Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
Технология анализа педагогического проектирования, позволяющая увидеть подходы педагога к решению учебно-воспитательных задач;
Технология коллективного сотрудничества,рассчитанная на постоянный взаимообмен информацией и взаимодействие всех участников события в ходе реализации тематического проекта урока или внеурочного мероприятия;
Технология мастер-класса, позволяющая через личное знакомство с работой по учебному предмету «Музыка» учиться планировать собственную работу в данной области.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
Аудиторная форма
Установочная конференция с тематикой:
Основные правила техники безопасности при осуществлении учебного процесса в образовательных учреждениях различного типа.
Основные правила противопожарной безопасности в образовательных учреждениях.
Нормативно-правовая документация по регулированию деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога-музыканта.
Образовательные программы по учебному предмету «Музыка» в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
Основные формы организации занятий предметного пространства «Музыка» в образовательных учреждениях.
Отчётная документация по учебной практике.
Итоговая конференция:
Устное резюме студентов по проведённой практике.
Презентация учебно-ознакомительной деятельности студента на практике.
Анализ отчётной документации.
Подведение итогов учебной практики.
Внеаудиторная форма
Изучение нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность образовательных учреждений и педагогов.
Изучение правил техники безопасности при осуществлении учебного процесса в образовательных учреждениях различного типа.
Изучение основных правил противопожарной безопасности в образовательных учреждениях.
Знакомство с образовательными программами по учебному предмету «Музыка» в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
Посещение занятий по учебному предмету «Музыка» и их методический анализ.
Посещение внеурочных мероприятий и их методический анализ.
Ведение дневника по практике.
Подготовка и сдача отчётной документации по практике.
Подготовка к итоговой конференции по учебной практике.
Формы аттестации по итогам учебной практики
По окончанию учебной практики студенты готовят и сдают отчеты по практике, а руководитель практики составляет отзыв о ее результатах.
Контроль осуществляется на итоговой конференции в виде защиты письменного отчета. Итоговая оценка состоит из теоретической и практической частей: доклада по практике, ответов на вопросы и показе элементов методического анализа посещённого внеурочного мероприятия в виде презентации или видеоролика.
Документы к аттестации по учебной практике:
1. Отчет о прохождении учебной практики:
2. Дневник студента по практике, отражающий этапы и содержание прохождения практики;
3. Методический анализ посещённого внеурочного мероприятия.
По результатам деятельности студентов в ходе практики и выполнения отчета выставляется зачет. Время проведения аттестации – в течение первой недели после завершения сроков прохождения практики.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебной практики
11.1. Основная литература:
1. Колесова,О.В. Организация летней педагогической практики студентов [Текст] : Учеб.-метод.пособие / Колесова Оксана Вячеславовна, Кочетова Елена Викторовна ; Нижегор.гос.пед.ун-т. - Нижний Новгород, 2014. - 76 с. - Библиог.:с.17-18.
2. Методические рекомендации по организации и проведению учебной и педагогической практик студентов [Текст] / Нижегор.гос.пед.ун-т; [сост.Н.В.Белинова,Н.В.Вялова,Л.В.Красильникова,Е.Е.Лунина]. - Нижний Новгород, 2014. - 46 с.
3. Осеннева М. С. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. для студентов вузов: рек. УМО по образованию в области подготовки пед. кадров/ М. С. Осеннева. — М.: Академия, 2012. −272 с. — (Высшее профессиональное образование; Бакалавриат). — Библиогр.: с. 255–258. — ISBN 978–5-7695–8155-7.
11.2. Дополнительная литература:
1. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей [Текст] : Метод.пособие / [Сост. С.В.Кочнева]. - Москва : Перспектива, 2012. - 104 с. - ISBN 978-5-98594-346-7.
2. Тучкова, Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя [Текст] / Т. У. Тучкова. - Москва : АПК и ПРО, 2002. - 68 с. - ISBN 5-8429-0073-4.
3. Педагогический дневник классного руководителя [Текст] : Практ.пособие для классных руководителей учреждений общ.сред.образования / [Сост.А.М.Городович, Т.В.Куратник].- 4-е изд. - Мозырь : Белый Ветер, 2014. - 73 с. - Библиогр.:с.73-74. - ISBN 978-985-542-682-1.
4. Давыдова М. А. Музыкальные вечера в школе: Композиции, сценки, викторины/ М. А. Давыдова, И. А. Агапова. — М.: Айрис-Пресс; Рольф, 2001. −288 с., ноты: ил. - (Внимание: дети!). — ISBN 5-78-36-0376–7.
5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. -223 с. — (Стандарты второго поколения) . — ISBN 978–5-09-02-0549-8.
11.3 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность
учителя-предметника. Характеристика содержания, особенностей учебного предмета «Музыка»
1. «Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
4. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
6. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. №МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
7. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №ВК-843/07 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения».
11.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
www.biblioclub.ru | ЭБС «Университетская библиотека онлайн» |
www.elibrary.ru | Научная электронная библиотека |
www.ebiblioteka.ru | Универсальные базы данных изданий |
Информация об учебно-методических комплексах по предмету «Музыка», рекомендуемых Министерством образования и науки РФ, (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:
1. http://www.prosv.ru/umk/shkola-rossii/info
2. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/aleev/
3. http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/
4. http://edwisrb.ru/education/programs/?id=409230
5. http://www.ast.ru
11.5. Обзор учебно-методических комплексов по предмету «Музыка» (Приложение 7)