Финансовое регулирование социальных процессов.

Объективные предпосылки целенаправленного использования финансов в общественном воспроизводстве ЗАЛОЖЕНЫ в функциях этой категории - распределительной и контрольной.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соот­ветствии с потребностями развития общественного производства в целом и отдельных его структурных подразделений.

КОНТРОЛЬНАЯ функция через движение финансовых ресурсов отражает течение экономических процессов в обществе и фиксирует все происходящее в экономике и отдельных ее структурных элементах.

Можно выделить два главных направления использования финансов в общественном воспроизводст­ве:

· финансовое обеспечение воспроизводственного процесса (потребностей расширенного воспроизвод­ства);

· финансовое регулирование экономических и социальных про­цессов.

1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресур­сов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством.

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рацио­нальное использование имеют огромное значение, поскольку финан­совые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уров­ня жизни населения. Снижение объема финансовых ресурсов может ог­раничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социаль­ных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвестиций в произ­водственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осу­ществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и го­сударственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйст­вования. При недостаточности собственных средств предприятие (организация) может либо сократить некоторые свои расходы, ли­бо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование - это такой способ финансового обеспечения вос­производственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйство­вания покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат могут применяться одновременно.

2. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ— это обес­печение развития передовых технологий и социальной стабильнос­ти, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основ­ным субъектомфинансового регулирования выступает государ­ство.

Среди финансовых методов воздействияна экономику и соци­альные процессы наиболее распространены:

· бюджетные методы (различ­ные формы бюджетных расходов: субсидии, субвенции, бюджетные кредиты…, государственные гарантии и т.п.);

· налоговые методы (изменение состава налогов, нало­говых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщи­ков и др.)

Основными объектами государственного финансового регу­лирования выступают

1. отраслевая структура экономики (переориентация промышленности РФ с первичной на глубокую переработку сырья, стимулирование развития малого бизнеса, поддержка ускоренного развития судостроения, авиационной промышленности, животноводства и т.д.)

2. терри­ториальные пропорции экономики (выравнивание экономического и финансового потенциала территорий страны (регионов, муниципалитетов))

3. социальная структура общества (выравнивание среднедушевых доходов населения; формирование среднего класса).

Влияние финансов на экономику:

Налоговое регулирование затрагивает процессы производства прежде всего через налогооб­ложение доходов организаций-производителей.

Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствова­ния и экономики в целом принято называть налоговым бременем(налоговым прессом, налоговой нагрузкой).

Налоговая система может оказывать негативное воздействие на экономику. Высокий уровень налогообложения субъектов хо­зяйствования ограничивает их финансовые возможности по на­ращиванию производства, а частое изменение налогового меха­низма порождает чувство неуверенности, ослабляет действен­ность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и т.п.

Снижение уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования способствует росту предпринимательской ак­тивности, ускоренному обновлению производственных фондов и расширению масштабов производства.

Предос­тавление бюджетных средств субъектам хозяйствования оказывает определенное воздействие на процессы производства, на­копления. В качестве государственных мер поддержки отдельных отраслей и видов деятельности используются субси­дии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государствен­ные и муниципальные заказы.

Практически все современные государства поддерживают сельскохозяйственных производителей на основе государствен­ных закупок их продукции, а также субсидирования процентов за пользование банковским кредитом. В последние годы приоритетными направлениями вложения государственных ресурсов в РФ являются космический и оборонный комплекс, программы развития нанотехнологий и инноваций в области коммуникаций, а так же отрасли глубокой переработки сырья.

Финансовое регулирование социальных процессов:

Объектамигосударственного финансового регулирования социальных процессов выступают: доходы и имущество социально не защищенных и низкооплачиваемых слоев населения; социальные общественные блага (услуги) и социальные программы.

Методами государственного финансового регулирования данного объектаявляются:

· финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (социальные трансфер­ты: пенсии, пособия, стипендии, жилищные субсидии, материальная помощь малоимущим гражданам и другие формы денежных выплат);

· финансирование государством социальных льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении ими товаров и услуг (лекарственные средства, медицинские, транспортные и иные услуги). Сегодня в РФ социальные льготы обычно устанавливаются в рамках реализации государственных социальных программ и включают льготы: инвалидам, детям-сиротам; ветеранам войны, пенсионерам и другим малообеспеченным слоям населения.

· налоговое регулированиедоходов, имущества граждан и юридических лиц социальной направленности: налоговые льготы, освобождение от налогообложения отдельных видов доходов, имущества социальных категорий граждан (НДФЛ, налог на имущество физических лиц, земельный налог);

· бюджетное финансирование учреждений социальной сфе­ры (образование, здравоохранение, культура, социальное обслу­живание для обеспечения их доступности населению);

· финансовое стимулированиесоздания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятель­ности, финансирование общественных работ.

Наши рекомендации