Виды финансового контроля

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

В зависимости от осуществляющих его субъектовразличают следующие виды финансового контроля:

1. Государственный вневедомственный финансовый контроль, который проводится государственными органами специальной компетенции (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отношении предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности.

Следует отметить, что в зарубежных странах важнейшим звеном государственного финансового контроля принято считать орган законодательной власти. При этом существуют различные специальные институты парламентского контроля, осуществляющие контроль за расходованием государственных средств: в США – Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса; в Великобритании – Национальное контрольно-ревизионное управление; в Австрии, Германии. Венгрии – Счетные палаты при бундестаге и парламенте. Кроме институтов парламентского контроля, в большинстве зарубежных стран действует система контроля по линии исполнительной власти (правительственный контроль), а также органы финансового контроля при главе государства (президентский контроль).

2. Ведомственный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляется в целях улучшения контрольно-ревизионной работы в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Ведомственный финансовый контроль на территории Республики Беларусь регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» (далее – Указ), Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» (далее – Положение).

В соответствии с п. 2 Положения ведомственный контроль – составная часть государственного контроля, осуществляемого республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций.

Для осуществления ведомственного контроля в органе государственного управления создается контрольно-ревизионная служба, которая является самостоятельным структурным подразделением данного органа. В случае если в качестве самостоятельного структурного подразделения контрольно-ревизионная служба не может быть создана, организация и осуществление ведомственного контроля возлагаются на руководителя службы бухгалтерского учета (главного бухгалтера) соответствующего органа управления. Следует отметить, что в соответствии с п. 1 Указа в осуществлении функций ведомственного контроля принимают участие все подразделения и службы органов государственного управления с учетом специфики возложенных на них задач. Также, при министерствах, иных республиканских органах государственного управления, государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, могут создаваться с согласия Президента Республики Беларусь организации, осуществляющие ведомственный контроль.

Задачами контрольно-ревизионной службы являются:

- координация деятельности структурных подразделений органа государственного управления при осуществлении им ведомственного контроля;

- организация и проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных соответствующему органу государственного управления или входящих в его состав;

- разработка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление ведомственного контроля;

- проведение работы по изучению и распространению в соответствующей отрасли более совершенных форм организации ведомственного контроля;

- внесение предложений по изменению и дополнению законодательства в сфере экономических отношений;

- ведение учета проведенных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, их результатов и принятых по ним мер, составление и представление отчетности о проделанной контрольно-ревизионной работе.

При Министерстве финансов Республики Беларусь создан Методологический совет по ведомственному контролю, который осуществляет свою деятельность на основании Положения о методологическом совете по ведомственному контролю при Министерстве финансов Республики Беларусь (утв. Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 186). Методологический совет является совещательно-консультативным органом по методологическим вопросам организации и осуществления ведомственного контроля в Республике Беларусь республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.

Основными задачами Методологического совета являются:

- определение основных направлений совершенствования контрольно-ревизионной работы;

- рассмотрение и обсуждение проектов нормативных актов, регламентирующих деятельность ведомственного контроля;

- подготовка предложений для внесения изменений в действующие нормативные и законодательные акты с целью предотвращения нарушений государственной финансовой дисциплины;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта организации и осуществления ведомственного и внутрихозяйственного контроля;

- методологическое обеспечение ведомственного контроля.

3. Внутрихозяйственный финансовый контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования (бухгалтерия, финансовый отдел и т.д.) и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищение и безхозяйственность. Внутрихозяйственный контроль способствует своевременному выявлению и устранению факторов, причин и условий, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. В настоящее время, внутрихозяйственный контроль, как правило, осуществляется бухгалтерией как органа обладающего оперативной информацией о состоянии и направлениях развития предприятия.

Правовой базой данного вида финансового контроля является Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. (в ред. Закона от 25 июня 2001 г.) «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон).

В соответствии со ст. 4 Закона основными задачами ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;

- обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и денежных средств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного бухгалтера, в компетенцию которого входят:

- постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

- формирование учетной политики организации;

- составление и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

При осуществлении своих функций бухгалтер непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.

Наши рекомендации