Права, обязанности и ответственность ревизоров и проверяемых орган-й

102, 103,

Место финансово- хозяйственного контроля в системе управления. Основные условия функционирования системы контроля и его этапы.

Финансово-хоз-ный контроль– проверка процесса функционирования объекта контроля в современных условиях нац. экономики. Цель контроля – оценка экономической целесообразности, достоверности и законности принятых управленческих решений, результатов, их выполнение, выявление отклонений от установленных планов и требований. Осн. задачами контроля на современном этапе яв-ся: 1) укрепление законности и правопорядка гос-ной и финансовой дисциплины; 2) обеспечение сохранности хоз. Ср-в и достижение рационального их использования; 3) выявление и использование резервов роста, повышение экономической эффективности хоз. данных.

Выделяют сл. элементы контроля:

Объекты контроля – финансовые и хоз-ные операции и процессы, отраженные в учете и отчетности.

Субъекты контроля – носители прав и обязанностей. Ими м-т быть субъекты хозяйствования (юрид. лица и ИП) и граждане (должностные лица, МОЛ и др. раб-ки орг-ции).

Субъектами осуществления контрольных функцийяв-ся контролирующие органы (органы вневедомственного и ведомственного контроля, аудиторские орг-ции, аудиторы – ИП).

Предмет контроля− управленческая деят-ть орг-ции, хоз-ные и финансовые операции и процессы, предусмотренные планом проверки.

Метод контроля – совокупность приемов и способов осуществления контрольных действий;

Процесс контроля – деят-ть объединенных в определенную структуру субъектов контроля, направленная на достижение наиболее эффективными способами поставленных целей и задач контроля, соблюдая установленные принципы и технологию контроля.

Принципы контроля– общепризнанные правила действия в процессе контроля. К ним относятся сл.: объективность, гибкость, экономичность, внезапность, плановость, научность, гласность, массовость, непрерывность, действенность.

Для того, чтобы процесс контроля функционировал необходимо наличие двух предварительных условий: 1) наличие организационной структуры объекта контроля; 2) наличие установленных норм, стандартов или иных параметров, к-ым должен соответствовать объект контроля.

Основной процесс контроля состоит из трех этапов: 1)установление норм функционирования стандартов, т.е. определение начальной точки контроля; 2) сбор данных о фактических результатах исполнения; сопоставление фактических результатов деят-ти объекта контроля с действующими нормативами и стандартами; 3) сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов исполнения, выработка и осуществление корректирующих действий.

Содержание и функции вневедомственного и ведомственного контроля. Формы контроля.

Вневедомственный контроль– осуществляется органами общей и специальной компетенции за деят-тью прямо не подчиненных им орг-ций независимо от форм собственности и видов деят-ти. Каждый из гос.органов, осуществляющих вневедомственный контроль, наделен своими функциями, правами, обязанностями, преследует свои цели и решает возложенные на него задачи. Деят-ть каждого из них регламентирована соответствующим нормативно-правовым актом. Все органы, уполномоченные осуществлять вневедомственный контроль, должны руководствоваться Указом Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деят-ти в РБ» №510 от 2009 г.

Высший контрольный орган вневедомственного контроля: Комитет гос. контроля (КГК) РБ. Регистрирующие и лицензирующие органы: министерства, облисполкомы, горисполкомы. Фискальные органы: налоговые инспекции, таможенные органы, органы ФСЗН. Органы контроля и надзора за качеством товаров, услуг, работ и безопасности жизнедеятельности: Минторговли, МЧС, Минздрав. Органы контроля и надзора за финансовым рынком: НБ РБ. Правоохранительные органы: прокуратура, КГБ, МВД.

Ведомственный контроль – контроль, к-ый осуществляется министерствами (ведомствами) и другими управляющими вышестоящими органами управления за деят-тью прямо подчиненных им орг-ций. Органами ведомственного контроля яв-ся специально созданные при министерствах и ведомствах контрольно-ревизионные управления (КРУ) или отделы соответствующих министерств и ведомств. Функции ведомственного контроля: 1) контроль за сохранностью ресурсов; 2) выявление нарушений, хищений и бесхозяйственности; 3) установление причин нарушений и виновных лиц; 4) контроль за правильностью постановки и ведения бух.учета; 5) выявление внутрихоз-ных резервов повышения эффективности пр-ва. Орг-ции ведомственного контроля регулируются Указом Президента «О ведомственном контроле» №325 от 2010 г.

Формы контроля: ревизия, тематическая проверка, аудит. 1)Ревизия– форма контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хоз-ной деят-ти объекта контроля с использованием первичных док-тов, учетных регистров, отчетности, проверки фактического наличия денежных ср-в и ТМЦ. 2)Тематическая проверка – форма контроля, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хоз-ных процессов и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хоз-ной деят-ти орг-ций, ставших объектами контроля. Виды проверок: внутренние – проводятся специалистами или специально созданными комиссиями хоз. субъекта; внешние – осуществляются специально созданными контролирующими органами сторонних орг-ций. 3)Аудит – процедура независимой оценки деят-ти орг-ции.

Методы контроля.

фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов с целью выявления доказательной информации.

Методы контроля: сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция. Сравнение предоставляет возможности для исследования финансовых операций и хоз-ных процессов, установления причин, влияющих на конечные результаты хоз. субъекта. Анализ изучает отдельные операции и факты, определяет степень влияния различных факторов на конечные результаты хоз.субъектов. Синтез обобщает установленные факты, отделяет основные от второстепенных. Дедукция – получение обоснованных выводов путем перехода от обобщенных показателей к единичным фактам. Индукция– переход от единичных фактов к обобщенным количественным и качественным характеристикам различных сторон деят-ти орг-ций.

Документальный контроль закл. в проверке различного рода док-тов с целью выявления достоверности, законности и экономической целесообразности документально подтвержденных финансово-хоз-ных операций.

Приемы и способы документального контроля: 1)формальная проверка – проверка соблюдения типовых форм, последовательности и правильности заполнения в них реквизитов; 2) арифметическая проверка– проверка правильности указанных в док-тах цен, наценок, скидок и других арифметических действий; 3)нормативно-правовая проверка – проверка, в процессе к-ой определяется соответствие отраженных в док-тах финансовых операций и хоз-ных процессов действующим нормативно-правовым актам; 4) прием обратного счета – используется для проверки размера, необоснованного списания сырья на пр-во при выпуске определенного вида продукции; 5)балансовой увязки – в проверка количественной информации о движении однородного имущества за межинвентаризационный период; 6) оценка законности и обоснованности финансовых и хоз-ных операций – заключается в сопоставлении записей в учетных регистрах оправдательных док-тов, а также данных учетных регистров с показателями бух. отчетности.

Приемы фактического контроля: 1) инвентаризация– проверка наличия и состояния имущества, реальности финансовых обязательств; 2) осмотр – непосредственное изучение объектов учета, информации об их состоянии и особенностях; 3) обследование– продолжение осмотра, более детально проверяется предмет контроля; 4) контрольная закупка – мнимая сделка купли-продажи с целью проверки соблюдения правил торговли.

74.Правовое регулирование ревизионной работы в РБ, планирование и координация.

Порядок формирования и исполнения координационных планов устанавливается комитетом госконтроля (КГК). Координационные планы контрольной деятельности формируются на полугодие на основании предоставленных органами контрольной либо надзорной деятельности сводных планов проверок, выполняемых их структурными подразделениями. Вводные планы проверок формируются контролирующими органами в соответствии с требованиями Указа №510 на предстоящее полугодие, утверждаются их руководителями и предоставляются КГК областей в электронном виде, где на их основании разрабатывается координационный план. Порядок составления сводных планов проверок определяется органами госконтроля.

В общем виде план контрольно-ревизионной работы имеет структуру: 1) объект контроля – наименование организации; 2) предыдущая проверка – дата, кто проводил, вид проверки; 3) намеченная проверка – период проведения, вид, ревизионный период, продолжительность; 4) подразделения, участвующие в проведении проверки и ответственные за ее проведение; 5) примечание.

Правовое регулирование ревизионной работы в РБ осуществляет Президент РБ. При проведении проверок контролирующие органы руководствуются положениями Указа Президента РБ №510 и Положением «О порядке организации проведения проверок». Указам устанавливается, что запрещено проводить проверки в течение 2-х лет со дня: госрегистрации; присвоения УНП обособленным подразделениям; создания представительства иностранных организаций; первоначальной выдачи лицензии; первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности или сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агротуризма. По истечении 2-х лет может быть проведена проверка при ее включении в координационный план.

Плановые проверки одного проверяющего субъекта в течение календарного года может быть осуществлен несколькими контролирующими органами в форме совместной проверки. Без включения в координационный план проверки назначаются: 1) Президентом РБ; 2) президиумом Совмина РБ; 3) председателем КГК и его замами; 4) генпрокурором и его замами; 5) руководителем иных контролирующих органов в пределах компетенции.

Не допускаются проверки контролирующими органами по одному и тому же вопросу за один и тот же период. Проверка проводится за период, который не превышает 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки. Контролирующий орган обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок. Юридические лица и ИП обязаны оформить и вести книгу учета проверок, которая должна быть оформлена в течение месяца с даты госрегистрации. Не весенние записи – нарушение и основание для признания проверки незаконной.

Права, обязанности и ответственность ревизоров и проверяемых орган-й.

Права, обязанности и ответственность ревизоров и должностных лиц субъектов установлены в главе 2 указа №510.

Работники контролирующего органа имеют право: 1) проверять первичные док-ты, учетные регистры, бух. и статистическую отчетность, планы, счета, проводить инвентаризации активов и обязательств; 2) требовать письменное объяснение от должностных лиц проверяемого юридического лица; 3) опечатывать кассы, склады, архивы; 4) знакомиться с подлинными документами в учреждениях банков; 5) запрашивать документы и сведения необходимые для проверки; 6) передавать материалы в правоохранительные органы.

Обязанности ревизионной комиссии:1) руководствоваться Конституцией РБ; 2) применять меры по пресечению фактов нарушения законодательства, возмещений вреда; 3) объективно освещать выявленные факты нарушений и злоупотреблений; 4) принять меры к их устранению в установленные сроки.

Ответственность ревизоров: 1) несвоевременность, неполнота проведения проверки; 2) полное или частичное сокрытие обнаруженных злоупотреблений; 3) необоснованные выводы по результатам проверки.

Работники проверяемой орг-ции имеют право: 1) присутствовать при инвентаризации; 2) знакомиться с содержанием док-тов, послужившим основанием для записи о допущении нарушения.3)знакомиться с актами ревизий и проверок, относящихся к их служебной деят-ти, и представлять в письменной форме объяснения и возражения по ним;4)представлять ревизору подлинные док-ты и другие мат-лы в оправдание своих действий.

Обязанности раб-ка: 1) предъявлять для проверки ТМЦ, денежные ср-ва, бланки строгой отчетности и другие первичные док-ты финансово-хоз-ной деят-ти; 2) давать объяснения по вопросам ревизии; 3) не позднее 2-х недельного срока рассмотреть результаты ревизии и принять решение по устранению отмеченных нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц и обеспечить контроль за его выполнением.

Ответственность раб-ков. Должностные лица несут ответственность: 1) за преднамеренное искажение фактов и обстоятельств, в результате чего контролирующим лицам не представилось возможным установить подлинное содержание финансовых операций и хозпроцессов, реализовать размер причиненного субъекту предпринимательской деятельности материального ущерба; 2) за невыполнение требований ревизора о представлении для проверки первичных документов, учетных регистров, отчетных форм бухгалтерской и статистической отчетности, денежных средств и ТМЦ.

Наши рекомендации