Вопрос 54: «Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета. Понятие бюджетного дефицита и бюджетного профицита»

ГОСБЮДЖЕТ представляет собой централизован­ный денежный фонд государства, образуемый для мате­риального обеспечения государственных функций. Бюджет как сводный финансовый план государства рас­сматривается законодательным органом страны и после его утверждения принимает силу юридического закона. Бюджетное устройство, под которым понимаются ор­ганизация и принципы построения бюджетной системы, определяется государственным устройством. В унитарном (едином) государстве бюджетная система состоит из двух звеньев: госбюджета и бюджетов местных органов власти. В федеративном государстве бюджетная система включает еще одно промежуточное звено - бюджеты членов федерации.

Госбюджет как сводный финансовый план государства состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и рас­ходной. В доходной части показываются источники посту­пления средств в бюджет, в расходной - направление их использования.

Основными доходными статьями госбюджета являются: акцизы, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на топливо; доходы от внешнеэконо­мической деятельности; плата за землю; доходы от разме­щения Государственного займа и другие поступления. Расходы бюджета группируются в несколько крупных расход­ных статей: расходы на финансирование общественного хозяйства; финансирование социально-культурных учре­ждений и мероприятий; содержание органов государственной власти и управления; расходы на оборону; прочие расходы.

Расходы бюджета носят целевой и безвозвратный ха­рактер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое использование называется бюджетным финансированием.

Совокупность государственного бюджета и соответст­вующих ему организаций и учреждений составляет бюд­жетную систему страны. Структура бюджетной системы страны зависит, прежде всего, от ее государственного уст­ройства. Государства с унитарным устройством имеют двух­уровневую структуру — государственный и местные бюд­жеты. В федеративных государствах она трехуровневая: го­сударственный, региональные (субъектов федерации или штатов) и местные бюджеты.

Следует заметить, что в странах с развитыми рыноч­ными отношениями размеры бюджета стараются удержи­вать в минимально-необходимых границах, позволяющих государству решать те задачи, которые не способен ре­шить рынок, и не больше.

Под ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА понимают превы­шение его расходной части над доходной. При превыше­нии доходов бюджета над его расходами, образуется ПРО­ФИЦИТ БЮДЖЕТА.

Различают активный и пассивный бюджетные дефици­ты. Активный бюджетный дефицит происходит в результа­те сознательных действий правительства по увеличению расходов бюджета. Если же дефицит бюджета вызван со­кращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности национальной экономи­ки, его называют пассивным.

Причинами образования дефицита бюджета могут быть:

— рост государственных расходов в связи со структур­ной перестройкой экономики и увеличением государст­венных инвестиций;

— чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обыч­ных резервов и приходится прибегать к источникам осо­бого рода;

— кризисные явления в экономике, се развал, неспо­собность правительства держать пол контролем финансо­вую ситуацию в стране.

Для покрытия дефицита бюджета государство может использовать как внутренние, так и внешние источники. Это:

а) продажа государственных долговых обязательств (займов);

б) займы правительства в Центральном (Националь­ном) банке;

в) внешние займы;

г) эмиссия, т.е. дополнительный выпуск бумажных де­нег в обращение.

Для того, чтобы дефицит бюджета не был разруши­тельным для национального хозяйства, он не должен пре­вышать определенный уровень. Этот предел определяют:

а) по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП);

б) по отношению к национальному доходу (НД);

в) по отношению к расходам на текущий год.

Как показывает мировая практика, для поддержания стабильной рыночной экономики бюджетный дефицит сле­дует ограничивать 2-3 % к ВВП, 5 % к НД, 8-10 % к расход­ной части бюджета.

Заимствуя денежные средства у юридических и физи­ческих лиц (в том числе иностранных) для покрытия де­фицита госбюджета, государство формирует государствен­ный долг. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - это сумма за­долженности внешним и внутренним кредиторам. Его под­разделяют на внешний и внутренний.

Внешний государственный долг — это суммарные де­нежные обязательства страны, выраженные денежной сум­мой, подлежащей возврату внешним кредиторам на опре­делённую дату.

Внутренний долг — это внутренняя задолженность госу­дарства предприятиям и населению, образовавшаяся в свя­зи с привлечением их средств для выполнения государст­венных программ и заказов, выпуском в обращение бу­мажных денег, государственных облигаций и других госу­дарственных ценных бумаг.

Вопрос 55: «Совокупный спрос. Кривая совокупного спро­са. Неценовые факторы совокупного спроса»

Под СОВОКУПНЫМ СПРОСОМ следует понимать общий объем спроса на товары и услуги в стране. Он фор­мируется четырьмя секторами экономики и включает:

1. совокупный спрос домохозяйств на товары и услуги (С)

2. спрос на инвестиционные товары со стороны пред­принимателей (Ig);

3. спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

4. спрос на отечественные товары со стороны иностран­ных государств (чистый экспорт - Хп).

Иными словами, совокупный спрос равен общей сум­ме спросов на конечную продукцию:

C + Ig + G + Xn

Вопрос 54: «Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета. Понятие бюджетного дефицита и бюджетного профицита» - student2.ru Кривая совокупного спроса внешне напоминает кри­вую спроса на отдельном товарном рынке, однако построе­на в иной системе координат и выглядит так, как показа­но на рис.9.1.

На величину совокупного спроса, как и на величину спро­са вообще; влияют ценовые и неценовые факторы. К. цено­вым факторамсовокупного спроса относят; эффект про­центной ставки, эффект богатства, эффект импортных за­купок.

Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте общего уровня цен повышаются и процентные ставки. Рост общего уровня цен приводит к увеличению спроса на кре­дитные ресурсы, повышению процентных ставок (спрос на кредитные ресурсы превышает предложение), а соот­ветственно и к сокращению спроса на товары и услуги со стороны потребителей и наоборот. Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, проявляется в том, что при более высоком уровне цен (инфляции), реальная покупательная способность на­копленных финансовых активов, находящихся у юриди­ческих и физических лиц, уменьшится. Они станут беднее и будут предъявлять меньший спрос на товары и услуги. Эффект импортных закупок проявляется там, где име­ет место изменение соотношения цен на отечественные и иностранные товары. При прочих равных условиях повы­шение уровня цен в данной стране вызовет увеличение ее импорта и сокращение экспорта.

К неценовым факторам,влияющим на величину сово­купного спроса, относят:

1. изменение потребительских расходов: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги.

2. изменения в инвестиционных расходах: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технология, избыточные мощности (наличие неиспользуемого капитала);

3. изменения в государственных расходах;

4. изменения в расходах на чистый объем экспорта: национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы.

Наши рекомендации