Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

единства законодательной и нормативной базы;

открытости и прозрачности;

разграничения полномочий и предметов ведения;

целевой ориентированности;

научного подхода к реализации намеченных целей;

экономичности и рациональности;

управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2 . Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

· либерализацию цен;

· приватизацию;

· социальную трансформацию;

· интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

3 . Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Государственный бюджет.

Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. В зависимости от целей расходы государства можно разделить на следующие виды:

1) расходы на политические цели , к ним относятся расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности (т. е. содержание армии, полиции, судов и т. п.), на содержание аппарата управления государством;

2) расходы на экономические цели , в том числе расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

3) расходы на социальные цели , такие как социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на государственные закупки товаров и услуг(их стоимость включается в ВВП), трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода), выплаты процентов по государственным облигациям (т. е. обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются налоги (включая взносы на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета . В зависимости от соотношения расходов и доходов сальдо государственного бюджет может быть:

а) положительным, когда доходы бюджета превышают его расходы, что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

б) равно нулю, когда доходы равны расходам; такой бюджет называется сбалансированным ;

в) отрицательным, когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это означает, что имеет место дефицитгосударственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если он наблюдался) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку растут налоговые поступления, т. е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Концепции государственного бюджета. Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной является идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов»).

1. Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность подобного подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

2. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе , заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительные и глубокие, а бумы относительно кратковременны), поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

3. Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов », согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет.

Теория Кейнса основана на идее «дефицитного финансирования», поскольку она была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т. е. расходов бюджета, и снижение налогов, т. е. доходов бюджета). В результате использования в большинстве развитых стран в 1950-1960-е гг. кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х гг. вошла в число основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг). Первый из указанных способов называется эмиссионным, или денежным, способом, второй и третий – долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

1. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Он заключается в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, т. е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами.

Этот способ имеет ряд достоинств:

> во-первых, рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

> во-вторых, данную меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда ЦБ покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочной перспективе увеличение денежной массы ведет к инфляции, т. е. это инфляционный способ финансирования.

2. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства данного способа состоят в следующем:

> во-первых, он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтому в краткосрочном периоде этот способ является неинфляционным;

> во-вторых, это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, так как они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним выплачивается процент).

Государственный долг, его виды и последствия. Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, – это показатель запаса , поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2006 г.), в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока , поскольку он рассчитывается за определенный период времени (за год).

Различают два вида государственного долга: 1) внутренний , который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций); 2) внешний , образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

Наличие значительного государственного долга, во-первых, снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплату долга; во-вторых, перераспределяет доход от частного сектора к государственному; в-третьих, обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочной перспективе может привести к сокращению запаса капитала и уменьшению производственного потенциала страны, к валютному кризису и высокой инфляции; в-четвертых, возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может способствовать снижению уровня их благосостояния.

3.Сущность и функции кредита.

Суть кредита, как и суть любого явления, реализуется в его функциях. В системе современной развитой рыночной экономики кредит выполняет разнообразные функции, которые реализуют сущность кредитных отношений как на уровне отдельного субъекта хозяйствования (микроуровень), так и на уровне всего общества (макроуровень).

1. Прежде всего, все кредитные отношения, которые реализует кредит как некоторая форма соглашения между кредитором и заемщиком, выполняют перераспределительную функцию. Ее суть заключается в том, что при помощи кредита аккумулируются временно свободные средства всех участников общественного производства и на условиях срочности, возврата и платности передаются в пользование тем, кто в них временно нуждается. Реализация этой функции позволяет повысить мобильность капитала, обеспечивая его переливание из отраслей с излишком капитала в отрасли, в которых временно чувствуется его недостача.

Перераспределение стоимости в обществе обычно осуществляется не только таким образом. Важным каналом перераспределения выступает и государственный бюджет. Но в отличие от него перераспределение при помощи кредита более масштабно, т.к. он предусматривает возможность повторной передачи уже полученных в кредит денег. Одновременно его масштабность подкрепляется тем, что в этот процесс может включаться все национальное богатство страны, а бюджетное перераспределение относительно этого достаточно ограничено. Особенность предоставленного займа и в том, что он является срочным и подлежит возврату. Это обусловливает преимущественно продуктивный характер использования займа и, в свою очередь, способствует эффективному использованию временно свободных денег. В этом выражается и такая итоговая черта этой функции, как способность через перераспределение обеспечить наиболее эффективное использование временно свободных денег теми, кто в них нуждается.

2. Важной функцией кредита выступает и функция пополнения денежного оборота средствами. Данная функция реализуется не всеми звеньями кредитной системы, а только банковской системой. Пополнение денежного оборота осуществляется в форме депозитно-чековой эмиссии, что, однако, имеет свои границы и только дополняет эмиссию денег, осуществленную центральным банком, не нарушая в целом его монополии на выпуск в оборот денег. Организационно это осуществляется в виде открытия предприятию заемного счета, вследствие чего осуществляется образование банковских (кредитных) денег. Но заем выдается на некоторое время, его необходимо вернуть, в чем заинтересован, прежде всего, кредитор и поэтому это не приводит к большим нарушениям в организации денежного оборота. Эта функция кредита существенно усиливает эластичность денежной системы, осуществляет дополнительные условия для обеспечения равновесия на денежном рынке, а значит, в целом способствует возрастанию общественного производства и повышению эффективности его функционирования.

Рассмотренная функция дополняется и тем, что кредит дает возможность (при определенных обстоятельствах) усиливать покупательскую способность населения, т.е. не только способствует решению наисложнейшей для рыночной экономики проблемы реализации, но и образует новую дополнительную покупательскую способность капитала. Последнее имеет место тогда, когда выдается необеспеченный кредит. И хотя он не является массовым, но используется в развитых странах и уже сегодня играет, а в дальнейшем будет играть еще большую роль мощного фактора развития экономики.

3. Действующее место среди общих функций кредита занимает и такая его функция, которая может быть сведена к уменьшению затрат, связанных с оборотом денег, и ускорению движения денежных потоков. Введение кредитных карточек и усовершенствование таких форм кредитных денег, как вексель и чек, в союзе с новейшими формами организации платежей в итоге способствует повышению эффективности производства и усилению концентрации и централизации капитала. Кредитная система способствует экономии времени, поскольку она дает возможность в относительно короткий срок осуществлять концентрацию капитала. В свою очередь, концентрация капитала ведет к уменьшению затрат обмена и затрат производства и способствует увеличению прибыли.

4. Следующая очень важная функция, с точки зрения механизма общественного воспроизведения функции кредита, – это его функция по преобразованию сбережений физических и юридических лиц в капитал. Проблема капитализации денег в развитой рыночной экономике выступает как одна из наиактуальнейших, потому что она затрагивает вопросы о дополнительном привлечении к общественному производству мощных ресурсов. Дело в том, что и предприниматель, и население часть своих денег, предназначенных для потребления, не тратит в момент их получения. К этой части принадлежит та часть доходов населения, которая сохраняется в виде отложенного спроса или которая представляет собой экономию потребления. Сюда следует зачесть и ту часть доходов, которая откладывается для покупки дорогих товаров долгосрочного потребления, а также сбережения, предназначенные для осуществления страховых операций, или для улучшения будущего пенсионного обеспечения. Стоит заметить, что эта функция кредита, которая, по сути, есть капитализация денежных доходов населения, становится реальной и значимой для общества только при наличии высокоразвитой системы кредитных учреждений.

5. Еще одна функция кредита связана с возможностью и необходимостью со стороны кредитора контролировать использование тех денег, собственником которых он не перестает быть. Содержание этой функции состоит в том, что кредитор (чаще – это банк) контролирует процесс использования и возврата предоставленного заемщику займа. Степень контроля и его формы могут быть разными, но сам факт такого контроля является реальностью. Контроль выступает одной из конкретных форм обеспечения эффективности использования кредита.

Но эта функция не ограничивается только уровнем хозяйствующего субъекта. Кредитные учреждения – это некоторая системная совокупность, и поэтому все кредитные отношения выступают как система. А она в условиях современной регулированной рыночной экономики является одним из наиболее важных объектов государственного регулирования экономики. Таким образом, контролирующая функция кредита превращается на макроуровне в контрольно-регулирующую функцию и реализуется в том, что государство, целенаправленно влияя на организацию и функционирование всей совокупности кредитных отношений, образует условия для достижения определенных целей в общественном производстве.

Кредит как общая форма движения заемного капитала, в свою очередь, выступает в конкретных формах, обусловленных функциональной направленностью движения этого капитала, особенностями организации данного движения, спецификацией субъектов кредитных отношений и т.п.

Основные формы кредита:

· коммерческий,

· банковский,

· потребительский,

· государственный

· межгосударственный (международный).

Коммерческий кредит – продажа товара с отсрочкой платежа. Важная и очень распространенная в условиях высокоразвитой рыночной экономики форма кредита. В развитых странах он охватывает значительную часть товарных соглашений. Например, в современной Италии до 85% всех соглашений в оптовой торговле осуществляются на условиях коммерческого кредита. По сроку действия этот кредит является краткосрочным. Его целью является ускорение реализации товаров, а формой организации выступает вексель.

Объектом данной формы кредита выступает товар, а субъектами – функционирующие предприниматели. Движение товарного кредита связано с движением промышленного капитала и отображает динамику последнего. Так, в периоды повышения предложение и спрос на коммерческий кредит возрастают, и наоборот, спад в экономике ведет к уменьшению этой формы кредита.

Важной особенностью коммерческого кредита является то, что процент по нему, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту. Ускоряя процесс движения товаров, этот кредит способствует развитию производства. Вместе с этим коммерческий кредит дает возможность покупателю маневрировать своими финансовыми ресурсами, поскольку покупатель получает от поставщика отсрочку платежа. Такая форма кредита дает возможность ввести в оборот новый платежный документ – вексель. Это, в свою очередь, усиливает эластичность денежного оборота, а с учетом распространения векселей делает денежный оборот менее затратным, т.к. уменьшает количество наличности. К тому же вексель является очень простым и в тот же час мобильным инструментом денежного оборота, что позволяет использовать его в разнообразных вариантах (передать другому лицу при помощи индоссамента, отдать в залог, продать, обналичить в банке и т.п.).

Но данная форма кредита имеет и некоторые ограничения. Они связаны, с одной стороны, единонаправленностью данного кредита, потому что он, как правило, дается поставщиком потребителю, с другой стороны, этот кредит имеет и ограничения по своим масштабам, поскольку размер кредита определяется объемами резервного капитала функционирующего предпринимателя.

В Украине эта форма кредита развита еще слабо. Это обусловлено многолетним запретом на предпринимательскую деятельность и полным отсутствием в хозяйственном обороте векселя как формы организации коммерческого кредита. Первые законодательные основы для становления и развития коммерческого кредита заложены в 1991-1992 г.г. с принятием ряда законов Украины. Среди наиболее важных следует назвать законы: «О предпринимательстве», «О предприятии», «О ценных бумагах и фондовой бирже», «Об обороте векселей в Украине», а также ряд других нормативных актов Верховной Рады и Президента Украины.

Основное направление развития данной формы кредита в условиях переходной экономики сосредоточено на разработке правовой обеспеченности и технологии вексельного оборота. Так, только в последние годы разработаны правовые основы введения в оборот налоговых векселей для оформления налога на добавленную стоимость во время ввоза товаров на таможенную территорию Украины, подготовлен нормативный документ Министерства финансов Украины о введении в оборот казначейских векселей, разработаны и внедряются другие нормативные акты, касающиеся вексельного оборота.

Банковский кредит - это кредит, который выдается банком. Его объектом выступает денежный капитал, который передается заемщику во временное пользование на условиях платности, срочности и возврата.

Субъектами настоящей формы кредита являются, прежде всего, предприниматели, хотя ими могут быть и представители других слоев населения. Он избавлен от тех недостатков, которые присущи коммерческому кредиту, и является более эластичным. Его отличие от коммерческого кредита состоит в том, что движение банковского кредита является относительно самостоятельным. При этом изменения в его движении противоположны движению промышленного капитала. Так, в момент кризиса и спада производства, когда спрос на товары и услуги сокращается, спрос на банковский кредит наоборот возрастает.

Банковский кредит преодолевает те недостатки, которые присущи коммерческому кредиту. Он не является единонаправленным и в некотором понимании не является ограниченным. Последнее обусловлено тем, что заемный капитал, который формируется банками, только в незначительной части представлен собственным капиталом заемного капиталиста. Его основная часть представлена привлеченными средствами, и поэтому банк может давать в заем ресурсы, полученные не только от других хозяйствующих субъектов, а и от населения.

Банковский кредит тесно связан с коммерческим кредитом. Он расширяет возможности последнего путем учета векселей, их залога, акцептирования и др. операций. В то же время, между коммерческим и банковским кредитами есть определенные различия, что является позитивным следствием для хозяйствующих субъектов, потому что они могут из этих двух форм кредита выбрать наилучшую с точки зрения полноты удовлетворения своих интересов.

Банковские кредиты различаются по сроку предоставления займа (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), признаком обеспеченности (обеспеченные и необеспеченные, или бланковые), способами возврата и т.п. Среди этого разнообразия видов банковского кредитования следует отметить и такое новое явление, как лизинговый кредит. Это товарный кредит, который ранее не был характерным для банковского кредитования. Но приблизительно с середины прошлого столетия он появился в США. Его появление вызвано существенными изменениями в развитии продуктивных сил и, прежде всего, в таком их элементе, как основной капитал.

В целом, банковский кредит играет в общественном воспроизведении необычайно большую роль. Банки аккумулируют (вместе со сбережениями населения) капитал, который в процессе кругооборота временно освобождается, и используют его для развития производства.

В условиях становления рыночной экономики банковский кредит в Украине постепенно усиливает свою роль в развитии экономики. Однако эта форма кредита еще далека от тех требований, которые выдвигает развитое рыночное хозяйство ко всем формам кредитования, и, прежде всего, к банковскому кредитованию. Основные недостатки банковского кредита в Украине на сегодня такие:

· наши банки в силу как объективных, так и субъективных причин еще не стали мощным рычагом развития инвестиционных процессов в экономике;

· кредиты, которые выдают банки, - дорогие, что значительно сужает возможности их позитивного влияния на хозяйственную ситуацию в стране;

· банковский кредит представлен сегодня преимущественно краткосрочными соглашениями, а их тяжело использовать для крупномасштабных структурных преобразований в народном хозяйстве.

Потребительский кредит – это продажа товаров в кредит или заем на куплю-продажу товаров и оплату услуг.

Субъектами этого кредита являются банки, специальные учреждения коммерческого кредита, хозяйствующие субъекты, связанные с обслуживанием населения, и само население. Объектом потребительского кредита выступают как товары, так и деньги. Формой организации потребительского кредита является кредитное соглашение или кредитная карточка, которая появляется вследствие составления соответствующего соглашения. Кредитную карточку чаще всего выдает банк. Ее собственник, покупая товар, рассчитывается теми деньгами, которые выделил ему банк в кредит. При обработке этой карточки в кассовом терминале, например магазине, деньги с открытого банком счета собственника кредитной карточки переводятся на счет торговой организации, в которой покупается товар.

Потребительский кредит связан с проблемами, которые возникают во время реализации товаров и услуг. Эти проблемы, как известно, свойственны насыщенным товарным рынкам. Там, где существует дефицитная экономика, там потребительский кредит или отсутствует, или имеет место по отдельным товарным группам или даже по отдельным товарам. Например, в бывшем Советском Союзе потребительский кредит существовал только для незначительного перечня товаров, которыми рынок был насыщен.

По срокам потребительский кредит делится на краткосрочный (до одного года) и среднесрочный. Максимальный срок потребительского кредита в высокоразвитых странах обычно не превышает трех лет. Что касается долгосрочного кредита, то он существует как исключение, представленное кредитом под строительство жилья, и обычно выделяется в особую группу так называемого ипотечного кредита.

Обеспечением потребительского кредита выступает товар, предоставленный в кредит, или регулярно получаемая потребителем прибыль, например в виде заработной платы. Вещь, предоставленная в кредит в случае нарушения условий кредитования, может быть изъята у его собственника и продана с торгов. Впрочем, к этому фирмы западных стран прибегают относительно нечасто. Некоторая сложность изъятия и реализации товаров, а также необходимость постоянной поддержки имиджа фирмы диктуют им выбор других методов защиты своих интересов.

Потребительский кредит принадлежит к числу дорогих, что означает высокую процентную ставку. Обычно она колеблется в пределах 15-30%, но может быть и выше. Главными причинами удорожания потребительского кредита является относительно высокие затраты на его предоставление и большой риск неплатежеспособности потребителя.

Потребительский кредит играет важную роль в решении проблем реализации товаров и услуг, и в целом ускоряет их движение. Вместе с тем важно отметить и тот факт, что развитие потребительского кредита выступает важным фактором, который стимулирует интенсификацию труда и повышение уровня ответственности работника. Это обусловлено тем, что значительная масса товаров (часто это квартира или дом, машина, сложная бытовая техника, мебель и т.д.), взятая в кредит, вынуждает работника особенно добросовестно относиться к работе и работать интенсивнее, поскольку над ним висит «дамоклов меч» кредитов.

В Украине потребительский кредит развит еще очень слабо. Причины этого скрываются как в слабой насыщенности рынка товарами и низкой покупательской способностью населения из-за постоянного падения их доходов, так и в неразвитости системы организации, которые обеспечивают его функционирование.

Государственный кредит - это совокупность кредитных отношений, в котором заемщиком выступает государство.

Субъектами такого кредита, с одной стороны, является государство в лице правительства и отдельных государственных органов, например, Министерства финансов и местных органов власти; с другой стороны – население, а также отдельные хозяйствующие субъекты, и, прежде всего, институциональные инвесторы.

Объектом государственного кредита в современных условиях выступают деньги. Как правило, аккумулированные таким образом деньги, используются для покрытия дефицита государственного бюджета и направляются на финансирование обороны, силовых структур, социальной сферы и т.д. Другими словами, привлеченные таким способом средства используются преимущественно на непроизводственное потребление. Часто при помощи этого кредита государство изымает значительную часть денег из оборота и таким образом регулирует денежную массу.

Государственный кредит возник уже в рабовладельческом обществе, главным образом в связи с войнами, которые требовали больших материальных затрат. Кредиторами относительно государства выступали храмы и отдельные ростовщики.

В средневековье государственный кредит тоже был связан, как правило, с экстраординарными событиями (ведение войн, выплата контрибуции и т.п.) и не носил регулярного характера. Внешне этот кредит реализовался в виде займов королю или другому правителю и очень часто осуществлялся в натуральной форме. Кредиторам (а ими, кроме церкви и отдельных ростовщиков, все чаще становятся представители свободных производителей, например ремесленники, а также города) выдавались расписки, которые потом использовались их собственниками для оплаты налогов.

Современную форму государственный кредит получает в XVII-XVIII ст. В таких странах, как Англия, Голландия и Испания, в этот период государство начинает выпускать облигации и казначейские векселя. Дальнейшее использование данной формы кредита идет по двум основным направлениям. Совершенствуется правовая база, которая лежит в основе мобилизации и использования средств, которые аккумулируются в виде государственного займа, и разрабатываются инструменты данного кредита. Появляются долговые обязательства государства, которые различаются по срокам (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), способам оплаты прибыли по ним (процентные облигации и облигации, выпущенные с дисконтом), формам размещения (предоплата, закрытый или открытый аукцион) и т.д. Это дает возможность сформировать эффективную структуру государственного долга, спланировать оптимальный вариант его обслуживания и расширить возможности государства в оперативном управлении этим долгом.

Совокупность отношений, возникновение и существование которых связано с государственным кредитом, постоянно привлекает внимание экономистов. Но их подходы к определению сущности и особенно роли данного кредита в общественном производстве очень разные.

Так, представители школы физиократов (Ф.Кене, А.Тюрго) считали, что государство, беря в долг средства, отрывает их от продуктивного использования в сельском хозяйстве и тем самым тормозит развитие общественного производства. С точки зрения на этот вывод они рекомендовали правительствам избегать таких займов.

На непродуктивном характере использования денег, которые привлекаются в форме государственных займов, делали акцент и такие представители английской экономической школы, как А.Смит и Д.Рикардо. Для покрытия дефицита государственного бюджета они считали более принятой аккумуляцию средств при помощи налогов.

Несколько других позиций придерживались Дж.Кейнс и его сторонники (А.Хансен, С.Харрис и др.). Представители этой школы экономической мысли рассматривают государственный кредит как одно из наиважнейших средств решения таких ключевых и острых проблем рыночной экономики, как кризис, безработица, диспропорция общественного производства и т.д.

В современной рыночной экономике государственный кредит является неотъемлемым явлением, при помощи которого решаются как текущие проблемы (покрытие бюджетного дефицита, реализация разнообразных программ и т.п.), так и стратегические задания. К ним могут принадлежать, например, содействие при помощи привлеченных средств процессам структурной перестройки экономики, решение проблемы отсталых регионов и т.п. Иногда государство попадает в затруднительное положение в отношении своих долговых обязательств. В таком случае оно иногда прибегает к конверсии своих займов, т.е. к изменению условий в отношении ранних выпущенных долговых обязательств (изменение процента, сроков погашения и т.д.). Эта конверсия может быть добровольной, а значит и зависеть от воли собственника долговых обязательств государства, или принудительной, когда государство осуществляет конверсию без учета мнения населения.

История становления государственного кредита в независимой Украине берет свое начало с 1995 года, когда впервые были выпущены облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Эмитентом этого вида ценных бумаг стало Министерство финансов Украины, а его представителем на рынке ценных бумаг – Национальный банк Украины.

Первый выпуск ОВГЗ был небольшим. Всего за год в бюджет было привлечена сумма в 304 млн. грн., тогда как через два года (в 1997 г.) бюджет получил уже 8,5 млрд. грн. Одновременно с государством и его органами выпуск облигаций начали осуществлять и местные органы власти. Такие выпуски имели место в Киеве, Харькове, Львове, Запорожье и др. городах. Однако рынок ценных бумаг в Украине делает только еще первые шаги, и для его развития необходимо решить целый ряд проблем.

К наиболее существенным проблемам государственного кредита следует отнести следующее:

· относительно большой для страны с переходящей экономикой размер внутреннего государственного долга;

· неоптимальную структуру государственного внутреннего долга. В структуре государственных долговых обязательств преобладают краткосрочные облигации;

· неэффективное использование государством привлеченных в виде займа средств и очень слабый контроль общественности над их использованием;

· недоверие населения к государственным долговым обязательствам;

· низкий уровень организации работы с населением по привлечению государством их сбережений.

Решение вышеназванных проблем позволит оптимизировать те отношения, которые образуются в обществе в связи с формированием внутреннего государственного долга, и повышать эффективность использования привлеченных государством средств для строительства экономики в нашей стране.

Межгосударственный или международный кредит - это заем, который предоставляет одна страна другой, или когда государство получает заем в международном финансово-кредитном учреждении (например, во Всемирном банке, МВФ) или каком-то объединении кредиторов (например, в Парижском клубе). Эта форма кредита берет свое начало с XIV-XV ст. Этот период вошел в историю с Великими географическими открытиями и призывал к жизни проекты, кредитование которых уже было не под силу одному государству. Дальнейшее развитие такого кредита и его становление в современной форме связано с выходом производства за национальные границы и развитием международного разделения труда. Конкретными субъектами вышеуказанного кредита выступают правительства, правительственные учреждения, банки и отдельные фирмы, международные валютно-кредитные учреждения. При этом государство чаще выступает в роли гаранта по кредитам, предоставленным отдельным хозяйствующим субъектам. К этой форме принадлежат кредиты, которые страна получает от международных кредитных организаций. Наиболее известные среди них Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Объектом международного кредита выступает или товар, или деньги. Сам кредит может быть в разных формах. Так, в зависимости от субъекта кредитных отношений он может быть фирменным, банковским, правительственным. В зависимости от формы объекта и целевого назначения кредита различают большое количество видов кредитов, например товарный, реабилитационный и т.д. В зависимости от срока – краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от года до пяти) и долгосрочный (более пяти лет). По взгляду на безопасность различают обеспеченные и необеспеченные (бланковые), есть и другие виды кредитов, которые классифицируются в зависимости от признака, заложенного в основу классификации.

Формой организации таких кредитов обычно выступает кредитное соглашение. Но при кредитовании на уровне отдельных хозяйствующих субъектов (фирменный кредит) возможно использование векселей.

Международный кредит выполняет следующие функции.

Во-первых, он обеспечивает перемещение заемного капитала между странами и тем самым приводит к определенному выравниванию нормы национальной прибыли.

Во-вторых, международный кредит приводит к уменьшению затрат в сфере оборота, т.к. способствует развитию безналичных расчетов.

В-третьих, движение заемного капитала между странами способствует усилению концентрации и централизации капитала.

В условиях высокого уровня развития межгосударственных отношений международный кредит играет огромную роль в решении как тактических, так и стратегических задач, которые возникают перед той или иной страной. Ярким примером этого является Украина, которая сотрудничает с такими организациями, как МВФ, всемирный банк, ЕБРР, и получает от них значительные суммы кредитов. Эти кредиты имеют разное целевое назначение, но в нашей стране мы еще не научились использовать с максимальной отдачей.

Помимо перечисленных выше видов кредита, также существуют следующие виды кредита:

Овальный кредит - кредит банка, предназначенный для покрытия гарантируемого обязательства клиента.

Безотзывный кредит - кредит, условия которого не могут быть изменены без согласия кредитора и заемщика.

Вещный кредит– кредит под залог вещей.

Кредит без фиксированной даты погашения. Банк имеет право раз в году трансформировать его в срочный кредит.

Востребованный кредит– (cell money) вид краткосрочного межбанковского кредита, который может быть востребован и возвращен в любой момент без права протеста.

Гарантированный кредит– кредит, предоставляемый под гарантию банков, правительственных органов или других гарантов под обеспечение.

Кредит доверия – положительная репутация финансового положения компании, располагающей доверием своих клиентов до момента, когда такое доверие подрывается, прекращается по конкретным причинам; при этом говорят «кредит доверия исчерпан».

Ипотечный кредит– кредит, предоставляемый под залог недвижимости.

Компенсационный кредит– взаимный кредит, предоставляемый друг другу фирмами разных стран в национальной валюте на адекватные суммы.

Контокоррентный кредит– кредит, предоставляемый банками своим постоянным клиентам, имеющим в банке единый расчетный (контокоррентный) счет, на котором учитываются все поступления и платежи клиента.

Краткосрочный кредит– кредит, выдаваемый, как правили на срок до 1 года, предназначенный преимущественно для формирования оборотных средств предприятий. Фирм.

Ломбардный кредит– краткосрочный кредит под заклад легко реализуемого, движимого имущества.

Обеспеченный кредит– форма товарного кредита заключающегося в том, что купленный заемщиком товар остается собственностью кредитора -–продавца товара до тех пор, пока до тех пор пока товар не будет полностью оплачен, что и служит способом обеспечения оплаты.

Кредит овернайт – (overnight) сверхкраткосрочный кредит, сроком на сутки или на выходные – с вечера пятницы до утра понедельника; имеет распространение на рынке межбанковских кредитов.

Онкольный кредит– ссуда до востребования – отзываемый краткосрочный коммерческий кредит, который заемщик обязуется погасить по первому требованию кредитора. Обычно выдается под обеспечение ценными бумагами и товарами.

Открытый кредит– коммерческий кредит, используемый при расчетах между постоянными контрагентами; сумма задолженностей по такому кредиту относится на счет покупателя без документального оформления.

Партнерский кредит– доверительный кредит, предоставляемый банками или другими кредиторами надежным фирмам на осуществление кратковременных не предвиденных расходов. Выдается под срочное обязательство возврата не более чем на 3 месяца, в отдельных случаях допускается отсрочка погашения на 2 месяца.

Платежный кредит– 1) кредит, предоставляемый плательщику на оплату ими расчетных документов для выполнения денежных обязательств при наличии у плательщиков временных финансовых трудностей, возникающих вследствие опережения сроков платежей по отношению к срокам поступления средств на счета плательщиков. Обычно платежный кредит предоставляется банками предприятиям на оплату материальных ресурсов, оборотных средств, на погашения дебетового сальдо по зачету взаимных требований, на выплату заработной платы; 2) кредит, предоставляемый банком, обслуживающим продавца, иностранному покупателю для оплаты за конкретный товар, под контракт.

Револьверный кредит– возобновляемый кредит, предоставляемый на новый срок, автоматически продлеваемый в пределах установленного лимита и сроков погашения.

Кредит с государственной поддержкой – операция по кредитованию с долей государственного участия, широко практикуемая в международной сфере. Государство при этом может выступать в роли кредитора, гаранта или заемщика. Для привлечения коммерческих банков к кредитованию экспорта государство дает им право переучета трат в центральном банке, выплачивает разницу между рыночной и льготной ставкой по экспортным кредитам – так называемая бонификация, - гарантирует кредиты частных банков.

Кредит «свинг» (кредит-мост) – промежуточный заем в виде кредита, предоставляемого заемщику для покупки им имущества, недвижимости на срок, пока заемщик не продаст уже имеющееся у него другое имущество; деньги, вырученные от продажи наличного имущества, возвращаются заемщиком в виде погашения кредита и уплаты процентов по нему.

Связанный кредит– кредит, выдаваемый с определенной оговоркой, связывающим условием. Например, целевой кредит с указанием назначения его использования является «связанным» особыми условия его применения только по целевому назначению, в частности под закупку конкретного товара.

Кредит «стенд-бай» - особый вид резервного кредита, предоставляемый остро нуждающимся странам – членам международного валютного фонда (МВФ) для согласованных с ним целей на срок до 1 года, реже до 3 лет.

Экспортный кредит– кредит, подставляемый покупателю или его банку с целью финансирования продаж, как средство поощрения экспорта. Фирменный экспортный кредит предоставляется от лица экспортера. Банковский экспортный кредит предоставляется иностранным покупателям непосредственно банками. Известны и комбинированные варианты, когда государственный экспортный кредит сочетается с кредитами частных банков и международных организаций.

В настоящее время наряду с рыночными методами привлечения дополнительных денежных средств (получение кредитов) предприятия всех форм собственности используют и нерыночные. К ним, прежде всего, относится ставшая регулярной практика невыплаты заработной платы, несоблюдение сроков ее выплаты. Экономическое содержание невыплаты заработной платы состоит в том, что рабочую силу практически заставляют предоставлять кредит работодателю на сумму своей заработной платы. Однако это кредит не рыночный, так как:

- отсутствует добровольность кредитора, предоставляющего денежные средства в пользование другому лицу, имеет место вынужденность;

- заработная плата у основной части работающих по найму, особенно при сегодняшнем ее низком уровне, не является временно свободными средствами, а является жизненно необходимой для обеспечения физического выживания работника и его семьи;

- отсутствует экономический интерес заемщика – на сумму задолженности по заработной плате не начисляются проценты, как это имеет место при использовании кредитами;

- юридически не оформляются кредитные отношения, что не дает возможности использовать механизм экономической и иной ответственности по данным невыплатам.


Наши рекомендации