Организация финансового контроля и его виды.

Контроль за состоянием экономики и развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая определяет назначение и содержание финансового контроля.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Основная отличительная черта, от других видов контроля, финансовый контроль связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Критерии классификации финансового контроля Виды по критериям
По субъектам проведения Государственный, реализуемый через общий государственный контроль (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов) и ведомственный (структурных подразделений министерств, госкомитетов и других органов государственного управления); негосударственный (внутренний, внутрифирменный, корпоративный) и внешний - аудиторский (независимость, вневедомственный).
По сфере финансовой деятельности Бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный и контроль за денежной массой
По форме проведения Предварительный, текущий (оперативный) и последующий
По методам проведения Проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизия

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. (пример: на макроуровне - составление и утверждение бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны, на микроуровне - процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес планов, составление прогнозного баланса, а также учредительных договоров, договор о совместной деятельности и т.д.)

Текущий - производится в момент совершения денежных сделок. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансовых денежных расчётов. Большую роль в этом играет бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетный финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки.

14. Финансовая политика государства: содержание, задачи и виды.

Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющиеся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение эффективное использование для осуществления государством его функции.

Субъект проводимой финансовой политики - государство.

Содержание финансовой политики многогранно. Можно выделить 3 основные звена, включенные в финансовую политику:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Структура финансовой политики В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение глобальных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки намечаются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

Финансовая политика включает в себя: антимонопольную, бюджетную, ценовую, денежно-кредитную, налоговую, и таможенно-тарифную политики, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой.

Наши рекомендации