Семинар 4. Тема: Правовые основы финансового контроля. (3 ч.)

Цель:Выявить цели и задачи финансового контроля в РФ. Определить и охарактеризовать основные органы финансового контроля в РФ, уяснить их компетенцию в сфере финансового контроля (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-2, ПК-3, ПК-4).

Студент должен знать виды финансового контроля, органы, его осуществляющие, уметь определять компетенцию исполнительных органов власти при осуществлении финансового контроля, владеть навыками подготовки юридических документов в сфере финансового контроля и применения его основных методов.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина.

2. Виды финансового контроля; органы, его осуществляющие.

3. Финансовый контроль представительных (законодательных) органов государственной власти и местного самоуправления. Контроль Президента РФ. Финансовый контроль, осуществляемый Правительством РФ. Контрольные функции соответствующих органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

4. Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ как постоянно действующим органом государственного финансового контроля.

5. Формы финансового контроля. Особенности и значение ревизий, их виды. Акт ревизии.

6. Ведомственный финансовый контроль. Внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль. Права и обязанности главного бухгалтера организации в его осуществлении.

8. Аудиторский финансовый контроль.

Темы докладов/ рефератов:

1. Проблемы развития финансового контроля в РФ.

2. Государственный финансовый контроль: понятие, виды и особенности.

3. Парламентский финансовый контроль.

4. Президентский финансовый контроль в РФ.

5. Финансовый контроль, осуществляемый органами Министерства финансов РФ.

6. Финансовый контроль Банка России.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Определить, в компетенцию каких органов входят следующие полномочия по осуществлению финансового контроля:

· проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

· проводить оценку обоснованности доходных статей и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· осуществлять предварительный и текущий контроль;

· осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

· приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество лиц;

· осуществлять меры по предотвращению, выявлению, пресечению коррупции в налоговых органах,

· организовывать проведение внутрихозяйственного контроля.

2. Решить задачу: «Органы Федерального казначейства в процессе осуществления контроля деятельности государственного унитарного предприятия установили факт незаконного расходования выделенных ему бюджетных ассигнований. Какие меры может применить в этом случае финансовый орган?»

3. Решить задачу: «По результатам проверки исполнения бюджета субъектом РФ, проведенной Счетной Палатой РФ, выявлены следующие нарушения:

· не целевое использование денежных средств, выделенных из вышестоящего бюджета;

· несвоевременное перечисление, а в некоторых случаях неполное перечисление обязательных платежей в вышестоящий бюджет;

· нарушение графиков представления отчетности об исполнении бюджета;

· размещение бюджетных средств на депозитных счетах коммерческих банков.

Укажите, какие действия обязана осуществить Счетная Палата РФ. Определите вид и меры ответственности за перечисленные нарушения бюджетного законодательства РФ».

4. Решить задачу: «Контрольно-ревизионное управление Минфина по Н-ской области направило уведомление предприятию «Рассвет» о начале проведения ревизии его финансово-хозяйственной деятельности. Руководство предприятия опротестовало правомерность проведения ревизии, ссылаясь на то, что предприятие является полностью частным, не имеет налоговых и иных льгот и освобождений и не получает финансовой помощи из бюджетов. В ответ ревизоры Минфина указали, что ревизия проводится по обращению администрации области, поскольку предприятие поставляет оргтехнику для нужд областной администрации. Кроме того, имеется поручение правоохранительных органов о проведении данной ревизии.

Дайте правовую оценку создавшейся ситуации».

5. Решить задачу: «Счетная палата РФ проверила финансово-хозяйственную деятельность Центра по реабилитации детей-инвалидов. При этом было обнаружено, что часть средств, выделенных Центру по смете на закупку продуктов питания, была использована на приобретение инвалидных колясок. Счетная палата направила руководству Центра представление с требованием вернуть в бюджет средства, израсходованные не по целевому назначению. Аналогичное уведомление было направлено Счетной палатой в Минфин РФ. Руководство Центра объяснило свои действия тем, что Центром была получена большая партия продовольствия в качестве гуманитарной помощи, что позволило использовать часть выделенных бюджетных средств на закупку крайне необходимого для Центра оборудования.

Какое расходование бюджетных средств расценивается как нецелевое? Какие меры ответственности предусматриваются законодательством за нецелевое использование бюджетных средств? Какое решение должно быть принято Минфином РФ?»

6. Решить задачу: «Аудиторская фирма заключила договор на проведение аудиторской проверки с ОАО «Сигнал», директор которого приходится отцом ведущего аудитора фирмы, участвующего в проверке.

Оцените правомерность ситуации».

Образовательные технологии -Игровые технологии в форме презентаций.

Формы контроля самостоятельной работы студентов – проверка докладов и задач.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций – проверка рефератов, индивидуальных заданий и практических задач, устный опрос (групповой или индивидуальный) по вопросам, вынесенным для обсуждения.

Особенная часть

Семинар 5. Тема: Бюджетное право РФ. (3 ч.)

Цель:Проанализировать структуру бюджетной системы РФ и принципы ее построения. Рассмотреть состав доходов и расходов федерального бюджета. Определить компетенцию субъектов бюджетных правоотношений (ОК-3, ОК-5, ОК-7, ОК-12, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-15).

Студент должен знать понятие и роль бюджетного права, структуру бюджетной системы РФ, уметь определять бюджетную компетенцию субъектов бюджетного права, владеть навыками классификация доходов и расходов бюджетов разного уровня бюджетной системы РФ.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, роль и правовая форма государственных и местных бюджетов. Бюджет как звено финансовой системы.

2. Бюджетное право: понятие, роль, место в системе финансового права.

3. Субъекты бюджетного права. Их права и обязанности, ответственность. Бюджетное обязательство.

4. Бюджетная система Российской Федерации: понятие, структура. Бюджетное устройство Российской Федерации. Принципы бюджетной системы и бюджетного устройства Российской

Федерации.

5. Доходы и расходы бюджета: понятие, классификация.

6. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Темы докладов/ рефератов:

1. Принципы построения бюджетной системы по российскому законодательству.

2. Особенности бюджетного устройства РФ.

3. Бюджетное право в системе финансового права РФ.

4. Бюджетный кодекс как источник бюджетного права.

5. Бюджетная компетенция Российской Федерации.

6. Межбюджетные отношения: основные направления их реформирования.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Ответить на вопрос: «Что относится к бюджетным правоотношениям?» Подтвердите ответ ссылкой на статью Бюджетного кодекса РФ.

2. Расположить акты, которые входят в понятие «бюджетное законодательство» по юридической силе:

· Конституция РФ

· Законы субъектов РФ о бюджете на …год

· Федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения

· БК РФ

· НПА представительных органов местного самоуправления о бюджете на …год

· Постановления Правительства РФ

· Указы Президента РФ

· Законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные правоотношения

· НПА представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения

· Федеральные законы о бюджете на …год.

3. Изобразить схематически:

- бюджетное устройство РФ;

- бюджетную систему РФ.

4. Ответить на вопрос: «Что входит в состав бюджетной классификации?»

5. Ответить на вопрос: «Какие принципы бюджетной системы РФ в настоящее время действуют?»

6. Решить задачу: «Город «Н» перевыполнил план на 2014 год по обеспечению доходной части городского бюджета на 40%. Областная администрация излишек средств изъяла в региональный бюджет по целевой статье. Оцените правомерность действий областной администрации»

Образовательные технологии -организационно - деятельностные игры.

Формы контроля самостоятельной работы студентов– проверка докладов, рефератов, составленных схем и решения задач.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций – проверка решения практических задач и тестов, устный опрос (групповой или индивидуальный) по вопросам, вынесенным для обсуждения.

Наши рекомендации