Правовые основы финансового контроля.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных фондов в целях эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны. Это контроль за финансово- хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов власти, в том числе специальными контрольными органами при участи хозяйствующих субъектов и общественных организаций. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.
Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного контроля в РФ» установлены конкретные объекты финансового контроля и его субъекты. В соответствии с данным Указом финансовому контролю подлежат:
- исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных органов;
- организация денежного обращения;
- использование кредитных ресурсов;
- состояние государственного долга и резервов;
- предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Цель финансового контроля – эффективное использование финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.
Объектом контроля являются денежные средства и различные материальные, нематериальные средства, так как их оценка осуществляется в денежной форме. Непосредственной проверке подлежат такие показатели, как выручка от реализации, себестоимость, прибыль, налоги, отчисления в фонды. В ходе контроля выявляются внутренние резервы производства. Финансовым контролем охватывается практически вся хозяйственная деятельность, связанная с использованием денег или их эквивалентов.
К важнейшим задачам финансового контроля следует отнести:
- обеспечение соблюдения нормативных актов в финансовой и хозяйственной деятельности;
- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и величиной денежных доходов государственного бюджета;
- предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности.
В зависимости от особенностей правового статуса, осуществляющих его, выделяют виды финансового контроля:
а) Государственный финансовый контроль
Б) Внутрихозяйственный Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.
Процесс финансового контроля включает следующие основные этапы: · планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;
· проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;
· систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;
· реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Правовое и методическое обеспечение финансового контроля включает: · финансово-правовые акты, в которые входят: законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;
· стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);
· кодексы профессиональной этики;
· методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).