Функции государственных и муниципальных финансов

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централиз-е фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

5. Распределительная функция ГМФ заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

Управление финансамипредставляет собой процесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения и финансовые ресурсы посредством специальных инструментов, приемов и методов при реализации целей, задач и функций органов государственной и муниципальной власти, а также хозяйствующих субъектов.

Целью управления централизованными финансами является рост благосостояния населения на основе достижения стабильных темпов экономического роста страны, сбалансированности бюджета и устойчивости национальных валютной и кредитной систем.

Объектом управления централизованными финансами выступают сферы и звенья финансовой системы страны. Субъектами управления централизованными финансами выступают органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Управление финансами осуществляет МинФин.

Функции МинФина:

• подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

• участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

• участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддерж­ке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

• участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

• подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов. И тд.

Управление централизованными финансами может осуществляться по двум основным направлениям:

* Стратегическое управление финансами осуществляется выс­шими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собрани­ем РФ). В процессе осуществления стратегического управления финансами определяются источни­ки и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в со­ответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуп­равления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.

* Оперативное управление финансами осуществляется министер­ствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых пла­нов.

Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом,под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление фи­нансами на различных уровнях централизованной сферы финансовой системы.

Функции государственных и муниципальных финансов - student2.ru Функции государственных и муниципальных финансов - student2.ru

Важнейшее направление деятельности руководящих органов аппарата управления финансами – выработка и осуществление го­сударственной финансовой политики и нормативно-правовое регу­лирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности, других сфер инаправлений обеспечения стратеги­ческих целей развития страны.

Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финансовых ор­ганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министер­ству финансов Российской Федерации. Тем не менее, финансовые органы субъектов Российской Федерации представляют отчет об исполнении бюджета в Министерство финансов Российской Феде­рации и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

В Волгоградской области можно выделить следующие органы аппарата управления финансами Губернатор Волгоградской области (глава Администрации Волгоградской области); Волгоградская областная дума; Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.

На муниципальном уровне (в г. Волгограде) управление финансами осуществляется Главой администрации г.Волгограда; Волгоградской городской Думой; Департаментом финансов г.Волгограда.

Финансовые органы муниципальных образований обеспечи­вают проведение единой государственной финансовой политики и осуществляют общее ру­ководство финансовыми ресурсами на территории муниципального образования; действуют в соответствии с положениями, утвержден­ными главой администрации соответствующего муниципального образования; возглавляются заведующими (начальниками), назначен­ными главами администрации муниципальных образований по согла­сованию с финансовыми органами вышестоящих органов власти.

Функции органов управления финансами осуществляют:

- органы представительной власти – Федеральное собрание в составе ГосДумы и Совета Федерации рассматривают и утверждают бюджет, отчет о его исполнении, рассматривают и принимают законы о налогах, сборах и др. обязательных платежах; устанавливают нормативы фин. регулирования. Счетная палата осуществляет и некоторые контрольные функции.

- органы исполнительной власти - Правительство, Минфин, ФНС, органы фин. управления на местах, которые непосредственно занимаются разработкой бюджетов и их исполнением, осуществляют межбюджетное регулирование; Федеральное казначейство и органы фин. контроля фин. органов субъектов РФ осуществляют функции по контролю правильности финансовых операций, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.

Государственная финансовая политика – это часть соц-эк. политики государства по обеспечению сбалансированности роста фин. ресурсов во всех звеньях фин. системы. Цель - создание финансовых условий для соц-эк. развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Под финансовой политикой понимают систему мер органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.

Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти, собственники и органы управления хозяйствующих субъектов.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

§ формы финансовых ресурсов;

§ методы их формирования;

§ система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;

§ государственные программы и национальные проекты;

§ организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Целями финансовой политики могут являться:

§ политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

§ экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

§ социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений.

Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в об­ласти формирования доходов государства, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Расходная финансовая политика предполагает разработку кон­цепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов. Государственная и частная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики. По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Государственная и муниципальная финансовая политика имеет сложную классификационную структуру. С учетом различных специ­альных критериев (признаков) различают:

1. по уровню управления: федеральную, региональную и местную финансовую политику;

2. по признаку целевой направленности: стимулирующую и сдерживающую финансовую политику;

3. Функции государственных и муниципальных финансов - student2.ru по отношению к сегментам финансового рынка: валютную, денежно-кредитную и страховую политику.

Стимулирующую государственную финансовую политику обычно осуществляют по времени с периодом экономического спада и депрессии. В этом случае государство разрабатывает и принимает стабилизационные меры, направленные на стимулирова­ние деловой активности.

Сдерживающая государственная финансовая политика проводится на стадии экономического подъема, когда возникает опасность кризи­са перепроизводства в силу чрезмерного повышения деловой активно­сти, темпов роста производства, продаж и доходов в экономике.

Содержание финансовой политики:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Современная финансовая политика направлена на формирование модели российской экономики, которая обладает долгосрочным потенциалом эк. роста и направлена на повышение благосостояния населения. В ее основе главное место отводится бюджетной политике. Имеет место отраслевая направленность (здравоохранение, образование, жилье, с/х, транспорт и оборона).

Основные направления финансовой политики в современных условиях:

1. Повышение эффективности гос.расходов.

2.внедрение программы целевых методов бюджетного планирования – получение социально значимого результата.

3. прекращение перекрестного субсидирования в сферах ЖКХ и транспорте.

4. сокращение натуральных льгот физическим лицам.

Сокращение налоговых льгот.

Наши рекомендации