Вопрос 4. Система и источники финансового права
Вопрос 3. Понятие, предмет и метод финансового права
Известно, что одна отрасль права отличается от другой отрасли права по предмету и методу правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место.
Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
По методу правового регулирования финансовое право на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.
В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и на уровне таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов, налоговых органов, инструктивные указания Центрального Банка РФ.
Таким образом, финансовое право можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов в целях обеспечения бесперебойного осуществления задач и функций государства на каждом данном этапе его развития.
Вопрос о месте финансового права как самостоятельной отрасли права в системе еще советского права являлся предметом дискуссии и практически был решен в конце 60-х – начале 70-х гг.
Впервые же вопрос о природе финансового права возник в ходе дискуссии о системе социалистического права, проведенной Институтом права АН СССР в 1940 г. В тезисах Института права АН СССР финансовое право рассматривается как самостоятельная отрасль права, но без подразделения на общую и особенную части.
Так, о том, что финансовое право является самостоятельной отраслью, писала еще Р.О. Халфина. Однако она считала, что финансовое право выделилось из государственного и административного права. Это положение разделили М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин.
Другая точка зрения состояла в том, что финансовое право признавалось самостоятельной отраслью права. Эту точку зрения высказывали Е.А. Ровинский, Л.К. Воронова, И.В. Мартьянов и Н.И. Химичева.
В 1976 г. В.В. Бесчеревных подробно обосновал вывод о том, что финансовое право не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль права наряду и одновременно с государственным и административным правом. В современных условиях развития рынка эта точка зрения кажется наиболее обоснованной.
При этом следует иметь в виду, что такие финансовые институты, как налоги и займы возникли одновременно с государством, так как были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.
Заметим, что финансовое право в самостоятельном виде существовало в дореволюционной (до 1917 года) России и преподавалось в университетах. То же касается и современных зарубежных стран. О том, что финансовое право является самостоятельной отраслью права и относится к публичному праву, можно найти подтверждение и у буржуазного теоретика финансового права Поль Мари Годме.
Проведя детальный анализ точек зрения ученых о месте финансового права в общей системе права, можно прийти к выводу о том, что финансовое право является самостоятельной отраслью права.
Вопрос 4. Система и источники финансового права
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения, располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи, регулируемых ими финансовых отношений, т. е. имеет объективную основу.
Следовательно, система финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В финансовом праве можно выделить наиболее крупные подразделения – Общую и Особенную часть.
К Общей частиотносятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для финансового права общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты.
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б) внебюджетных государственных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) налогообложения; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.
Источники финансового права. Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в разнообразных источниках. В основном это нормативные правовые акты, причем правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых находятся нормы финансового права. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом не имеется.
Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные нашим государством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то согласно Конституции РФ (ч.4 ст.15), применяются правила международного договора. Это касается и финансово-правовых отношений.
Среди российского законодательства главные источники финансового права - это Конституция Российской Федерации, конституции и уставы ее субъектов. В них закрепляются правовые основы финансовой деятельности в государстве как в целом, так и по отдельным ее направлениям. Так, ст.57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность для граждан Российской Федерации платить законно установленные налоги и сборы, а также принцип отсутствия обратной силы для законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Статьи 71, 72 устанавливают предметы ведения Российской Федерации, а также предметы совместного ведения с ее субъектами, в т.ч. и в области финансов. Конституцией РФ регламентируется компетенция органов государственной власти (представительных, исполнительных), местного самоуправления в области финансовой деятельности (ст.ст. 84, 90, 101, 105, 106, 114, 132), устанавливается денежная единица Российской Федерации (ст. 75) и т.д.
Финансовое право, как никакая другая отрасль права, имеет несколько кодифицированных источников: Налоговый кодекс Российской Федерации (первая и вторая части) и Бюджетный кодекс Российской Федерации. Нормы финансового права содержатся в Федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год, "О бюджетной классификации", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и других, многие из которых одновременно являются источниками и административного, муниципального, гражданского права. В настоящее время финансовые правоотношения регулируются большим количеством подзаконных актов: указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Большую группу составляют акты (приказы, инструкции) финансово-кредитных органов: Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федеральной налоговой службы и др. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких исполнительных органов, как министерства и ведомства, которые регулируют вопросы финансовой деятельности в пределах соответствующей отрасли.
Новое содержание федеральных отношений в России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности в сфере финансов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В регионах принимается законодательство, регулирующее бюджетные, налоговые, валютные и другие финансовые отношения.
Нормы финансового права содержатся в локальных актах, принимаемых исполнительными органами коммерческих и некоммерческих организаций.
И, наконец, в финансово-правовом регулировании могут действовать нормативные правовые акты бывшего СССР. Они закрепляют правила для субъектов отношений, не урегулированных российским законодательством и не противоречащих ему (например, Положение о главных бухгалтерах от 24 января 1980 г.).
Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Их существование обусловлено действием принципа плановости и тем, что финансовая деятельность в государстве осуществляется в соответствии с программами и планами экономического и социального развития. Финансово-плановые акты регулируют отношения в области аккумуляции, распределения, перераспределения и использования денежных фондов и вызывают юридические последствия. К ним, например, относятся законы о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, финансовые планы коммерческих организаций (балансы доходов и расходов), сметы министерств, ведомств, а также бюджетных организаций.