Система и источники финансового права

Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из мно­жества отдельных финансово-правовых норм, которые группи­руются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Группировка финансово-правовых норм в си­стеме имеет объективную основу, т. е. она зависит от особенно­стей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формиро­вание институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие рос­сийского финансового права — части: Общая и Особенная.

К Общей части относятся нормы финансового права, кото­рые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований; систему государственных органов, осуществ­ляющих финансовую деятельность, и разграничение их полно­мочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во вза­имоотношения; общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансо­во-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансо­вой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделе­ний представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отноше­ний. Финансово-правовой институт объединяет правовые нор­мы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию груп­пу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В по­следние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

В последнее время некоторые крупные подразделения фи­нансового права стали именоваться его подотраслями — бюд­жетное право, налоговое право. Названные подотрасли получи­ли в системе финансового права в сравнении с ее другими под­разделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогово­го кодексов РФ.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в ко­торых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в об­ласти:

а) бюджетной системы;

б) внебюджетных государствен­ных и муниципальных денежных фондов;

в) финансов государ­ственных и муниципальных предприятий; г) государственных и муниципальных доходов;

д) государственного и муниципально­го кредита;

е) организации страхования;

ж) государственных и муниципальных расходов;

з) банковского кредитования;

и) де­нежного обращения и расчетов;

к) валютного регулирования.

Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансо­во-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов (источников). К ним относятся акты представительных и исполнительных ор­ганов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, феде­ральные, субъектов Федерации, местные и др.).

Итак, источники финансового права РФ — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного само­управления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав — характерная особенность источни­ков российского финансового права, вытекающая из федера­тивного устройства государства и действий органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной вла­сти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Како­го-либо единого источника по этой отрасли права в целом, по­добного кодексу, не имеется. Однако приняты и действуют ко­дифицированные источники по налоговому и бюджетному пра­ву: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, кото­рые содержат нормы и других отраслей права — конституцион­ного, административного, гражданского и т. д. К ним относят­ся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуп­равлении, о банках, об организации страхования и др.

Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время рас­ширяется сфера регулирования финансовых отношений зако­нодательными актами, что важно для повышения авторитетно­сти финансово-правовых норм. Нормы финансового права со­держатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавлива­ются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Федеральной налоговой служ­бы и др. (приказы, инструкции и т. п.). Однако в связи с повы­шением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования этих орга­нов сузился, во многом их акты направлены на внутренние от­ношения.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах та­ких органов исполнительной власти, как министерства, ведом­ства и др., регулирующие вопросы финансов в пределах, соответ­ствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учрежде­ния, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую по­зицию относительно конституционности примененных право­вых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Консти­туционного Суда РФ являются общеобязательными на всей тер­ритории страны. Они уже нашли отражение в финансовом за­конодательстве, в частности, в НК РФ.

Наши рекомендации