таблицу,
• сравнивается чувствительность проекта к каждому фактору, и определяются важнейшие из них.
Среди факторов, подлежащих рассмотрению, могут быть: продолжительность инвестиционной фазы, цена единицы продукции, объем продаж, плата за заемные средства, стоимость сырья, налоги и др.
2. Для сравнительного анализа проектов
Проверка устойчивости.Реализация этого метода предусматривает разработку так называемых сценариев развития проекта в базовом и наиболее опасных вариантах для каких-либо участников проекта. Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняются за счет созданных запасов и резервов или возмещаются страховыми выплатами.
3. Учет инфляции, риска и неопределенности при оценке эффективности инвестиционных проектов.
Инфляция во многих случаях существенно влияет на величину эффективности ИП, условия финансовой реализуемости. Это влияние особенно заметно для проектов с растянутым во времени инвестиционным циклом. Поэтому при оценке эффективности инфляцию следует учитывать. Помимо этого инфляция должна учитываться
при исследовании влияния на реализуемость и эффективность проектов неопределенности и риска.
Учет инфляции осуществляется с использованием:
· общего индекса внутренней рублевой инфляции, определяемого с учетом систематически корректируемого рабочего прогноза хода инфляции;
· прогнозов валютного курса рубля;
· прогнозов внешней инфляции;
· прогнозов изменения во времени цен на продукцию и ресурсы (в том числе газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сырье, отдельные виды материальных ресурсов), а также прогнозов изменения уровня средней заработной платы и других укрупненных показателей на перспективу;
· прогноза ставок налогов, пошлин, ставок рефинансирования ЦБ РФ и других финансовых нормативов государственного регулирования. (30)В расчетах эффективности рекомендуется учитывать неопределенность, т.е. неполно и неточность информации об условиях реализации проекта, и риск, т.е. возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или дельных участников проекта.Показатели эффективности проекта, исчисленные с учетом факторов риска и неопределенности, именуются ожидаемыми.
Проект считается устойчивым, если при всех сценариях он оказывается эффективным и финансово реализуемым, а возможные неблагоприятные последствия устраняются мерами, предусмотренными организационно-экономическим механизмом проекта.
35. Российские компании пищевой промышленности на современном этапе своего развития решают проблему повышения уровня инвестиционной активности в целях роста конкурентоспособности продукции на внутренних и внешних рынках. Практическое осуществление инвестиций обеспечивается инвестиционной деятельностью компании. Инвестиционная деятельностькомпании представляет собой целенаправленно осуществляемый процесс изыскания необходимых инвестиционных ресурсов, выбора эффективных объектов инвестирования, формирование сбалансированной по избранным параметрам инвестиционной программы и обеспечение ее реализации.
Одна из проблем российских компаний пищевой промышленности, воздействующая на процесс управления инвестиционной деятельностью, связана с высокой концентрации собственности пищевых компаний, что оказывает определяющее влияние на установление самих целей управления инвестиционной деятельностью. В данном случае система управления инвестиционной деятельностью должна быть целенаправленна не только на повышение экономической эффективности инвестиций, но и на максимально эффективное удовлетворение интересов крупнейших акционеров, связанных с реализуемой инвестиционной деятельностью.
Другая проблема компаний пищевой промышленности связана с высоким уровнем потребности в инвестиционных ресурсах. Необходимость активизации инвестиционной деятельности обуславливается не только потребностью внедрения новейшею оборудования и современных технологий производства продукции, но и крайне высоким коэффициентом износа существующих основных производственных фондов компаний пищевой промышленности.
5. Суть факторинга в связи с экспортом сводится к тому, что финансовый институт (фактор) соглашается освободить экспортера от финансового бремени экспортной сделки, в особенности от взимания выручки с зарубежных покупателей, с тем чтобы он мог сосредоточиться на своей основной деятельности. По сравнению с факторингомфорфейтинг обладает определенными преимуществами. Первый обычно используется для среднесрочного финансирования (90 - 180 дней), к тому же предоставляется в относительно небольшом количестве валют, и при этом всегда остается определенный риск для экспортера (финансовые институты обычно принимают только до 80% долга и требуют сохранения права регресса на экспортера в случае неплатежеспособности импортера). Недостатком факторинга является и то, что процент по нему обычно выше, чем при форфейтинговой форме финансирования. Наконец, в отличие от факторинговых операций при форфейтинге банк приобретает векселя на всю сумму и на полный срок, беря на себя все коммерческие риски и без права регресса, что также более выгодно для экспортера.
Форфейтинг, как и факторинг, является операцией по продаже дебиторской задолженности. Однако существуют и заметные различия между этими операциями. Суть операции форфейтинга заключается в следующем:
Продавец, предоставляя отсрочку по платежам, может потребовать от покупателя выписать долговую расписку (вексель). По векселю продавец получает бесспорное право получения платежа по векселю при наступлении срока исполнения обязательства. Вексель с отсроченным платежом, называется векселем с оборотом. Для уменьшения риска продавец может требовать гарантий третьего лица исполнения обязательств по векселю. Гарантия третьего лица на векселе называется авалем, а вексель - авалированным.
Вексель - вид ценной бумаги. По своим свойствам вексель можно квалифицировать, как частный случай бескупонной облигации. Вексель можно в любой момент продать третьему лицу (форфейтеру) надписав его. Передаточная надпись на векселе называется индоссаментом. Продавая вексель, его владелец переуступает форфейтеру право требования долга. Таким образом, продав вексель, поставщик может получить деньги до наступления срока платежа.
При продаже векселя его владелец не платит комиссии. Интерес форфейтера заключается в скидке, предоставляемой владельцем векселя, от номинала. Эта скидка называется дисконт, её размер оговаривается сторонами при заключении сделки и зависит от текущих процентных ставок и рисков.