Доходы и расходы государственного бюджета

В бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований.

Приблизительная структура бюджетных расходов и доходов для рыночной экономики:

Расходы:

Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование)

Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям)

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.

Административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции)

Платежи по государственному долгу

Доходы:

Налоги

Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли)

Взносы в государственные фонды

Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов зависит от:

относительных размеров расходуемых сумм

структуры этих расходов

эффективности использования каждой единицы расходуемых средств

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств.

Превышение расходов над доходами ведёт к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними.

Сбалансированность государственного бюджета. Проблема государственного долга.

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превосходят доходы, то налицо бюджетный дефицит .

Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.

Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много:

спад общественного производства

рост предельных издержек общественного производства

оборот «теневого» капитала в огромных масштабах

непроизводительные расходы

и другое

Государственный долг-это сумма накопленных в стране за определённый период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.

Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.

Использование методов финансирования за счёт государственного долга даёт государств у один из наиболее гибких инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Государственный долг связан со вторичным распределением стоимости ВНП для формирования дополнительных ресурсов государства в результате займа денежных средств у населения и кредитов иностранных государств.

Функции государственного долга:

Фискальная (создание финансовой базы государства, поддержание функционирующего рынка долговых государственных обязательств);

Стимулирующая (поддержание стабилизации экономики, воздействие на безработицу, уровень цен, внешнеэкономический баланс и т.п.)

Двойственная природа государственного долга порождает и противоречивость его воздействия на экономику: стабилизационное и дестабилизирующее. В этих условиях необходимо регулирование государственного долга.

Управление государственным долгом включает формирование политики государственного долга, установления границ государственной задолжности, определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели, а также создание институциональных, бюджетных и политико-психологических инструментов для управления государственным долгом.

Вопрос № 35. Денежно-кредитная политика и ее виды (Экспансионистская и рестрикционная ДК). Инструменты ДКП. Передаточный механизм ДКП. Эффект ДКП.

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий ЦБ, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Задачи ДКП:

1. Закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики.

2. Последовательное повышение уровня жизни населения.

3. Снижение инфляции.

4. Развитие институциональной..

Субъекты ДКП:

1. ЦБ.

2. Коммерческие банки.

3. МинФин.

Инструменты административного регулирования:

1. Регулирование процентных ставок.

2. Селективная кредитная политика государства

· Установление количественных параметров на кредиты, направляемые..

· Создание специализированных кредитно-финансовых учреждений..

· Распространение различных льгот на банковские учреждения..

3. Портфельные ограничения

4. Валютные ограничения

· Требование продажи части валютной выручки от экспорта товаров и услуг ЦБ по..

· Запрет на ввоз и вывоз валютных ценностей без специальных разрешений

Инструменты денежно-кредитной политики:

1. Изменение нормы обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ (процент, показывающий, какую долю своих депозитов коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ).

2. Изменение учётной ставки (ставки рефинансирования) (ставка, по которой ЦБ выдаёт кредиты коммерческим банкам).

3. Проведение операций на открытом рынке (купля-продажа ЦБ-ом гос. цен. бумаг, обычно на вторичном рынке, т.к. в некоторых странах на первичном рынке – запрет).

4. Проведение валютных интервенций (операции по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке).

5. Эмиссия ЦБ-ом собственных облигаций.

Рестрикционная ДКП – ограничительная и ли политика «дорогих денег». Направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение и ораничение объёма денежной массы и, соответственно, повышение ставки процента в целях сдерживания инфляционного роста ВВП.

Экспансионистская ДКП – политика «дешёвых денег». Направлена на расширение масштабов кредитования. Связана с увеличением денежного предложения (денежной массы) и, соответственно, снижением цены денег (ставки процента) в целях активизации экономической активности в стране.

Наши рекомендации