Базовые принципы функционирования государственных (муниципальных) финансов
• единство правовой базы
• открытость, гласность, прозрачность
• разграничение полномочий и предметов ведения
• целевая ориентированность
• научный подход
• экономичность и рациональность
• управление финансовыми потоками на централизованной основе
Структура государственных финансов в зависимости от государственного устройства | Структура муниципальных финансов в зависимости от государственного устройства |
В тоталитарных странах – упрощенная система государственных финансов, ее примитивная форма, так как все регламентируется государством | В унитарных государствах – подотчетность муниципальных финансов центральным органам власти |
В демократических странах – сложная, глубоко дифференцированная система государственных финансов | В федеративных государствах – относительная самостоятельность муниципальных финансов от центральных органов власти |
Структура государственных и муниципальных финансов унитарных государств | Структура государственных и муниципальных финансов федеративных государств |
Государственный бюджет Государственные внебюджетные фонды | Федеральный (центральный) бюджет Федеральные (центральные) внебюджетные фонды |
Местные бюджеты | Территориальные (региональные) бюджеты Территориальные (региональные) внебюджетные фонды |
Местные бюджеты Местные внебюджетные фонды |
Система финансов | |
Публичные финансы (государственные и муниципальные финансы) | Частнохозяйственные финансы (финансы коммерческих и некоммерческих организаций, домашних хозяйств) |
Система публичных финансов РФ | |
Государственные (федеральные и региональные) финансы | Муниципальные (местные) финансы |
Федеральный и региональные бюджеты | Система местных бюджетов |
Государственные и территориальные внебюджетные фонды | Муниципальный кредит |
Государственный кредит | |
Государственные финансовые резервы и резервные фонды |
Характеристика основных элементов системы бюджетов РФ | ||
Федеральный бюджет • форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ; • централизованный фонд финансовых ресурсов государства; • финансовый план государства, имеющий статус закона на определенный финансовый период. | Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансирования исполнения расходных обязательств субъекта РФ | Местный (муниципальный) бюджет форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для финансирования исполнения расходных обязательств органов местного самоуправления |
Функции федерального бюджета: • Формирование финансовой базы государства для финансирования программ общегосударственного значения. • Передача части налоговых и расходных полномочий на нижестоящие уровни бюджетной системы для реализации основных функций государства. • Создание предпосылок для увеличения инвестиций в отрасли и сферы экономики в соответствии с приоритетами государственной политики. • Реализация основных направлений бюджетной политики на соответствующий период. • Финансирование обороноспособности и безопасности. • Выравнивание финансовых возможностей регионов и обеспечение сбалансированности бюджетной системы в целом. • Реализация отдельных социальных гарантий граждан и финансирование социальных проектов. • Предоставление информации о характере, приоритетах и основных инструментах бюджетной политики. • Обеспечение платежеспособности государства по своим обязательствам. • И др. | Функции региональных бюджетов: • Формирование финансовой базы органа власти субъекта РФ для реализации государственных полномочий на своей территории, в том числе для реализации публичных обязательств перед населением. • Обеспечение сбалансированного и комплексного развития экономики региона через выравнивание условий социально-экономического развития отдельных поселений. • Реализация инвестиционного потенциала в регионе за счет финансирования бюджетных инвестиций в региональные проекты. • Обеспечение реализации внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализация его национально-этнических интересов. • Формирование инфраструктуры территории (дорожное хозяйство, транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей. • Рациональное использование природно-ресусного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории. • Поддержание сбалансированности местных бюджетов, находящихся на территории субъекта федерации как основного условия стабильности финансовой системы региона в целом. | Функции местных бюджетов: • Аккумулирование денежных средств, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти. • Распределение и использование этих средств между приоритетными сферами деятельности муниципального образования. • Реализация государственных гарантий и общественных услуг на территории муниципального образования. • Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти. • Реализация местных программ по благоустройству и развитию территории муниципального образования, в том числе по содержанию коммунальной системы и муниципальному строительству. • Развитие рынка муниципальных долговых обязательств посредством муниципальных займов. • Обеспечение сбалансированности нижестоящих местных бюджетов, находящихся на территории муниципального образования. |
Государственные и территориальные внебюджетные фонды | Форма образования и расходования денежных средств, организуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ |
Особая форма образования и расходов и использования целевых публичных финансовых ресурсов, доходов и расходов, предназначенных для финансового обеспечения функций государства (местного самоуправления) по социальной защите граждан и решению других задач | |
Целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь |
Особенности внебюджетных фондов:
• Автономность от федерального бюджета.
• Находятся в распоряжении федеральных и региональных органов власти.
• Собственные источники формирования, концентрируемые в фондах для специальных нужд.
• Целевой характер использования финансовых ресурсов.
• Имеют значение финансовых резервов, к которым прибегают в случае финансовых трудностей.
Функции внебюджетных фондов:
• Формирование централизованных фондов денежных средств.
• Использование централизованных фондов денежных средств.
• Контрольная.
• Социальная.
Внебюджетные фонды России:
• Пенсионный фонд России (ПФР)
• Фонд социального страхования (ФСС)
• Фонды обязательного медицинского страхования: федеральный (ФФОМС) и территориальные (ТФОМС).
Классификация внебюджетных фондов | |
По цели | социальные (пенсионные, медицинские и др.) экономические экологические политические занятости и др. |
По периоду функционирования | постоянные временные |
По уровню управления | межгосударственные государственные (федеральные и территориальные) |
По форме | внебюджетные фонды в форме бюджетов внебюджетные фонды в форме специальных счетов |
Характеристика ПФР | |
автономная от федерального бюджета форма образования и расходования денежных средств, предназначенных исключительно для финансового обеспечения социальной защиты граждан от риска утраты заработка или другого постоянного дохода в результате потери трудоспособности по старости и инвалидности от рождения, смерти кормильца, длительного выполнения вредной для здоровья профессиональной деятельности | |
Цель | Общегосударственное управление финансами пенсионного обеспечения |
Принципы функционирования | • Всеобщая солидарность поколений • Адекватность размера пенсий • Государственные гарантии пенсионного обеспечения • Единство норм пенсионного обеспечения для всего населения страны независимо от места жительства и рода занятий • Равенство прав • Обязательность и всеобщность страховых взносов |
Источники формирования средств | • Страховые взносы работодателей, индивидуальных предпринимателей, домашних хозяйств (ставка 26%). • Ассигнования из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций. • Добровольные взносы физических и юридических лиц. • Доходы от капитализации средств фонда и других поступлений. • Пени, штрафы, санкции, возмещение ущерба. |
Направления использования средств | • Расходы по обязательному пенсионному страхованию (выплата трудовых пенсий). • Расходы на государственное пенсионное обеспечение (пенсий военнослужащим и другим категориям, социальных пенсий, пенсий по потере кормильца и т.д.). • Расходы на дополнительное пенсионное обеспечение. • Расходы на формирование и выплату материнского капитала. • Расходы на управление и материально-техническое обеспечение. • Прочие расходы. |
Пенсии, выплачиваемые из ПФР | • Пенсия за выслугу лет • Пенсия по старости • Пенсия по инвалидности • Социальная пенсия |
Трудовая пенсия ПФР | • Базовая часть (Федеральный бюджет) • Страховая часть (ПФР) • Накопительная часть (ПФР или НПФ) |
Характеристика ФСС | |
автономная от федерального бюджета форма образования и расходования денежных средств, предназначенных исключительно для финансового обеспечения социальной защиты граждан от риска потери заработка и реализации прав граждан на социальное обеспечение в случаях потери трудоспособности по болезни и инвалидности, потери кормильца, рождении и воспитании детей | |
Цель | Государственное управление финансами социального страхования |
Задачи | • Обеспечение граждан государственными социальными пособиями. • Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников. • Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования. |
Источники формирования средств | • Страховые взносы работодателей, индивидуальных предпринимателей, домашних хозяйств (ставка - 2,9%). • Доходы от использования государственного и муниципального имущества. • Перечисления из бюджета. • Добровольные взносы физических и юридических лиц. • Недоимки, пени, штрафы, санкции, возмещение ущерба. |
Направления использования средств | • Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение. • Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. • Расходы на управление и материально-техническое обеспечение. • Проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда. • Прочие расходы. |
Характеристика ФФОМС | |
автономная от федерального бюджета форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения гарантированной государством медицинской помощи населению в порядке обязательного медицинского страхования | |
Цель | Обеспечение всем гражданам равных возможностей в получении медицинской помощи |
Задачи | • Финансовое обеспечение законных прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС. • Обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС. • Выравнивание объема и качества медицинской помощи. |
Источники формирования средств | • Страховые взносы работодателей, индивидуальных предпринимателей (5,1%). • Трансферты из федерального бюджета. • Добровольные взносы физических и юридических лиц. • Недоимки, пени, штрафы, санкции, возмещение ущерба. |
Направления использования средств | • Расходы на ОМС. • Субсидии и субвенции ТФОМС. • Проведение прикладных научных исследований в области здравоохранения и спорта. • Расходы на управление и материально-техническое обеспечение. |
Государственный (муниципальный) кредит | совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения публичных финансовых ресурсов в кредитной форме, образование и использование на этой основе доходов участников кредитных отношений (органов публичной власти, юридических и физических лиц) в результате приведения в действие кредитных механизмов и инструментов |
совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу привлечения, распределения и использования временно свободных денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности в целях формирования фондов денежных средств участников этих отношений |
Причины необходимости государственного (муниципального) кредита:
• Временной разрыв между публичными доходами
и публичными расходами.
• Различие экономического, финансового и налогового потенциалов территорий страны, что обуславливает дефицитный характер некоторых бюджетов.
• Дефицит бюджетов бюджетной системы страны.
Цель государственного (муниципального) кредита -разрешение противоречий между необходимостью осуществления государственных расходов и ограниченностью доходных источников.
Функции государственного (муниципального) кредита:
• Распределительная
• Контрольная
• Регулирующая
Принципы государственного (муниципального) кредита:
• Возвратность
• Срочность
• Обеспеченность
• Платность
• Целевой характер
• Добровольный характер
Основные источники государственного (муниципального) кредита:
• Бюджетные средства, аккумулируемые в бюджетной системе страны.
• Средства юридических и физических лиц (в т.ч. иностранных), аккумулируемые органами публичной власти через механизм государственных (муниципальных) займов.
• Средства иностранных государств.
• Средства международных финансовых, в т.ч. кредитных, организаций.
Участники публичных кредитных отношений:
• Кредитор (органы государственной власти местного самоуправления, правительства других стран, международные финансовые (кредитные) организации, юридические и физические лица.
• Заемщики – те же субъекты, за исключением обычно физических лиц.
Доходы, формируемые в процессе публичных кредитных отношений:
• У кредиторов – собственные доходы в виде процентов (процентные доходы).
• У заемщиков – привлеченные доходы в виде полученных в пользование ссуженных средств, временно замещающих собственные доходы.
Классификация государственного (муниципального) кредита | |
По субъектному составу | федеральный региональный местный |
По роли органов публичной власти в публичных кредитных отношениях | бюджетные кредиты государственные (муниципальные) заимствования |
По валюте займа | внешний внутренний |
Финансовые резервы | формируемые для особых случаев денежные средства, накапливаемые в форме капитала или страховых запасов |
страховой запас государственных финансовых ресурсов, образуемый в различных формах в порядке самострахования | |
отложенный на время доход, а значит, и расход, связанный с основной деятельностью субъекта экономики, формируемый путем выделения из состава активов страховых запасов денежных средств или резервирования в пассиве денежных средств в форме капитала (в отдельных случаях путем их фондирования) |
Характеристика Государственных финансовых резервов | |
Предпосылки появления | • Сложность прогнозирования отдельных видов доходов • Отсутствие возможности использования заемных источников • Необходимость формирования финансовой «подушки безопасности» от внешних и внутренних воздействий |
Общественное предназначение | • обеспечение непрерывности процесса воспроизводства общественных благ; • регулирование и создание условий для стабильного развития экономики страны; • повышение запаса финансовой прочности и инвестиционной привлекательности экономики страны; • регулирование доходов бюджета, денежного обращения, инфляции и валютного рынка; • сбережение и накопление финансовых ресурсов для будущих поколений. |
Функции | • Воспроизводственная • Стабилизационная (регулирующая) • Сберегающая (накопительная) |
Цель | Обеспечение стабильности процесса воспроизводства общественных благ и экономики страны, а также условий для ее устойчивого социально-экономического развития |
Задачи | • Стабильное финансирование государственных расходов в периоды экономической депрессии и спада производства, наступления неблагоприятных событий и изменения рыночной конъюнктуры. • Стабилизация экономики и ее структурная перестройка при недостатке обычных бюджетных доходов для решения этой задачи. • Финансирование дополнительных, сверхплановых государственных расходов по предоставлению общественных благ. • Изъятие из обращения излишней денежно массы для сдерживания инфляционных процессов. • Регулирование валютного рынка и валютных отношений. • Повышение запаса финансовой прочности экономики. • Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности экономики страны и инвестирование государственных средств в стабильные, нерисковые ценные бумаги и депозитные вклады в банках, в том числе других государств и зарубежных организаций. • Дополнительная поддержка пенсионеров и других малообеспеченных социальных групп населения, покрытие дефицита государственного Пенсионного фонда. • Досрочное погашение государственного долга. • И др. |
Объект | доходы «чрезвычайного» характера |
Субъект | финансовые органы и банковские структуры |
Классификация государственных финансовых резервов | |
По форме образования и использования | Резервы в фондовой форме Резервы в нефондовой форме |
По экономическому содержанию операций | Преимущественно активные резервы Преимущественно пассивные резервы |
По источникам формирования | Резервы, формируемые за счет «ресурсных» доходов Финансовые резервы, формируемые за счет других доходов |
По субъектам управления | Резервы, управляемые финансовыми органами Резервы, управляемые банковскими структурами |
По степени взаимосвязи с финансовой политикой | Резервы стратегического типа Резервы тактического типа |
По характеру целей и задач | Стабилизационные резервы Сберегательные (накопительные) резервы |