Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при прохождении практики

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«Производственная практика»

Направление подготовки: 38.04.01 «Экономика»

Программа: «Финансы»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Калининград 2015

Содержание учебно-методического комплекса

«Производственная практика»

1. Программно-планирующий блок (рабочая программа).

2. Учебно-методический блок.

3. Диагностико-контролирующий блок.

4. Блок наглядно-дидактического материала.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

1. Программно-планирующий блок производственной практики

Калининград 2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

«Согласовано»   Директор Института экономики и менеджмента к.э.н., доцент А.Я. Баринов « » ___________2015 г. «Утверждаю»   Начальник Управления образовательных программ, к.ю.н. Д.Г. Житиневич   « »___________ 2015 г.

Рабочая программа

«Производственная практика»

Направление подготовки: 38.04.01 «Экономика»

Программа: «Финансы»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Калининград 2015

Лист согласования

Составитель:

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов Чаплыгин В.Г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры экономики и финансов

Протокол №____от «____»__________ 2015 г.

Зав. кафедрой: ___________ (В.Г. Чаплыгин)

Учебно-методический комплекс одобрен учебно-методическим Института экономики и менеджмента

Протокол №____от «____»__________ 2015 г.

Председатель учебно-методического совета ______ (Н.Е. Кубина)

Ведущий менеджер ОП _____________ (Голубев А.В.)




I. ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

Производственной практики

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………….

1.1. Место практики в структуре основной образовательной программы…...

1.2. Цели практики……………………………………………………………….

1.3. Задачи практики……………………………………………………………..

1.4. Требования к начальной подготовке………………………………………

1.5. Перечень дисциплин (модулей), для которых прохождение практики необходимо как предшествующее………………………………………….

1.6. Компетенции, формируемые у обучающегося в результате прохождения практики…………………………………………………………..………….

1.7. Перечень знаний, умений и навыков, получаемых в результате прохождения практики …………………………………………………

1.8. Базы практики…………………………………………………………...…

2. Тематический план……………………………………………………………..

3. Содержание практики………………………………………………………….

4. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при прохождении практики ................................

5. Формы отчетности по практике……………………………………………….

6. Формы для текущего и итогового контроля………………………………….

7. Критерии выставления зачета………………………………………………...

8. Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов. 14

8.1. Основная литература……………………………………………………....

8.2. Дополнительная литература………………………………………………

8.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы………………………...

8.4. Нормативные документы………………………………………………….

Пояснительная записка

1.1. Место практики в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки магистра по направлению “Финансы”

Производственная практика является одной из важных составляющих профессионального образования будущих магистров. Это обязательный элемент основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Производственная практика направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

Особенностью производственной практики магистрантов является то, что она проводится непосредственно в организациях и учреждениях.

Цели практики

Целью производственной практики является закрепление и углубление полученных в процессе обучения теоретических знаний, а также овладение практическими навыками и опытом решения финансовых задач в условиях деятельности организаций различного типа.

Цели и задачи производственной практики полностью соотнесены с задачами по видам профессиональной деятельности магистров: производственной, аналитической, научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Задачи практики

Задачами прохождения производственной практики являются:

- овладение конкретными методами управления, используемыми в организации – базе практики, исходя из ее целей и задач;

- приобретение практических навыков по анализу и организации работы объекта практики;

- обоснование и выбор основных направлений развития объекта практики;

- сбор фактических данных о результатах работы объекта практики в области организации финансов на предприятии;

- формирование и разработка предложений по совершенствованию процесса управления организацией в условиях динамичной среды;

- использование возможностей практики для самостоятельного сбора и обработки необходимого для написания диссертации материала, выполнения собственных исследований и расчетов, обоснования выводов и рекомендаций.

1.4. Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного прохождения практики

Для выполнения программы производственной практики магистрант должен владеть знаниями по дисциплинам базовой части профессионального цикла магистерской программы:

- Микроэкономика (продвинутый уровень);

- Финансовый менеджмент.

1.5. Компетенции, формируемые у обучающегося в результате прохождения практики

- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3)

1.6. Перечень знаний, умений и навыков, получаемых в результате прохождения практики:

В результате прохождения практики обучающийся должен:

Знать:

- количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами;

- возможности использования в области финансов информационных ресурсов и технологий.

Уметь:

- самостоятельно осваивать новые методы исследования;

- самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

- принимать производственные решения и оценивать их последствия;

- разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;

- использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами;

- готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности;

- работать в исследовательской, управленческой или проектной команде, разумно согласовывая собственные интересы с целями и задачами группы;

- находить и анализировать информацию, связывая разрозненные сведения из разных источников, выявлять тенденции развития рынка и использовать полученные результаты для принятия обоснованных стратегических и оперативных решений.

Владеть:

- методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;

- навыками развития своего общекультурного и профессионального уровня;

- методами стратегического анализа;

- методами анализа и диагностики организаций;

- навыками разработки альтернатив стратегических управленческих решений, синтеза результатов анализа, оценки стратегий и принятия «оптимальных» управленческих решений.

8. Базы практики

Практика организуется на базах практики Института.

Основные предприятия, организации и учреждения, с которыми сотрудничает Институт экономики и менеджмента и которые являются базовыми учреждениями для прохождения практик:

- Контрольно-счетная палата Калининградской области;

- Министерство финансов Калининградской области;

- Министерство экономики Калининградской области;

- Управление Федерального казначейства по Калининградской области;

- ЗАО «Содружество-Соя»;

- Группа компаний «Автотор»;

- ОСБ № 8626

- другие организации.

2. Тематический план

Общая трудоемкость производственной практики составляет, 432 часов, 12 зачетных единиц

Этапы практики Виды работ, осуществляемых студентами Трудоемкость (ак. часы)
Подготовительный этап Установочный учебно-методический семинар, инструктаж руководителя практики, получение задания от руководителя практики.
Проектировочный этап Разработка индивидуального плана на период практики совместно с научным руководителем, подготовка методических разработок и т.д.
Содержательный этап Изучение общих сведений об организации – базе практики; изучение перспектив развития организации с учетом возможностей рынка; проведение подробного анализа результатов производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности организации; проведение оценки по основным показателям эффективности; исследование рынка в соответствии с предметом магистерской диссертации.
Заключительный этап Оформление отчета по практике и его защита, итоговый научно-методический семинар.
  Итого   432 ч. 8 ЗЕ

Содержание практики

№ п/п Наименование этапа Содержание этапа Формы текущего контроля
1. Подготовительный этап Установочный учебно-методический семинар, инструктаж руководителя практики, получение задания от руководителя практики. Задание на практику
2. Проектировочный этап Разработка индивидуального плана на период практики совместно с научным руководителем, подготовка методических разработок и т.д. Индивидуальный план
3. Содержательный этап Изучение общих сведений об организации – базе практики; изучение перспектив развития организации с учетом возможностей рынка; проведение подробного анализа результатов производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности организации; проведение оценки по основным показателям эффективности; исследование рынка в соответствии с предметом магистерской диссертации. Отчет о практике
4. Заключительный этап Оформление отчета о практике и его защита, итоговый научно-методический семинар. Отчет о практике Устная презентация с использованием программы Power Point Зачет

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при прохождении практики

В процессе организации производственной практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии:

- мультимедийные технологии, для чего ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям практики эффективнее использовать время, выделенное на изложение необходимого материала;

- дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов практики и подготовки отчета;

- компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.

Наши рекомендации