Организационно правовые основы финансового контроля

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля.

Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др.

Министерство финансов РФ.осуществляет функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности: за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др. осуществляет полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.


Государственный финансовый контроль осуществляют. главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании бюджетных средств.

Органы исполнительной власти субъектов . контроль за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных предприятий и учреждений города Москвы; расходованием средств, поступивших в бюджет муниципального образования из бюджета города Москвы, а также обеспечение координации работы контролирующих органов, осуществляющих финансовый контроль в городе Москве, возложен на Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Таможенный контроль в РФосуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях — налогового и валютного контроля. Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании федеральных правил аудиторской деятельности, внутренних правил, которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица.

Пути совершен.фин.контроля

Финансовый контроль - стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов.

Пути совершенствования финансового контроля.

-Создание единой государственной концепции финансового контроля в стране.

-Перспективным направлением является совершенствования финансового контроля переход к аудиту эффективности государственных расходов, который предполагает анализ результативности и обоснованности расходование государственных средств.

-Законодательное закрепление основ проведения ревизий.

-Использование новых информационных технологий, в целях создание единого информационного, открытости для проверяющих органов, для ускорения получения информации, обмена между контрольными органами.

-В целях совершенствования не государственного контроля предполагается по аудиторскому контролю повышение качества оказываемых услуг, необходимо разработать дополнительные критерии, создать методики оценки ущерба от не качественных проверок, работать на повышение квалификации аудита.

-Необходимо законодательно закрепить контроля служб внутреннего контроля. Общественный контроль, законодательное обеспечение процедур доступа к информации, и информирование о результатов деятельности, разработка мер ответственности за уклонение предоставление информации.

Порог рентабельности

Порог рентабельности — это объем продаж при котором предприятие может покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Часто используется термин точка безубыточности.

Для расчета порога рентабельности принято делить издержки на две составляющие:

· Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению объему производства (реализации товаров).

· Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Значение порога рентабельности представляет большой интерес для кредитора, поскольку его интересует вопрос устойчивости компании и ее способности выплачивать проценты за кредит и основной долг. Устойчивость предприятия определяет запас финансовой прочности — степень превышения объемов продаж над порогом рентабельности.

Формула расчета порога рентабельности в денежном выражении:

ПРд = В*Зпост/(В - Зпер)

Формула расчета порога рентабельности в натуральном выражении (в штуках продукции или товара):

ПРн = Зпост / (Ц - ЗСпер)

где, В- выручка, Зпер - переменные затраты, Зпост - постоянные затраты, Ц- Цена, выручка на единицу продукции, ЗСпер - средние переменные затраты (на единицу продукции).

Запас финансовой прочности

Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Повышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:

Запас финансовой прочности = Выручка - Порог рентабельностиРасчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.

На практике возможны три ситуации, которые по-разному будут отражаться на величине прибыли и запасе финансовой прочности предприятия:

1) объем реализации совпадает с объемом производства;

2) объем реализации меньше объема производства;

3) объем продаж больше объема производства.

Итак, для измерения запаса финансовой прочности необходимо выполнение следующих шагов:

-расчет запаса финансовой прочности;

-анализ влияния разности объема продаж и объема производства через коррекцию величины запаса финансовой прочности с учетом прироста товарно-материальных запасов предприятия;

-расчет оптимального прироста объема реализации и ограничителя запаса финансовой прочности, рассчитанный и откорректированный, является важным комплексным показателем финансовой устойчивости предприятия, который необходимо использовать при прогнозировании и обеспечении комплексной финансовой устойчивости предприятия.

Наши рекомендации