Базовые принципы функционирования государственных (муниципальных) финансов

• единство правовой базы

• открытость, гласность, прозрачность

• разграничение полномочий и предметов ведения

• целевая ориентированность

• научный подход

• экономичность и рациональность

• управление финансовыми потоками на централизованной основе

Структура государственных финансов в зависимости от государственного устройства Структура муниципальных финансов в зависимости от государственного устройства
В тоталитарных странах – упрощенная система государственных финансов, ее примитивная форма, так как все регламентируется государством В унитарных государствах – подотчетность муниципальных финансов центральным органам власти
В демократических странах – сложная, глубоко дифференцированная система государственных финансов В федеративных государствах – относительная самостоятельность муниципальных финансов от центральных органов власти

Структура государственных и муниципальных финансов унитарных государств Структура государственных и муниципальных финансов федеративных государств
   
Государственный бюджет Государственные внебюджетные фонды Федеральный (центральный) бюджет Федеральные (центральные) внебюджетные фонды
   
Местные бюджеты Территориальные (региональные) бюджеты Территориальные (региональные) внебюджетные фонды
   
  Местные бюджеты Местные внебюджетные фонды
Система финансов
Публичные финансы (государственные и муниципальные финансы)   Частнохозяйственные финансы (финансы коммерческих и некоммерческих организаций, домашних хозяйств)
Система публичных финансов РФ
Государственные (федеральные и региональные) финансы Муниципальные (местные) финансы
Федеральный и региональные бюджеты Система местных бюджетов
Государственные и территориальные внебюджетные фонды Муниципальный кредит
Государственный кредит  
Государственные финансовые резервы и резервные фонды  



Характеристика основных элементов системы бюджетов РФ
Федеральный бюджет • форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ; • централизованный фонд финансовых ресурсов государства; • финансовый план государства, имеющий статус закона на определенный финансовый период. Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансирования исполнения расходных обязательств субъекта РФ Местный (муниципальный) бюджет форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для финансирования исполнения расходных обязательств органов местного самоуправления  
Функции федерального бюджета: • Формирование финансовой базы государства для финансирования программ общегосударственного значения. • Передача части налоговых и расходных полномочий на нижестоящие уровни бюджетной системы для реализации основных функций государства. • Создание предпосылок для увеличения инвестиций в отрасли и сферы экономики в соответствии с приоритетами государственной политики. • Реализация основных направлений бюджетной политики на соответствующий период. • Финансирование обороноспособности и безопасности. • Выравнивание финансовых возможностей регионов и обеспечение сбалансированности бюджетной системы в целом. • Реализация отдельных социальных гарантий граждан и финансирование социальных проектов. • Предоставление информации о характере, приоритетах и основных инструментах бюджетной политики. • Обеспечение платежеспособности государства по своим обязательствам. • И др. Функции региональных бюджетов: • Формирование финансовой базы органа власти субъекта РФ для реализации государственных полномочий на своей территории, в том числе для реализации публичных обязательств перед населением. • Обеспечение сбалансированного и комплексного развития экономики региона через выравнивание условий социально-экономического развития отдельных поселений. • Реализация инвестиционного потенциала в регионе за счет финансирования бюджетных инвестиций в региональные проекты. • Обеспечение реализации внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализация его национально-этнических интересов. • Формирование инфраструктуры территории (дорожное хозяйство, транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей. • Рациональное использование природно-ресусного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории. • Поддержание сбалансированности местных бюджетов, находящихся на территории субъекта федерации как основного условия стабильности финансовой системы региона в целом. Функции местных бюджетов: • Аккумулирование денежных средств, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти. • Распределение и использование этих средств между приоритетными сферами деятельности муниципального образования. • Реализация государственных гарантий и общественных услуг на территории муниципального образования. • Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти. • Реализация местных программ по благоустройству и развитию территории муниципального образования, в том числе по содержанию коммунальной системы и муниципальному строительству. • Развитие рынка муниципальных долговых обязательств посредством муниципальных займов. • Обеспечение сбалансированности нижестоящих местных бюджетов, находящихся на территории муниципального образования.  

Государственные и территориальные внебюджетные фонды Форма образования и расходования денежных средств, организуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ
Особая форма образования и расходов и использования целевых публичных финансовых ресурсов, доходов и расходов, предназначенных для финансового обеспечения функций государства (местного самоуправления) по социальной защите граждан и решению других задач
Целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь

Особенности внебюджетных фондов:

• Автономность от федерального бюджета.

• Находятся в распоряжении федеральных и региональных органов власти.

• Собственные источники формирования, концентрируемые в фондах для специальных нужд.

• Целевой характер использования финансовых ресурсов.

• Имеют значение финансовых резервов, к которым прибегают в случае финансовых трудностей.

Функции внебюджетных фондов:

• Формирование централизованных фондов денежных средств.

• Использование централизованных фондов денежных средств.

• Контрольная.

• Социальная.

Внебюджетные фонды России:

• Пенсионный фонд России (ПФР)

• Фонд социального страхования (ФСС)

• Фонды обязательного медицинского страхования: федеральный (ФФОМС) и территориальные (ТФОМС).


Классификация внебюджетных фондов
По цели социальные (пенсионные, медицинские и др.) экономические экологические политические занятости и др.
По периоду функционирования постоянные временные
По уровню управления межгосударственные государственные (федеральные и территориальные)
По форме внебюджетные фонды в форме бюджетов внебюджетные фонды в форме специальных счетов
Характеристика ПФР
автономная от федерального бюджета форма образования и расходования денежных средств, предназначенных исключительно для финансового обеспечения социальной защиты граждан от риска утраты заработка или другого постоянного дохода в результате потери трудоспособности по старости и инвалидности от рождения, смерти кормильца, длительного выполнения вредной для здоровья профессиональной деятельности
Цель Общегосударственное управление финансами пенсионного обеспечения
Принципы функционирования • Всеобщая солидарность поколений • Адекватность размера пенсий • Государственные гарантии пенсионного обеспечения • Единство норм пенсионного обеспечения для всего населения страны независимо от места жительства и рода занятий • Равенство прав • Обязательность и всеобщность страховых взносов
Источники формирования средств • Страховые взносы работодателей, индивидуальных предпринимателей, домашних хозяйств (ставка 26%). • Ассигнования из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций. • Добровольные взносы физических и юридических лиц. • Доходы от капитализации средств фонда и других поступлений. • Пени, штрафы, санкции, возмещение ущерба.
Направления использования средств • Расходы по обязательному пенсионному страхованию (выплата трудовых пенсий). • Расходы на государственное пенсионное обеспечение (пенсий военнослужащим и другим категориям, социальных пенсий, пенсий по потере кормильца и т.д.). • Расходы на дополнительное пенсионное обеспечение. • Расходы на формирование и выплату материнского капитала. • Расходы на управление и материально-техническое обеспечение. • Прочие расходы.
Пенсии, выплачиваемые из ПФР • Пенсия за выслугу лет • Пенсия по старости • Пенсия по инвалидности • Социальная пенсия
Трудовая пенсия ПФР • Базовая часть (Федеральный бюджет) • Страховая часть (ПФР) • Накопительная часть (ПФР или НПФ)
Характеристика ФСС
автономная от федерального бюджета форма образования и расходования денежных средств, предназначенных исключительно для финансового обеспечения социальной защиты граждан от риска потери заработка и реализации прав граждан на социальное обеспечение в случаях потери трудоспособности по болезни и инвалидности, потери кормильца, рождении и воспитании детей
Цель Государственное управление финансами социального страхования
Задачи • Обеспечение граждан государственными социальными пособиями. • Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников. • Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования.
Источники формирования средств • Страховые взносы работодателей, индивидуальных предпринимателей, домашних хозяйств (ставка - 2,9%). • Доходы от использования государственного и муниципального имущества. • Перечисления из бюджета. • Добровольные взносы физических и юридических лиц. • Недоимки, пени, штрафы, санкции, возмещение ущерба.
Направления использования средств • Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение. • Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. • Расходы на управление и материально-техническое обеспечение. • Проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда. • Прочие расходы.
Характеристика ФФОМС
автономная от федерального бюджета форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения гарантированной государством медицинской помощи населению в порядке обязательного медицинского страхования
Цель Обеспечение всем гражданам равных возможностей в получении медицинской помощи
Задачи • Финансовое обеспечение законных прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС. • Обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС. • Выравнивание объема и качества медицинской помощи.
Источники формирования средств • Страховые взносы работодателей, индивидуальных предпринимателей (5,1%). • Трансферты из федерального бюджета. • Добровольные взносы физических и юридических лиц. • Недоимки, пени, штрафы, санкции, возмещение ущерба.
Направления использования средств • Расходы на ОМС. • Субсидии и субвенции ТФОМС. • Проведение прикладных научных исследований в области здравоохранения и спорта. • Расходы на управление и материально-техническое обеспечение.

Государственный (муниципальный) кредит совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения публичных финансовых ресурсов в кредитной форме, образование и использование на этой основе доходов участников кредитных отношений (органов публичной власти, юридических и физических лиц) в результате приведения в действие кредитных механизмов и инструментов
совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу привлечения, распределения и использования временно свободных денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности в целях формирования фондов денежных средств участников этих отношений

Причины необходимости государственного (муниципального) кредита:

• Временной разрыв между публичными доходами
и публичными расходами.

• Различие экономического, финансового и налогового потенциалов территорий страны, что обуславливает дефицитный характер некоторых бюджетов.

• Дефицит бюджетов бюджетной системы страны.

Цель государственного (муниципального) кредита -разрешение противоречий между необходимостью осуществления государственных расходов и ограниченностью доходных источников.

Функции государственного (муниципального) кредита:

• Распределительная

• Контрольная

• Регулирующая

Принципы государственного (муниципального) кредита:

• Возвратность

• Срочность

• Обеспеченность

• Платность

• Целевой характер

• Добровольный характер

Основные источники государственного (муниципального) кредита:

• Бюджетные средства, аккумулируемые в бюджетной системе страны.

• Средства юридических и физических лиц (в т.ч. иностранных), аккумулируемые органами публичной власти через механизм государственных (муниципальных) займов.

• Средства иностранных государств.

• Средства международных финансовых, в т.ч. кредитных, организаций.

Участники публичных кредитных отношений:

• Кредитор (органы государственной власти местного самоуправления, правительства других стран, международные финансовые (кредитные) организации, юридические и физические лица.

• Заемщики – те же субъекты, за исключением обычно физических лиц.

Доходы, формируемые в процессе публичных кредитных отношений:

• У кредиторов – собственные доходы в виде процентов (процентные доходы).

• У заемщиков – привлеченные доходы в виде полученных в пользование ссуженных средств, временно замещающих собственные доходы.

Классификация государственного (муниципального) кредита
По субъектному составу федеральный региональный местный
По роли органов публичной власти в публичных кредитных отношениях бюджетные кредиты государственные (муниципальные) заимствования
По валюте займа внешний внутренний

Финансовые резервы формируемые для особых случаев денежные средства, накапливаемые в форме капитала или страховых запасов
страховой запас государственных финансовых ресурсов, образуемый в различных формах в порядке самострахования
отложенный на время доход, а значит, и расход, связанный с основной деятельностью субъекта экономики, формируемый путем выделения из состава активов страховых запасов денежных средств или резервирования в пассиве денежных средств в форме капитала (в отдельных случаях путем их фондирования)
Характеристика Государственных финансовых резервов
Предпосылки появления • Сложность прогнозирования отдельных видов доходов • Отсутствие возможности использования заемных источников • Необходимость формирования финансовой «подушки безопасности» от внешних и внутренних воздействий
Общественное предназначение • обеспечение непрерывности процесса воспроизводства общественных благ; • регулирование и создание условий для стабильного развития экономики страны; • повышение запаса финансовой прочности и инвестиционной привлекательности экономики страны; • регулирование доходов бюджета, денежного обращения, инфляции и валютного рынка; • сбережение и накопление финансовых ресурсов для будущих поколений.
Функции • Воспроизводственная • Стабилизационная (регулирующая) • Сберегающая (накопительная)
Цель Обеспечение стабильности процесса воспроизводства общественных благ и экономики страны, а также условий для ее устойчивого социально-экономического развития
Задачи • Стабильное финансирование государственных расходов в периоды экономической депрессии и спада производства, наступления неблагоприятных событий и изменения рыночной конъюнктуры. • Стабилизация экономики и ее структурная перестройка при недостатке обычных бюджетных доходов для решения этой задачи. • Финансирование дополнительных, сверхплановых государственных расходов по предоставлению общественных благ. • Изъятие из обращения излишней денежно массы для сдерживания инфляционных процессов. • Регулирование валютного рынка и валютных отношений. • Повышение запаса финансовой прочности экономики. • Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности экономики страны и инвестирование государственных средств в стабильные, нерисковые ценные бумаги и депозитные вклады в банках, в том числе других государств и зарубежных организаций. • Дополнительная поддержка пенсионеров и других малообеспеченных социальных групп населения, покрытие дефицита государственного Пенсионного фонда. • Досрочное погашение государственного долга. • И др.
Объект доходы «чрезвычайного» характера
Субъект финансовые органы и банковские структуры
Классификация государственных финансовых резервов
По форме образования и использования Резервы в фондовой форме Резервы в нефондовой форме
По экономическому содержанию операций Преимущественно активные резервы Преимущественно пассивные резервы
По источникам формирования Резервы, формируемые за счет «ресурсных» доходов Финансовые резервы, формируемые за счет других доходов
По субъектам управления Резервы, управляемые финансовыми органами Резервы, управляемые банковскими структурами
По степени взаимосвязи с финансовой политикой Резервы стратегического типа Резервы тактического типа
По характеру целей и задач Стабилизационные резервы Сберегательные (накопительные) резервы

Наши рекомендации