Права, обязанности и ответственность ревизоров

При проведении проверок (ревизий) работники контролирующих органов имеют право:

· проверять документы, бухгалтерские книги и другие регистры учета, статистические и бухгалтерские отчеты и балансы, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;

· требовать письменные объяснения от индивидуального предпринимателя, должностных лиц проверяемого юридического лица, других граждан по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (ревизии);

· опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, проводить проверки фактического наличия ценностей в них, требовать от руководителя проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя проведения инвентаризаций, а также проводить проверки правильности их проведения;

· привлекать специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ для проверки фактических затрат сырья и материалов, состояния зданий и сооружений, контрольных обмеров объемов ремонтно-строительных работ и определения их качества, а также в других необходимых случаях;

· в предусмотренном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, а также получать в необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов предпринимательской деятельности, о состоянии счетов и оборотов по ним, состоянии открытых кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки (ревизии);

· запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ревизии), у других государственных органов и иных государственных организаций;

· получать от организаций (независимо от их форм собственности) справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности, а при необходимости проводить встречные проверки путем ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета и получать объяснения от должностных лиц и иных работников;

· требовать у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью этого субъекта;

· передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку (ревизию), материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению вреда и привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения.

Законодательством могут быть предусмотрены иные права работников контролирующих органов при проведении проверок (ревизий).

Работники контролирующих органов при выполнении служебных функций обязаны:

· строго руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, законами, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, действующим порядком организации и проведения проверок и ведомственными инструкциями, регламентирующими деятельность организации и порядок проведения контрольно-ревизионной работы;

· принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, возмещению вреда, причиненного государству, привлечению к ответственности виновных лиц, применению предусмотренных законодательством санкций;

· владеть всем комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы и использовать их в практической деятельности;

· перед тем как приступить к проведению проверки (ревизии), предъявлять документ, подтверждающий контрольные полномочия, руководителю проверяемой организации и ознакамливать его с задачами предстоящей проверки (ревизии), вносить необходимые сведения в Книгу учета проверок;

· объективно освещать выявленные факты нарушений и злоупотреблений, случаи бесхозяйственности с указанием виновных лиц, размера причиненного вреда и причин вскрытых недостатков в деятельности организации;

· оформлять результаты проверки (ревизии) соответствующими документами и принять меры к их рассмотрению в установленные сроки;

· проверять выполнение решений, принятых по результатам предыдущей проверки (ревизии), и отражать в акте (справке) их полноту и своевременность;

· осуществлять другие обязанности, связанные со спецификой осуществления конкретных контрольных функций.

Работники контролирующих органов несут ответственность:

· за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимых проверок (ревизий);

· за необъективное освещение результатов проверок (ревизий);

· за полное или частичное сокрытие обнаруженных злоупотреблений;

· за неправильные или необоснованные выводы по результатам проверок (ревизий), неверное определение нанесенного вреда;

· за использование служебного положения в корыстных целях;

· за досрочное разглашение результатов проверок (ревизий), которые впоследствии не подтвердились, или за разглашение, которое привело к уничтожению улик, а также несвоевременному и некачественному исследованию финансовых операций и хозяйственных процессов.

2.3. Права, обязанности и ответственность должностных лиц,
субъектов хозяйствования, деятельность которых проверяется

Работники проверяемой организации имеют право:

· присутствовать при инвентаризации вверенного им имущества, контрольных запусках сырья и материалов в производство, обмерах выполненных работ, а также при других контрольных действиях, проводимых проверяемыми, с целью проверки деятельности, касающейся этих лиц;

· знакомиться с содержанием документов, послуживших основанием для записи в акте о допущенных нарушениях и (или) злоупотреблениях, а также с расчетами подлежащего возмещению вреда;

· представлять в обоснование своих действий соответствующие подлинные документы или их копии, заверенные в установленном порядке.

Работники проверяемой организации обязаны:

· предъявлять для проверки имущество и первичные документы по финансово-хозяйственной деятельности организации;

· давать объяснения в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к проводимой проверке (ревизии);

· не позднее двухнедельного срока рассмотреть результаты проверки (ревизии) и принять решение по устранению выявленных нарушений, возмещению вреда, привлечению к ответственности виновных лиц и обеспечить контроль за выполнением принятых решений;

· разработать мероприятия по устранению выявленных в ходе проверки (ревизии) нарушений и предотвращению их в будущем;

· при необходимости направить информацию о результатах проверки (ревизии) в соответствующие органы для принятия ими решения с целью пресечения правонарушений и злоупотреблений.

Работники проверяемой организации несут ответственностьв соответствии с законодательством Республики Беларусь за преднамеренное искажение фактов и обстоятельств, в результате чего проверяющим не представилось возможным установить подлинное содержание финансовых операций и хозяйственных процессов, реальный размер причиненного вреда, а также за невыполнение требований проверяющего о предоставлении для проверки первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, имущества, объяснений по выявленным нарушениям и злоупотреблениям, фактам бесхозяйственности. Сама организация по результатам проверки (ревизии) также может быть привлечена к ответственности.

2.4. Планирование и координация контрольно-ревизионной
деятельности

Как уже отмечалось, контрольно-ревизионная работа строится на основе планов контрольно-ревизионных служб. Правильная организация контрольно-ревизионной работы – необходимое условие высококачественного выполнения заданий по проведению проверок (ревизий), устранению и предотвращению выявленных нарушений.

Планирование контрольно-ревизионной работы зависит от вида контроля – ведомственного или вневедомственного.

Вневедомственный государственный контроль, проводимый соответствующими специалистами, строится на основе плановой работы. Такая работа зависит от органов контроля и конкретных задач, решаемых на данном отрезке времени. Например, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь планирует свою работу через районные инспекции таким образом, чтобы максимально охватить по спектру вопросов все налоги и сборы, исчисляемые и уплачиваемые в бюджет и внебюджетные фонды Республики Беларусь. Инспекциями составляются планы на полугодие, которые могут уточняться и корректироваться.

Ведомственные контрольные службы проводят в основном комплексные проверки (ревизии) для решения вопросов ведомственного характера. Поэтому и вопросы контроля носят комплексный характер. Такой подход позволяет составлять долгосрочные планы работ – перспективные (на пятилетку) (рис. 5).

Утвержден

«___»     20___г.

№_____________________

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
контрольно-ревизионной работы

 

(наименование ведомства)

  с ________________ по ________________  
Содержание работ 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Научно-исследовательские работы в области контроля + + + + +
Разработка автоматизированных систем контроля финансово-хозяйственной деятельности   + +    
Внедрение автоматизированных систем контроля финансово-хозяйственной деятельности     +    
Разработка автоматизированных систем анализа финансово-хозяйственной деятельности     + +  
Внедрение автоматизированных систем анализа финансово-хозяйственной деятельности         +
Проведение комплексных и тематических проверок + + + + +
                     
Руководитель контрольно-ревизионной службы  

(ФИО) (подпись)

Рис. 5. Перспективный план контрольно-ревизионной работы

В настоящее время планирование контрольно-ревизионной работы в каждом ведомстве несколько отличается. Кроме непосредственных проверок (ревизий) план включает ряд других мероприятий: переподготовку и обучение кадров контрольного аппарата, формирование и разработку нормативно-справочных и методических материалов, необходимых для организации и проведения проверок (ревизий) и т. п.

На основании перспективных формируются годовые (текущие) планы с разбивкой по кварталам. В них указывается следующее: наименование организации, даты начала и окончания проверки, состав контрольной группы, период, подлежащий проверке (могут быть и другие данные).

При планировании сроков (продолжительности) проверки (ревизии) и состава ревизионной группы учитываются объемы производства; численность работающих; показатели работы субъекта хозяйствования; когда, кем и какие проверки проводились ранее; какие вопросы проверялись; какие нарушения были выявлены; какие мероприятия выработаны по устранению выявленных нарушений и т. п.

Наряду с комплексными проверками (ревизиями) планируются целевые тематические проверки (ревизии) в зависимости от результатов работы субъекта хозяйствования и решаемых задач ведомства, например, проверка снижения себестоимости выпускаемой продукции, повышения рентабельности производства, сокращения непроизводительных потерь и т. п.

При планировании контрольно-ревизионной работы должна учитываться продолжительность каждой проверки (ревизии) и участие в ней конкретных лиц, а также продолжительность отпусков и другие возможные причины.

На основании текущих планов контрольно-ревизионной службы каждый ее работник формирует индивидуальный план-график (рис. 6).

Утвержден

«___»     20___г.

№_____________________

ПЛАН
контрольно-ревизионной работы

 

(наименование ведомства)
на 20___год

Объект контроля Предыдущая проверка (ревизия) Намечена проверка (ревизия) Подразделения, участвующие в проведении проверки (ревизии), ответственные за ее проведение Примечание
На какую дату проверка Кто проводил проверку (ревизии) Вид проверки (ревизии) Период проведения проверки (ревизии) Вид проверки (ревизии) Ревизионный период Продолжительность проверки (ревизии)
Наименование организации Дата окончания предыдущего ревизионного периода Состав бригады Комплексная, тематическая, выборочная I квартал II квартал III квартал IV квартал Комплексная, тематическая, выборочная С__________ по__________ Количество дней Контрольно-ревизи- онное управление, планово-производ- ственный отдел Отметка о выполнении
                   

Рис. 6. Текущий план контрольно-ревизионной работы

Наши рекомендации