Раздел II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
I. Общие сведения о финансовом контроле
Понятие.
Словосочетание "финансовый контроль" является привычным и устоявшимся не только для науки финансового права, но и для слуха финансистов. Вместе с тем в ряде нормативных актов (это можно увидеть ниже на примерах полномочий федеральных органов исполнительной власти) можно встретить формулировку "контроль и надзор", далее никак не разъясняемую.
С практической точки зрения целесообразно считать контроль базовым, а значит и более широким понятием, чем надзор.
Любой контроль, а значит, и финансовый в том числе, представляет собой завершенный информационный познавательный процесс, в котором есть проверяющий и проверяемый, вид деятельности и период времени, подлежащие проверке, некая сумма накопленных данных об этой деятельности и нормативные требования, на соответствие которым проходит проверка. Любой контроль, облеченный в правовую форму, помимо всего вышеназванного предполагает совокупность прав и обязанностей как у проверяющего, так и у проверяемого.
В самом общем виде объектом любого финансового контроля являются сведения о денежных потоках, а в деталях это могут быть самые разнообразные данные о накоплении и расходовании денежных средств проверяемым лицом, полученные в различных разрезах, в разные моменты его деятельности и из разных источников.
Результатом информационного процесса должна стать задокументированная объективная информация о финансовом положении проверяемого лица, его действиях и других обстоятельствах, так или иначе повлиявших на это положение. Соответствующий документ становится юридическим основанием для официальной оценки финансовой деятельности проверяемого, а значит, и для применения к нему мер поощрения или привлечения к ответственности.
Финансовый контроль в большинстве (но не во всех) случаев носит властный, императивный характер.
Государственный финансовый контроль как правовое понятие можно рассматривать в широком и узком значении:
- широкое значение:
охватывает деятельность органов государственной власти РФ (включая Банк России) и субъектов РФ по организации и осуществлению финансового контроля на всех уровнях финансовой системы страны (в бюджетной, налоговой, банковской сферах, в отношении финансовых рынков: страхового, валютного, ценных бумаг и т.д.) в рамках предоставленных полномочий, исключая финансовый контроль, находящийся в зоне ответственности органов местного самоуправления;
- узкое значение:
деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению ими финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (требования, предъявляемые к этой деятельности, могут применяться органами исполнительной власти субъектов РФ, исполнительно-распорядительными органами или должностными лицами муниципальных образований при организации и осуществлении финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством РФ).
Ведомственный финансовый контроль - составная часть государственного финансового контроля в его узком значении. Организуется в целях: а) выявления, б) устранения и в) предупреждения недостатков в финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств и некоторых других участников бюджетных правоотношений, подведомственных контролеру. Ведомственный финансовый контроль призван обеспечить правомерное, целевое, эффективное использование бюджетных средств.
Например, Минюст России:
- осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;
- координирует и контролирует деятельность подведомственных ему служб - ФСИН России и ФССП России <4>, обе из которых осуществляют функции главных распорядителей средств федерального бюджета: а) ФСИН - предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, б) ФССП - предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций;
--------------------------------
<4> ФСИН - Федеральная служба исполнения наказаний, ФССП - Федеральная служба судебных приставов.
- в субъектах РФ действует через свои территориальные органы - управления, которые содержатся за счет средств федерального бюджета на основании бюджетных смет, при этом каждое управление имеет статус получателя бюджетных средств;
- руководит деятельностью подведомственных ему федеральных государственных учреждений, например, ФГБОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации", финансирование которого возможно: а) на основании государственного задания за счет субсидии, б) на основании бюджетной сметы за счет средств федерального бюджета;
- наделен полномочиями по осуществлению ведомственного финансового контроля в отношении подведомственных ему распорядителей (получателей) бюджетных средств.
Внутренний финансовый аудит - это финансовый контроль, осуществляемый подразделениями внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), созданными при органах исполнительной власти. Эти подразделения осуществляют:
разработку внутренних стандартов и процедур:
- составления и исполнения бюджета;
- составления бюджетной отчетности;
- ведения бюджетного учета;
контроль:
- за соблюдением указанных стандартов и процедур;
подготовку и организацию осуществления:
- мер, направленных на повышение эффективности и экономности использования бюджетных средств.
Муниципальный финансовый контроль - в законодательстве упоминается в следующих формах:
1) внешний финансовый контроль, осуществляемый контрольно-счетным органом муниципального образования в бюджетной сфере, а также финансовым управлением (отделом) при администрации муниципального образования;
2) внутренний финансовый аудит, осуществляемый подразделениями внутреннего контроля, создаваемыми органами местной администрации.
Кроме того, законодательству известны формы финансового контроля, не требующего участия органов государственной власти и местного самоуправления в качестве проверяющих - так называемый негосударственный финансовый контроль, который может быть:
а) внешним - проводится независимым проверяющим, не имеющим статуса органа государственной власти или местного самоуправления, например, индивидуальным аудитором;
б) внутренним - проводится контрольно-ревизионным подразделением организации, например, для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью открытого акционерного общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества.
II. Федеральный государственный финансовый контроль
В этом параграфе исходя из широкого понимания государственного финансового контроля рассматриваются его направления на федеральном уровне, распределенные по соответствующим государственным органам, включая Банк России, который формально (но не функционально) государственным органом не является. В круг нашего внимания попадают: Счетная палата, Федеральное казначейство, Росфиннадзор, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам и Банк России. Ведомственный и внутренний государственный финансовый контроль рассматриваться не будут.
Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль), а именно - контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, в связи с чем на нее возлагаются следующие функции:
- экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
- экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части расходных обязательств и государственных программ РФ;
- проверка бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ, долга иностранных государств/иностранных юридических лиц перед РФ, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
- другие функции.
Федеральное казначейство осуществляет:
- предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за:
- использованием:
а) средств федерального бюджета;
б) средств государственных внебюджетных фондов;
в) материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- соблюдением резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций):
а) валютного законодательства РФ;
б) требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
- соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
- соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями:
а) финансовой помощи из федерального бюджета;
б) гарантий Правительства РФ;
в) бюджетных кредитов;
г) бюджетных ссуд;
д) бюджетных инвестиций;
- исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля
а) федеральных органов исполнительной власти;
б) органов государственной власти субъектов РФ;
в) органов местного самоуправления.
Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением:
а) законодательства о налогах и сборах;
б) нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ним;
- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения:
а) налогов и сборов;
б) иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);
- осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами (не кредитными организациями);
- соблюдением:
а) требований к контрольно-кассовой технике;
б) порядком и условиями ее регистрации и применения;
- полнотой учета выручки денежных средств:
а) в организациях;
б) у индивидуальных предпринимателей;
- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует:
- исполнение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
а) профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
б) организациями, управляющими инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
в) страховыми организациями;
г) кредитными потребительскими кооперативами;
д) микрофинансовыми организациями;
- соблюдение страхового законодательства:
а) субъектами страхового дела;
б) иными физическими и юридическими лицами;
- представление субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
- достоверность отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
- выдачу страховщиками банковских гарантий;
- обеспечение страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
- деятельность кредитных потребительских кооперативов и их саморегулируемых организаций;
- соблюдение законодательства РФ о ценных бумагах/стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг:
а) эмитентами;
б) профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
в) СРО <5> профессиональных участников рынка ценных бумаг;
--------------------------------
<5> СРО - саморегулируемая организация.
- соблюдение микрофинансовыми организациями, привлекающими денежные средства физических и юридических лиц в виде займов, экономических нормативов:
а) достаточности собственных средств;
б) ликвидности;
- деятельность временной администрации финансовой организации;
- исполнение плана восстановления платежеспособности финансовой организации.
Банк России является органом банковского надзора, в связи с чем осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
III. Региональный государственный финансовый контроль
В этом параграфе, как и в предыдущем, рассматриваются направления только внешнего финансового контроля, распределенные по соответствующим государственным органам субъекта федерации. В круг нашего внимания попадают: контрольно-счетный орган субъекта РФ и финансовый исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.
Контрольно-счетный орган субъекта РФ:
проводит:
- экспертизу проектов законов: а) о бюджете субъекта РФ, б) о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда;
- финансово-экономическую экспертизу проектов: а) законов субъекта РФ, б) нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ (в части расходных обязательств субъекта РФ), в) государственных программ субъекта РФ;
контролирует:
- исполнение бюджета: а) субъекта РФ, б) территориального государственного внебюджетного фонда;
- использование межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта РФ бюджетам муниципальных образований;
анализирует:
- бюджетный процесс в субъекте РФ и готовит предложения о его совершенствовании;
проверяет:
- годовые отчеты об исполнении бюджетов: а) субъекта РФ, б) территориального государственного внебюджетного фонда;
оценивает:
- эффективность предоставления за счет средств бюджета субъекта РФ: а) налоговых, б) иных льгот и преимуществ, в) бюджетных кредитов;
- законность предоставления за счет средств бюджета и собственности субъекта РФ: а) гарантий, б) поручительств, в) других способов обеспечения исполнения по сделкам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;