Доходы и расходы государственного бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходы бюджетов Республики Беларусь делятся на следующие группы:
· налоговые доходы;
· взносы на государственное социальное страхование;
· неналоговые доходы;
· безвозмездные поступления.
К налоговым доходам относятся: налоги на доходы и прибыль; налоги на фонд заработной платы; налоги на собственность; налоги на товары и услуги; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности; другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи.
Взносы на государственное социальное страхование включают обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий.
Неналоговые доходы включают обязательные платежи, получаемые бюджетами в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, в том числе платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства Республики Беларусь, а также добровольные поступления от юридических и физических лиц. Они подразделяется на следующие подгруппы: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности; административные штрафы и экономические санкции, удержания; прочие неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные и добровольные поступления от иностранных государств, международных организаций, а также поступления от других уровней государственного управления (вышестоящих или нижестоящих бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) на осуществление текущих и капитальных расходов в области государственного управления. Они подразделяется на следующие подгруппы: безвозмездные поступления от иностранных государств, безвозмездные поступления от международных организаций, безвозмездные поступления от других уровней государственного управления. Безвозмездные поступления включают передачу средств из одного бюджета в другой как для осуществления определенных расходов, так и для сбалансирования нижестоящего бюджета.
Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой в государственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций и др. Исключением является Франция, где государственный бюджет пополняется в основном за счет налога на добавленную стоимость. Наша страна, как и другие страны с переходной экономикой значительную часть доходов бюджета формируют путем взимания косвенных налогов – НДС, акцизов и т.д. Косвенные налоги, перекладывая налоговое бремя на слои населения с низкими доходами, являются стабильным источником поступлений в бюджет. Относительно быстро перейти к системе прямого налогообложения не позволяют три основные причины: недостаточный уровень налоговой дисциплины, значительный объем теневой экономики, низкий уровень доходов населения и субъектов хозяйствования.
Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Задача бюджетных расходов – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
Из республиканского бюджета финансируются:
· капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
· природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
· мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
· общегосударственные программы по социальной защите населения;
· другие общегосударственные целевые программы;
· затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
· государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
· затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
· расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
· национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
· погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь, выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязательств Правительства Республики Беларусь;
· погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
· образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
· выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;
· расходы свободных экономических зон;
· расходы на развитие рыночной инфраструктуры;
· другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.
Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы направляются на содержание органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы связаны с расширенным воспроизводством, путем их осуществления создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной собственности (капитальный ремонт, закупка оборудования, техническое перевооружение и др.).
В соответствии с бюджетной классификацией расходы бюджета группируются по трем направлениям:
· функциональные, т.е. отражающие выполнение основных функций государства (образование, здравоохранение, национальная оборона и т.д.);
· ведомственные, т.е. отражающие основных получателей средств (министерства и ведомства);
· экономические, т.е. отражающие экономическое содержание расходов (заработная плата, оплата товаров, трансферты).
Структура доходов и расходов республиканского бюджета ежегодно утверждается Законом о бюджете. В настоящее время основная тенденция в данной сфере – снижение бюджетных расходов на финансирование экономики и увеличение расходов на социальную сферу. Подробную информацию о структуре доходов и расходов республиканского бюджета на очередной финансовый год можно найти на сайте Министерства финансов Республики Беларусь в разделе «Бюджет» (www.ncpi.gov.by/minfin/Budget).
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 процентов от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. Секвестр – это пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета; блокирование – это временная приостановка финансирования по отдельным незащищенным статьям расходов бюджета. К защищенным статьям относятся статьи текущих расходов экономической бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию. Они ежегодно утверждаются Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.