Эффективность как главный объект ФМ. Показатели эффективности деятельности финансовых менеджеров (в т.ч. ПНИ и ПАК)
Результирующие финансовые показатели представляют собой и объект, и цель управления. Для оценки эффективности деятельности финансового менеджера используют показатели, которые подразделяются на абсолютные (выражают полученный эффект как разницу между полученным результатом и затратами)и относительные (выражают эффективность как отношение полученного результата (часто прибыли)к затратам). При расчете показателей эффекта и эффективности следует учитывать не только экономический, но и социальный потребительский результат деятельности.
Доходы D | Расходы P*n | Прибыль I | Показатель эффективности | |
А | ||||
Б |
Пример. Деятельность предприятий А и Б характеризуется следующими цифрами.
I = P*I*n; I = D – P
Исходя из современного понимания функций ФМ в понятие эффективности, охватывающей экономический и социальный результат следует включить ещё ряд компонентов:
1. Оптимизация ассортимента производимой продукции (по структуре, ценам и качеству, спросу и потребностям рынка) как в текущем периоде так и на перспективу.
2. Разработка оптимальных путей достижения поставленных целей.
3. Сохранение и улучшение материально-экономической и интеллектуально-психологической среды обитания человека.
Наиболее общие показатели эффективности – это показатели рентабельности и интенсивности использования активов(деловой активности)(дать примеры)
Базовые показатели рентабельности:
- рентабельность инвестиций (капитала);
- рентабельность продаж.
+
Рентабельность инвестиций с позиции всех заинтересованных лиц оценивается коэффициентом генерирования доходов (ВЕР):
BEP = EBIT /A ;
где EBIT - прибыль до вычета налогов и процентов;
A - средняя стоимость совокупных активов.
+
Рентабельность инвестиций с позиции инвесторов (акционеров и лендеров) оценивается показателями:
- рентабельность активов (ROA)
ROA = (Pn + In)/ A
где Pn - чистая прибыль (прибыль к распределению среди собственников);
In – проценты к уплате;
- рентабельность инвестированного капитала (ROI)
ROI = (Pn + In)/ (Ct – CL)
где Ct - средняя стоимость совокупного капитала;
CL – краткосрочные пассивы.
+
Рентабельность инвестиций с позиции предприятияоценивается показателями:
- рентабельность активов (ROAat)
ROAat =(Pn + In * (1 - T)) / A
где Т – ставка налога на прибыль в долях единицы;
- рентабельность инвестированного капитала (ROIat), только в посленалоговом исчислении процентов к уплате
ROIat) =(Pn + In * (1 - T)) / (Ct – CL)
+
Рентабельность инвестиций с позиции собственников предприятия оценивается показателями:
- рентабельность собственного капитала (ROE)
ROE = Pn / E
- рентабельность собственного обыкновенного капитала - рентабельность капитала владельцев обыкновенных акций (ROCE)
ROCE = (Pn - PD) / (E – PS)
где E – собственный капитал;
PD - дивиденды по привилегированным акциям;
PS - привилегированные акции.
+
Три показателя характеризуют рентабельность продаж:
1. Норма валовой прибыли или валовая рентабельность реализованной продукции (GPM).
GPM = Валовая прибыль (Валовая маржа)/ Выручка от реализации
GPM = (S – COGS) / S
где S – объем продаж (выручка от реализации);
COGS – себестоимость реализованной продукции. Может определяться двумя способами. Первый вариант – амортизационные отчисления привязываются к продукции и рассматриваются как элемент себестоимости. В этом случае в числителе берется значение валовой прибыли (EBIT). Если амортизационные отчисления трактуются как расходы периода, в полном объеме относятся к постоянным операционным расходам (ОЕ) и списываются непосредственно в дебет счета «Прибыли и убытки», то в этом случае в числителе формулы берется валовая маржа (EBITDA).
2. Норма операционной прибыли или операционная рентабельность реализованной продукции (OIM.)
OIM = Операционная прибыль / Выручка от реализации
OIM = (S – COGS - OE) / S
где OE - операционные расходы.
3. Норма чистой прибыли или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM).
NPM = Чистая прибыль / Выручка от реализации
NPM = Pn / S
Коэффициенты рентабельность продаж показывают, какую часть в одном рубле выручки составляет соответственно валовая, операционная или чистая прибыль.
+
К показателям интенсивность использования различных групп активов относятся коэффициенты оборачиваемости, измеряемые количеством оборотов, совершаемых определенными группами активов за отчетный период и периода оборота, измеряемого продолжительностью одного оборота в днях. Универсальная формула для расчета показателей (подробности будут изложены в соответствующих разделах):
Коэффициент оборачиваемости актива = выручка от реализации / средняя за период величина актива.
Период оборота = Длительность отчетного периода в днях / коэффициент оборачиваемости актива за этот период.
Исключение составляет коэффициент оборачиваемости запасов и затрат, который определяется как отношение себестоимости продукции, реализованной в отчетном периоде к средней сумме запасов и затрат.
+