Финансовое регулирование социально- экономических процессов

Воздействие финансов на экономику и социальную сферу.Среди направлений воздействия финансов на социально-экономические процессы можно выделить следующие:

· развитие человеческого потенциала (образование, продолжительность жизни, уровень доходов и др.);

· формирование финансовой среды для развития предпринимательства (стимулирование инноваций и инвестиций в реальный сектор экономики, развитие финансовой (гарантийной) системы поддержки экспорта промышленной продукции и др.);

· установление оптимального уровня финансовых ресурсов, изымаемых у хозяйствующих субъектов через механизм налогообложения, и создание особых режимов для деятельности малого бизнеса;

· регулирование социально-экономических процессов через снижение социального неравенства;

· разграничение расходных и доходных полномочий, повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровнях;

· усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Усиление влияния финансовых рычагов и стимулов по мере развития рыночных отношений, пути повышения их эффективности.

Финансовый рычаг – инструмент формирования и использования финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения ВВП.Совокупность финансовых рычагов и методов государственного воздействия на экономику состоит из:

· налоговый механизм (специальные налоговые режимы, ставки налогов, инвестиционный налоговый кредит, льготы, санкции); таможенно-тарифное регулирование;

· амортизационный механизм (нормы амортизационных отчислений, амортизационные премии);

· методы бюджетного финансирования (НИОКР, федеральных целевых программ, инвестиционных проектов); развитие особых экономических зон;

· регулирование социальной сферы и реформирование пенсионной системы (рост коэффициента замещения пенсий, повышение пособий, стипендий, компенсаций, субсидий, денежной материальной помощи, введения прогрессивной ставки НДФЛ, увеличение размеров социальных вычетов и др.);

· подушевые нормативы финансирования в здравоохранении, образовании;

· финансовое регулирование рынка жилья, ипотечного кредитования (предоставление государственных гарантий по банковским ипотечным кредитам, бюджетное субсидирование ссудного процента, долевое участие бюджетных средств в финансировании строительства жилья наряду со средствами частных инвесторов);

· государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных производителей (субсидирование процентов за пользование банковским кредитом, финансирование федеральных и региональных целевых программ);

· финансовая поддержка развития малого бизнеса (предоставление льготных кредитов (займов), поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках, оказание финансовой помощи на возмездной основе, долевое участие в создании хозяйствующих субъектов).

Финансовый стимул – организационная форма финансовых отношений, с помощью которой можно влиять на материальные интересы хозяйствующих субъектов. Выделяют:

1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, благодаря чему расширяются возможности выпуска продукции с высокой отдачей, создаются условия для развития новых технологий;

2) поощрительные фонды. Используются на предприятии с целью повысить заинтересованность работников в более интенсивном и эффективном труде;

3) бюджетные стимулы. Субъектом стимулирования выступает государство. Это система платежей в бюджет и система бюджетного финансирования;

4) система финансовых льгот и санкций. Льготы расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования денежных средств в производство и создают благоприятные условия для его роста. К ним относятся разрешение на ускоренную амортизацию, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на научно-технические разработки или природоохранные мероприятия. Санкции усиливают материальную ответственность субъектов за конечный результат деятельности, нарушения требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.

Эффективность финансовых рычагов и стимулов – способность их обеспечить экономику надежными и устойчивыми источниками роста, финансовую устойчивость народного хозяйства, повысить экономическую отдачу в производстве товаров и услуг.

Направления повышения эффективности:

1) налоги. Налоговый механизм оказывает на предприятие двойственное влияние. Система налоговых льгот способствует ускоренному обновлению производственной базы, росту расходов на научно-технические и опытно-конструкторские работы, стимулируя повышение эффективности производства. Однако высокий общий уровень налогообложения предприятия резко ограничивает его финансовые возможности по наращиванию производства, а частый пересмотр видов налогов и условий их взимания ослабляет действенность налоговых льгот. Необходима устойчивая налоговая система с отлаженным контролем за полнотой и своевременностью уплаты налогов, с таким порядком исчисления размера платежа, который заинтересует плательщика в лучших результатах деятельности, во включении режима экономии ресурсов;

2) финансовые санкции и льготы используются очень мало. Повысить эффективность действующих финансовых санкций можно путем оздоровления экономики, арбитражных служб, пересмотрев сами санкции в сторону ужесточения;

3) прибыль – обобщающий измеритель работы предприятия, в котором находят отражение качественные и количественные результаты хозяйственной деятельности. Среди них снижение себестоимости, рост объема производства.

Наши рекомендации