Система и источники финансового права

Финансы и финансовая система РФ

Финансы – это, обусловленная фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения государством своих функций, система денежных отношения имеющих государственно-властную форму проявления, выражающую перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и формирование на этой основе денежных фондов (централизованных децентрализованных) используемых в соответствии с задачами, функциями государства.

Термин финансы также используется и в обычном обиходе. В этом понимании мы имеем ввиду денежные средства. Но это всего лишь обиход. Он неправилен.

Признаки:

1).определенные денежные отношения

2). как денежные отношения в сфере перераспределения

3). безэквивалентные отношения – характерно движение средств без встречного предоставления

4). движение через финансовые фонды

Основные функции финансов:

1. Формирование денежных фондов

2. Распределение денежных фондов

3. Использование денежных фондов

4. Контрольная функция в рамках которой происходит контроль за формированием, распределением, использованием.

Финансовая система - совокупность сфер и звеньев финансовых отношений. Например, такие сферы, государственные финансы, а у этой сферы есть звенья, например государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды. Другой пример сфера финансы организации, по звеньям - финансы некоммерческих организаций.

Финансовая система делится на:

1. Публичные финансы - совокупность государственных и муниципальных финансов.

2. Частные финансы - фонды денежных средств, принадлежащие юридическим и физическим лицам.

Цель финансовой деятельности:

1. ПФ: удовлетворение государственных (муниципальных) потребностей для обеспечения «общего интереса».

2. ЧФ: получение прибыли и удовлетворение собственных потребностей.

Соотношение (приоритетность) доходов и расходов:

1. ПФ: расходы определяют доходы.

2. ЧФ: доходы определяют расходы.

Способ обеспечения доходов:

1. ПФ: для аккумуляции публичных доходов могут быть использованы инструменты

принуждения (это одна из причин, по которой государству необходим аппарат

насилия и принуждения).

2. ЧФ: фонды частных финансов могут быть

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований

3.

Финансовая деятельность - это деятельность государственных и МО в финансовой сфере и направленная на формирование, распределение и использование публичных фондов и денежных средств, в т.ч. бюджета в целях реализации задач соц.-эк. развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны и исполнения фин. ресурсов для деятельности гос. органов.

ФП в этом контексте выступает как комплекс права, сфера, которая регулирует отношения в области финансовой деятельности гос-ва и МО, т.е. отношения по формированию, распределению, использованию денежных средств.

Субъекты финансовой деятельности – это гос. органы и органы МС, которые инициируют и непосредственно участвуют в финансовых отношениях.

Содержание деятельности – совок. функций ОГВ и МО в обл. Ф.Р.И. гос. и мун. денеж. фондов и контроля.

3 функции фин. деятельности:

1) как часть механизма соц. управления (финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, соц. и др. сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий. Гос-во и МО берут на себя обеспечение обществ-х услуг, которые не м\б предметом частного предпринимательства).

2) как сп-б создания матер. основы для ф-ционир-я ОГВ и управления, правоохр. органов и др. (как прямая финанс.поддержка,так и косвенная-предоставление налог. льгот,низкие процентные ставки при кредитовании или беспроцентные кредиты,отсрочки по налог.платежам.Также меры ограничительного ха-ра).

3) как влияние на федератив. отн-я и местн. самоуправление (распределение финанс. рес-сов м\у РФ, суб-тами и МО)

Осн. черты:

1 деятельность лишь публичн. субъектов права,

2 властная деят-ть (гос-во вправе издавать предписания, обязат. для исполнения орг-ми,учреждениями,гр-ми,а также др. подконтрольными органами).

3 осущ-ся с целью ф.р.и. ден средств.

4 межотраслевой х-р (затрагиваются все стороны соц. жизни).

Методы:

1) Для привлечения денеж. ср-в в с\му

а) Обязат. платежей (Пр.: налоги, сборы, пошлины с ф. и ю. лиц зачисляемые в гос и местн. бюджет и целевые внебюдж. фонды)

б) Добровольн. платежей (лотереи, займы, пожертвования).

2) Для распред-я гос. денеж. ср-в

а) финансирования (безвозвратное и безвозмездное предоставление)

б) кредитования (выделение ср-в на началах возмездности и возвратности).

Гос и муниц. орг-ии получают ср-ва гос-ва и путем финансирования и кредитования; негос-в основном кредитования (кредиты на льготных условиях малым предприятиям).

Система и источники финансового права

Система финансового права – это совокупность финансово-правовых норм расположенных в определенной последовательности. Делится на две части:

1. Общая часть. Сюда относятся нормы, которые закрепляют основные принципы, правовые формы, методы финансовой деятельности, система государственных органов осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий, финансовый контроль и так далее.

2. Особенная часть. Состоит из финансово-правовых норм сформированных в разделы, институты, подотрасли. В состав особенной части включается – бюджетное право, налоговое право, правовое регулирование банковской деятельности, правовое регулирование расчетных обращений, валютное регулирование, валютный контроль.

Источник финансового права – это нормативное правовые акты в которых содержатся финансово-правовые нормы. Классификация (на экзамене нужно будет приводить примеры):

1. Конституция.

Пример реально работающей нормы: Каждый должен уплачивать установленные законом налоги и сборы

2. Федеральный закон (кодексы, ФЗ О Центральном Банке, О валютном регулировании)

3. Указы президента, Постановления Правительства

4. Акты министерства финансов РФ.

5. Нормативные акты Центрального Банка РФ. В соответствии с ФЗ о Центральном Банке он вправе издавать нормативные акты в пределах своей компетенции. Он принимает эти акты в виде инструкций, положений, писем, телеграмм.

6. Акты субъектов РФ. Как законы так и подзаконные акты (Закон о бюджете СО, Закон о бюджетном процессе в СО)

7. Локальные нормативные акты. Принимаются в рамках организаций (установление тарифов по обслуживанию, кредитная политика банка и так далее)

8. Международные акты (многочисленные соглашения во избежание двойного налогооблажения, Конвенции о Лизинге)

9. Судебные акты. Традиционно сами по себе решения высших судебных инстанций не рассматриваются как источники, хотя на практике является источником.

10. Решения КС РФ. Два вида решений:

a. Постановления. Суд признает что есть проблема в понимании и поэтому принимает жалобу и выносит постановление

i. В том случае если норма соответствует конституции – не является источником права

ii. Норма не соответствует конституции – в этом случае является источником права

b. Определения – носят отказной характер, отказ в принятии жалобы на рассмотрении. По идее носят процессуальный характер, однако иногда создаются и новые нормы.

1. Правовая позиция КС РФ зачастую создает новую норму

2. КС РФ зачастую выходит за пределы своих полномочий и создает нормы права

3. Непоследовательность правовых позиций.

Наши рекомендации