Система и источники финансового права

Система финансового права - объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение. Система финансового права включает общую и особенную части.

Общая часть включает:

1) принципы и источники финансового права;

2) финансово-правовые нормы;

3) финансовые правоотношения;

4) финансовый контроль;

5) финансовую ответственность.

Особенная часть включает следующие подотрасли и институты:

1) бюджетное право;

2) налоговое право;

3) банковское право;

4) страховое право;

5) валютное право;

6) инвестиционное право.

Источники финансового права - нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержаться нормы финансового права.

К источникам финансового права можно отнести:

1. Конституцию Российской Федерации.

2. Нормы международного права.

3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Федеральные конституционные законы (например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»).

5. Федеральные законы (среди которых выделяются кодифицированные - Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ).

6. Законы субъектов Российской Федерации.

7. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти

8. Нормативно-правовые акты Центрального банка Российской Федерации.

9. Подзаконные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

10. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

11. Локальные нормативно-правовые акты.

Взаимосвязь финансового права и других отраслей права.

Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского права, которая отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. По этим критериям происходит совершенно четкое размежевание финансового права с трудовым, семейным, уголовным, земельным и другими отраслями права.

В системе российского права финансовое право взаимодействует с:

1. конституционным правом: Конституционное право является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым. Норма ст. 57 Конституции РФ, закрепившая обязанность каждого платить законно установленные налоги, и сборы, является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщика в нормах финансового права.

2. административным правом: Предметом административного права являются общественные отношения, непосредственно связанные с реализацией исполнительной власти и возникающие в процессе деятельности других государственных органов. А предметом права финансового, являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

3. муниципальным правом: В предмет этой отрасли права включаются и отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности муниципальных образований. К этим отношениям относятся три группы, а именно:

а) по формированию и исполнению местных бюджетов и вне

бюджетных фондов;

б) по установлению и взиманию местных налогов и сборов;

в) по организации муниципальных займов.

4. гражданским правом: Эта связь основана на том, что большинство отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. той сфере, которая очерчивает предмет финансового права, являются имущественными.

Сущность Бюджета

Бюджет – раскладка, роспись, распределение денежных доходов и расходов государства на определенный период времени, это ежегодно разрабатываемый и утверждаемый законом основной финансовый план формирования и расходования денежных средств государства. При этом этот план носит комплексный характер, поскольку включает в себя практически все виды доходов и расходов государства, за исключением денежных средств, входящие во внебюджетные фонды.

Бюджет – это основанной финансовый план формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда гос. или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным государственным органом власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязательных участников бюджетных отношений.

Как экономическая категория бюджет представляет собой с экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованных денежных средств.

Понятие бюджета имеет и юридический аспект. Как правовой акт бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом гос. власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Важная роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и органов местного самоуправления. Государственный аппарат и органы местного самоуправления, административно-территориальных единиц содержатся за с соответствующего бюджета. Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы.

Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета осуществляются государственные и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей среды, по борьбе с преступностью и т. д.

Значение государственного бюджета обусловлено не только величиной концентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы. Он является проводником финансовой политики государства.

Сущность бюджета, подобно любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная. А например, Г. Б. Поляк выделяет следующие функции бюджета:

1. перераспределение национального дохода;

2. государственное регулирование и стимулирование экономики;

3. финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Наши рекомендации